Цель: Познакомить с произведением Ф. И. Тютчева "Чародейкою зимою:"
Задачи:
- Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
- Вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста.
- Развивать и обогащать речь учащихся; творческое воображение.
- Формировать навык работы учащихся в группах.
- Развивать навыки здоровьесбережения, здоровьетворчества.
Оформление:
- Портрет Ф. И Тютчева.
- Репродукция картины И. И. Шишкина "Зима".
- Фрагменты классической музыки.
- У каждого учащегося на столе снежинки из белой бумаги.
- Тёмного цвета лист картона, зубная паста, цветные карандаши.
Ход урока
Актуализация знаний. (слайд)
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
Сегодня я вас приглашаю в зимнюю сказку.
Скажите шёпотом слово "зима"
- Какие чувства у вас возникли?
- Какие картины природы вы представили?
- Как бы произнёс эти слова человек, который не любит это время года?
- Как бы сказал эти слова человек, которому нравится зима?
Для достижения максимального результата использую метод эвристической беседы.
Знакомство с произведением Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:"
Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.
Давайте сейчас попробуем определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы подойти к описанию зимы.
Музыка:
лирическая загадочная задумчивая нежная печальная лёгкая радостная танцевальная бодрая задорная спокойная волнующая бурная весёлая величавая плавная.
При представлении содержания нового материала свою задачу вижу в том, чтобы учащиеся наиболее полно могли представить картину зимнего леса, ощутить его прелесть и красоту.
Сегодня мы отправимся в зимний лес. Войдём мы туда под звуки музыкальной зарисовки великого итальянского композитора Вивальди (звучит отрывок из второй симфонии).
Далее я показываю портрет Ф. И. Тютчева. (слайд)
Фёдор Иванович Тютчев(1803 - 1873) - один из известных поэтов 19 века, его называют мастером пейзажной лирики, певцом русской природы.
Сегодня мы познакомимся с одним из лучших стихотворений Тютчева, посвящённом описанию зимней природы "Чародейкою зимою:"
На доске:
"Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит:"
- Прочитайте строки из стихотворения.
- Можете ли вы предположить, каким видится лес поэту?
- Лес неподвижный, белый, загадочный, волшебный.
На данном этапе урока музыкальное произведение способствует эмоциональному, лирическому настрою на восприятие стихотворения.
Анализ произведения.
Задача следующего этапа моего урока - это развития и совершенствование навыка анализа поэтического произведения.
При анализе стихотворения моя деятельность состоит в том, чтобы подводить к проблеме, объяснять, переживать, поощрять, заинтересовывать, формировать мотивы учения, воодушевлять и т. д.
Работая над стихотворением, учащиеся не только выражают свои чувства, но и определяют темп, тон, громкость, выясняют особенность композиции стихотворения, определяют какое изобразительное средство языка, использовал поэт.
Анализ произведения я сопровождаю показом репродукции картины И. И. Шишкина "Зима".(слайд)
Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
- Какие чувства при чтении возникли в душе? (изумление, радость, восхищение, восторг, грусть, сожаление:)
Определите темп, громкость, тон чтения.
- Темп - средний, чуть замедленный, быстрый.
- Громкость - обычная; громче, чем обычно; тише, чем обычно; громко.
- Тон - спокойный, равнодушный, радостный, восхищённый.
Обобщение ответов учащихся.
Чтение учителем стихотворения наизусть.
Следующий этап урока - это физическая минутка.
Снежок
А ну, снежок,
А ну, дружок,
Лети , не уставай
И двор, и дом,
И школьный сад,
И нас, ребят,
Теплее укрывай! ( выполняются упражнения на различные группы мышц )
Задачей следующего этапа урока, считаю формирование навыка работы в группах, реализацию творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Работа в группах (слайд)
Первая группа получает задание: выполнить рисунок на тему: "Зима". Учащиеся рисуют на темном фоне зубной пастой зимние пейзажи.
Вторая группа работает над выразительностью чтения стихотворения, постановкой пауз (короткая пауза, пауза, длинная пауза).
Третья группа дополняет текст образными словами и выражениями.
Волшебница-зима.
В лес пришла:::..зима. Сосны и ели она нарядила в::::..шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела :::.. шапки. На рябинку накинула:::. покрывало. Веточки берёз украшены ::.. инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами ::..снег. ::::картина кругом!
Четвёртая группа пишет сочинение-миниатюру "Зима в лесу"
Вопросы:
- Как выглядит лес зимой?
- Как украсила зима деревья?
- Как выглядит иней на ветках берёз и осинок?
- На что похожи маленькие ёлочки?
- Какое чувство вызывает у вас зимнее убранство леса?
Работу в группах провожу под музыкальное сопровождение.
Результативность. (слайд)
Представление группами творческих работ - необходимое условие при работе в группах (оцениваю работы учащихся).
Итог урока.
Сегодня на уроке мы почувствовали красоту зимнего леса, увиденного Ф. И. Тютчевым, раскрыли тайну стихотворения "Чародейкою Зимою:". Поэт представляет природу живой, имеющей свой язык, и способной дать человеку почувствовать её красоту и величие.
"В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:"
(Ф. И. Тютчев.)
Далее я снова возвращаюсь к строчкам из стихотворения, написанным на доске:
"Чародейкою Зимою околдован, лес стоит"
Предлагаю ребятам поставить знак, передавая своё отношение к стихотворению:
- . - ровное, спокойное настроение
- ! - стихотворение вызвало у вас восторженное чувство, очень понравилось
- ? - не почувствовали красоту стихотворения.
Поставьте знак на снежинках, которые лежат у вас на столе.
Рефлексия - это необходимая связующая нить, между мною, как учителем и учащимися. (слайд)
Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.