Цели и задачи урока:
- ознакомление с животным миром суши через различные источники информации;
- применение метода географического моделирования для установления зависимости
видового разнообразия животных от условий природно-климатической зоны;
- повышение уровня эколого-географической грамотности учащихся.
І.Организационный момент.
- Сегодня у нас интегрированный урок экология с географией на тему “Животный мир природных зон суши ”.
Урок будет проходить в форме эколого-географической экспедиции по природным зонам с целью ознакомления с животным миром суши через различные источники информации.
На каждом пройденном этапе экспедиции будем составлять эколого-географические модели на основе реальных ситуаций.
Итак, в путь!
II. Вступительная беседа.
-Земля единственная известная учёным обитаемая планета. Сейчас на земле живёт несколько миллионов видов живых существ – грибов, растений, животных и микроорганизмов. Они очень отличаются друг от друга: и по внешнему виду, и по размерам, и по условиям обитания.
На нашей планете живут и невидимые без микроскопа бактерии и гигантские киты, достигающие в длину 30 метров. Жизнь обнаружена в глубочайших океанических впадинах и на больших высотах в стратосфере.
-Интересно, сколько же видов животных и растений в России?
-И каково их соотношение?
( дети анализируют диаграмму “Соотношение видов животных и растений России” из электронного учебника)
-Какой можно сделать вывод?
- По видовому разнообразию животные значительно опережают растения. В нашей стране насчитывается более 90 тысяч видов животных.
- В животном мире России первенствуют насекомые
( свыше 90 тысяч видов), многочисленны рыбы (их 1450 видов), видовое разнообразие птиц меньше – около 700.
- Незначительно число земноводных и пресмыкающихся – всего 160 видов.
ІІІ. Ознакомление с новым материалом.
-Наша планета – дом для огромного числа животных.
Но разные животные приспособились жить в разных условиях, и поэтому все животные на Земле обитают на определённых территориях, которые называются природно-климатическими зонами.
В каждой природной зоне определённое сочетание условий, необходимых для жизни:
- среднегодовая температура и влажность, (появляется на экране)
- световой режим и пищевые ресурсы,
- тот или иной рельеф и - растительный покров.
Поэтому для каждой такой зоны характерен свой, уникальный животный мир – совокупность видов животных, совместно населяющих эту территорию земного шара.
И для каждой природной зоны характерны свои пищевые связи.
-Сегодня мы познакомимся с животным миром некоторых природно-климатических зон Земли.
1) Итак, начнём с природной зоны тундра.
Откройте карту природных зон в атласах
- Опишите географическое положение этой зоны.
(Тундра располагается вдоль северных побережий Евразии и Северной Америки. Южнее зоны Арктических пустынь.)
- Давайте вспомним, каков климат в этой природной зоне.
(В тундре очень холодная зима, короткое прохладное лето и постоянно дуют сильные ветры. Повсеместно распространена многолетняя мерзлота, оттаивающая летом на глубину не больше 1м.
-Что можно сказать про осадки?
Осадков выпадает мало 200-300мм в год. При недостатке тепла испарение невелико, поэтому увлажнение избыточное.)
- Как климат тундры повлиял на растения?
(Основные растения мхи и лишайники, низкорослые травы, кустарники. Многие растения, прижимаясь к земле, приобретают подушкообразную форму. Так они меньше подвергаются воздействию ветра и получают больше тепла, потому что почвы здесь теплее, чем воздух. Растения растут очень медленно – всего 1-5мм в год.
При наступлении лета тундру украшает пёстрый ковёр цветов.)
- Прочитайте текст учебника на с.40 и определите состав животного мира тундры и
как они приспособились к природным условиям.
- Какие же виды животных приспособились к тундровым условиям?
( Обширные пространства тундры служат пастбищами стадам северных оленей. Кроме оленей в тундре водятся масса грызунов – полёвок, леммингов, на которых охотятся песцы, полярные волки и совы.
Летом на мелководные тундровые озёра слетаются водоплавающие птицы: гуси, казарки, кулики. Образуются огромные поселения “птичьи базары”.)
- Как зависит видовое разнообразие животных от условий природно-климатической зоны?
2) Следующая природная зона умеренных лесов.
- Где находится эта природная зона? Смотрим в атласы.
(В Северном полушарии Земли, занимая огромные пространства Евразии и Северной Америки.)
- Какие здесь произрастают леса?
(Тайга (хвойные деревья), смешанные и широколиственные леса.)
- Каков здесь климат?
( В отличии от тундры климат лесов мягче. Повышена влажность воздуха. Осадков выпадает примерно 500мм в год. Средняя температура зимой -15°, летом около 20°.
-А в тайге Сибири?
