Цели:
- проверить, закрепить и обобщить знания учащихся об организме человека и охране его здоровья;
- учить детей обобщению и конкретизации, используя при этом сравнение и анализ;
- приучать ребят к самонаблюдению и выполнению гигиенических правил;
- эмоционально воздействуя на учащихся, воспитывать у них веру в себя, что каждый может стать сильным и выносливым.
Тип урока: обобщающий, нестандартный.
Методы и приемы: игра, рассказ, демонстрация таблиц, беседа.
Оборудование: специально приготовленные таблицы с изображением органов чувств и сердца, скелета и пищеварительной системы человека.
Здоровье народа дороже всего,
Богатство земли не заменят его,
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
Любите его и заботьтесь о нем,
Цените его и ночью, и днем.
Ход урока
Организация класса.
Вступительное слово учителя.
- Ребята! Мы закончили изучать большой раздел "Человек - живое существо (организм)".
Сегодня мы проводим обобщающий урок в форме игры "Звездный час".
Под музыку уч-ся занимают игровые места. Далее представляю команду (6-8человек) и родителей. Остальные уч-ся являются активными игроками. Затем объявляю тему урока, его цели и эпиграф.
- В окружающем мире раздел "Человек - живое существо (организм)" занимает особое место.
Я думаю, что при изучении этого раздела вы приобрели элементарные жизненно важные знания о своем организме и убедились в том, что здоровым человеком может быть только тот, кто систематически соблюдает правила гигиены.
А важность гигиенических знаний возрастает еще и потому, что возврат к изучению и углублению этих знаний предусмотрен учебной программой только в 8 классе в курсе биологии.
Так давайте посмотрим, чему мы с вами научились.
Основная часть.
Основная часть включает 3 тура. Игроки и зрители должны показать знания о строении, функциях и гигиенических навыках. От начала до конца выдерживается игровой фон урока.
1 тур
ЗАДАНИЕ 1
1 глаз (рисунок) | 2 ухо (рисунок) | 3 язык (рисунок) |
4 нос (рисунок) | 5 кожа (рисунок) | 6 сердце (рисунок) |
- Ребята посмотрите внимательно на эту таблицу. Отгадывая загадки, показывайте нужную табличку с номером.
ЗАГАДКИ
- Круглое озеро -
никогда не замерзает. (Глаз) Ответ: 1 - У чурки
две печурки. (Нос) Ответ: 4 - Всегда во рту;
а не проглотишь. (Язык) Ответ: 3 - Один говорит.
Двое глядят,
Двое слушают. (Язык, глаза, уши) Ответ: 3, 1, 2 - Плосконька досочка:
по краям обшивочка,
а в середке - дырочка. (Ухо) Ответ: 2 - Не часы,
а тикает. (Сердце) Ответ: 6
- Ребята! По-моему, здесь представлены все органы чувств. Если нет, то какой орган не является органом чувств? Ответ: 6
ЗАДАНИЕ 2
- Ребята! Посмотрите внимательно: в такой ли последовательности расположены органы чувств:
- орган зрения
- орган слуха
- орган вкуса
- орган осязания
- орган обоняния?
Если нет, как надо поменять таблички? Ответ: 5 4
ЗАДАНИЕ 3
Беседа об органах чувств:
Сколько органов чувств у человека? Назовите их. Расскажите об органе вкуса.
Примерный ответ:
Орган вкуса - язык. Он покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык и мы ощущаем вкус пищи. Языком мы различаем горькую, сладкую, кислую и соленую пищу. Языку помогают определять качество пищи органы зрения и обоняния. Когда мы берем пищу в рот, то чувствуем не только вкус, но и запах и узнаем, годится ли пища для употребления. Чтобы не повредить язык, нельзя есть очень горячую пищу и не употреблять незнакомых веществ.
Какой орган является органом обоняния? Расскажите о нем.
О чем эта загадка: Два соседа - непоседа:
День на работе, ночь на отдыхе.
Каким органом чувств являются глаза? Расскажите, какое значение имеют органы зрения?
Что нужно делать, чтобы сохранить свое зрение?
С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы и шорохи. Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь остроту слуха?
При помощи чего мы ощущаем тепло и холод?
Пословица гласит: "Чистота - залог здоровья?" Что нужно делать для того, чтобы содержать кожу в постоянной чистоте?
ЗАДАНИЕ 4
Таблица "Скелет человека"
- Какими цифрами обозначены следующие части скелета:
позвоночник 7
череп 1
лопатка 9
грудная кость 2
таз 8
плечо 3
голень 11
Вопросы и задания зрителям:
- Из каких отделов состоит рука?
- Из каких отделов состоит нога?
- Найдите на рисунке грудную клетку. Сколько в ней ребер? Какие органы предохраняет грудная клетка?
- Прощупайте на своем теле ребра, ключицы, нижнюю челюсть.
- Посмотрите, правильно ли сейчас сидите. Вспомните правила посадки за столом.
2 тур
ЗАДАНИЕ
- Запишите, в какой последовательности расположены органы пищеварительной системы, указанные цифрами.
Таблица "Пищеварительная система человека"
ротовая полость (1) - глотка (5) - пищевод (2) - желудок (3) - тонкая кишка (4) - толстая кишка (6)
Вопросы зрителям:
Чтобы быть здоровым, какой пищей надо питаться?
Что нужно делать, чтобы в наш организм вместе с пищей не попадали микробы заразных болезней и яйца глистов?
- Сейчас мы проследим путь пищи попавшей в рот.
Как питательные вещества попадают во все органы тела?
Ответ: в кишечнике пища окончательно переваривается и через стенки кишечника и кровеносных сосудов поступает в кровь и разносится ею по всем органам.
Какие органы относятся к органам кровообращения?
Ответ: сердце и кровеносные сосуды.
Покажите их на таблице.
Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не проживет и несколько минут. Какие органы дыхания находятся в грудной клетке?
Ответ: легкие.
Чем вредно курение?
Какая система объединяет организм в единое целое?
Какие органы образуют нервную систему?
3 тур
ЗАДАНИЕ
Составьте слова из слова "человек". Составляя слова, обозначающие части тела, можно использовать звезду.
Ч Е Л О В Е К + *
Чело | Лев |
Веко | Волк |
Кол | Век |
Чек | Лечо |
Лов | Плечо |
Вол | Око |
- Покажите на себе плечо, веко, око, чело.
Чело, веко - старинные слова. Мы встречаемся с ними в сказках, баснях, пословицах и поговорках. Например:
- Одно око, да видит далеко.
- Очи орлиные, а крылья комариные.
- Видит око, да зуб неймет.
После каждого тура подвожу итоги, вручаю призы. Победитель в своем заключительном слове-обращении призывает беречь свое здоровье и заботиться о нем.
Заключительное слово учителя.
- Ребята! Сегодня мы еще раз убедились, что
Человек - это сложный живой организм.
Он состоит из отдельных органов: сердца, легких, желудка, глаз, ушей и т.д.
Каждый орган имеет определенное строение и выполняет определенную работу.
Но все органы зависят друг от друга. Вместе они составляют слаженный организм.
Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу человеческого организма и выполнять правила гигиены - науки о здоровье.
Урок заканчивается под музыку песни "Если хочешь быть здоров".
Библиографический список:
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: Учебник. - М.: Вентана-Граф, 2007. - (Начальная школа ХХI века).
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2006. - (Начальная школа ХХI века).
- Ю.Г. Круглов "Русские народные загадки, пословицы, поговорки".