В таёжных лесах Сибири температура зимой -40°, летом около 35°.)
- А сейчас узнаем о разнообразии животного мира этой природной зоны.
(прослушивание аудиозаписи)
Наверное, нигде больше не встретишь такого разнообразия животных, как в лесу. Это связано и с более мягким климатом, и с возможностью селиться в новых условиях – на деревьях, кустарниках, а также в лесной подстилке – слое опавших листьев, хвои и веток. Деревья, кустарники, лесная подстилка представляют собой своеобразные этажи – ярусы, где обитают самые разнообразные животные. Лес похож на многоэтажный дом., в котором каждый вид организмов занимает определённый этаж.
В ярусах, занимаемых деревьями и кустарниками, наиболее заметны пернатые. Дятлы и дрозды, клесты и синицы, совы и ястребы, а также многие другие птицы селятся на деревьях и находят там пищу. Но не только птицы обитают на деревьях и кустарниках. Деревья служат прибежищем для белок, сонь, летучих мышей.
В лесах можно встретить млекопитающих – косулю и лося, зайца-беляка и енота, кабана и лисицу, волка и медведя, рысь и зубра.
Под пологом леса, на лесной подстилке прекрасно чувствуют себя рептилии: обыкновенная гадюка и медянка, безногая ящерица веретеница и живородящая ящерица, которая любит влажную, покрытую мхом почву.
Богат и разнообразен мир лесных беспозвоночных. Это и пауки и клещи, некоторые из них могут стать причиной опасного заболевания – энцефалита.
В лесу муравьи строят муравейники. В подстилке обитает много хищных жуков – жужелиц, нередко встречаются слизни – брюхоногие моллюски, не имеющие раковины. Настоящим бедствием для таёжных лесов являются нашествия гусениц сибирского шелкопряда. Поедая хвою, они обрекают деревья на гибель. (пауза)
Многие животные живут в лесу круглый год.
Одни лесные животные активны на протяжении всего года – рысь, заяц, лось, а другие, например сони, мыши, медведи, впадают в зимнюю спячку.
Другие, например большинство птиц и летучих мышей, с наступлением осени улетают из лесов на юг.
Беседа. – С чем связано многообразие животных леса?
(С более мягким климатом, чем в тундре и возможность селиться по ярусам)
- Кто занимает ярус деревьев и кустарников?
(птицы)
- Почему?
(находят пищу и прибежище от хищников)
- Кого можно встретить на ярус ниже?
(млекопитающие – лиса, косуля..)
- Что является самым нижним ярусом?
( лесная подстилка)
- Кто живёт здесь?)
3) Найдите в справочном словаре понятия степь, саванна, прерия
- Каково географическое положение степей, саванн, прерий
( Степи простираются широкой полосой к югу от лесной зоны Евразии: от Дуная до Центральной Азии. В Северной Америке они называются прериями., а в Африке – саваннами.)
- Что можно сказать про климат этой природной зоны?
(Климат степей более суровый, чем климат прерий: он характеризуется жарким летом и холодной зимой. Ветры свободно перемещаются на открытых пространствах, но не приносят большого количества осадков.
Осадков здесь выпадает 300-400мм в год. Из-за высоких летних температур испарение в 2 раза превышает количество осадков.
В саваннах климат более жаркий.)
-Что вы знаете о растительности?
(В отличие от лесной зоны здесь мало деревьев.
Основной растительностью являются разнообразные травы, преимущественно злаки.
Из-за длительных засух травы уже в середине лета жухнут и выгорают. Поэтому растения – степняки имеют глубокие корни, разветвлённые, дающие до 80% растительной массы.)
- А сейчас поработаете по электронному учебнику, периодикой и справочной литературой. Постарайтесь составить сообщение об особенностях животного мира степей.
Индивидуальный опрос 3 человека
Учитель о Красной книге
- С каждым годом на нашей планете становится всё меньше и меньше диких животных. К разряду редких отнесены и охраняемые животные нашей области и занесены в Красную книгу. (показываю книгу и зачитываю отрывки)
ІV. Домашнее задание.
- Заполнить таблицу по природным зонам.
Природные зоны суши | Географическое положение | Климат | Растительность | Животные | Экологические проблемы |
Тундра | |||||
Леса | |||||
Степи |
V.- А теперь подведём итог урока.
Вспомним, что мы теперь знаем по каждой природной зоне.
(высказывания детей о животных рассматриваемых на уроке природных зон)
VІ. Рефлексия.
- А теперь оцените своё состояние на уроке.
На доске размещены солнышко, радуга, дождь, символизирующие ваше настроение.
Поместите свой магнитик под символом, соответствующим вашему состоянию.