Урок-игра "Звездный час" по теме "Человек и его здоровье". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • проверить, закрепить и обобщить знания учащихся об организме человека и охране его здоровья;
  • учить детей обобщению и конкретизации, используя при этом сравнение и анализ;
  • приучать ребят к самонаблюдению и выполнению гигиенических правил;
  • эмоционально воздействуя на учащихся, воспитывать у них веру в себя, что каждый может стать сильным и выносливым.

Тип урока: обобщающий, нестандартный.

Методы и приемы: игра, рассказ, демонстрация таблиц, беседа.

Оборудование: специально приготовленные таблицы с изображением органов чувств и сердца, скелета и пищеварительной системы человека.

Здоровье народа дороже всего,
Богатство земли не заменят его,
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
Любите его и заботьтесь о нем,
Цените его и ночью, и днем.

Ход урока

Организация класса.

Вступительное слово учителя.

- Ребята! Мы закончили изучать большой раздел "Человек - живое существо (организм)".

Сегодня мы проводим обобщающий урок в форме игры "Звездный час".

Под музыку уч-ся занимают игровые места. Далее представляю команду (6-8человек) и родителей. Остальные уч-ся являются активными игроками. Затем объявляю тему урока, его цели и эпиграф.

- В окружающем мире раздел "Человек - живое существо (организм)" занимает особое место.

Я думаю, что при изучении этого раздела вы приобрели элементарные жизненно важные знания о своем организме и убедились в том, что здоровым человеком может быть только тот, кто систематически соблюдает правила гигиены.

А важность гигиенических знаний возрастает еще и потому, что возврат к изучению и углублению этих знаний предусмотрен учебной программой только в 8 классе в курсе биологии.

Так давайте посмотрим, чему мы с вами научились.

Основная часть.

Основная часть включает 3 тура. Игроки и зрители должны показать знания о строении, функциях и гигиенических навыках. От начала до конца выдерживается игровой фон урока.

1 тур

ЗАДАНИЕ 1

1 глаз (рисунок) 2 ухо (рисунок) 3 язык (рисунок)
4 нос (рисунок) 5 кожа (рисунок) 6 сердце (рисунок)

- Ребята посмотрите внимательно на эту таблицу. Отгадывая загадки, показывайте нужную табличку с номером.

ЗАГАДКИ

  1. Круглое озеро -
    никогда не замерзает. (Глаз) Ответ: 1
  2. У чурки
    две печурки. (Нос) Ответ: 4
  3. Всегда во рту;
    а не проглотишь. (Язык) Ответ: 3
  4. Один говорит.
    Двое глядят,
    Двое слушают. (Язык, глаза, уши) Ответ: 3, 1, 2
  5. Плосконька досочка:
    по краям обшивочка,
    а в середке - дырочка. (Ухо) Ответ: 2
  6. Не часы,
    а тикает. (Сердце) Ответ: 6

- Ребята! По-моему, здесь представлены все органы чувств. Если нет, то какой орган не является органом чувств? Ответ: 6

ЗАДАНИЕ 2

- Ребята! Посмотрите внимательно: в такой ли последовательности расположены органы чувств:

  1. орган зрения
  2. орган слуха
  3. орган вкуса
  4. орган осязания
  5. орган обоняния?

Если нет, как надо поменять таблички? Ответ: 5 4

ЗАДАНИЕ 3

Беседа об органах чувств:

Сколько органов чувств у человека? Назовите их. Расскажите об органе вкуса.

Примерный ответ:

Орган вкуса - язык. Он покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык и мы ощущаем вкус пищи. Языком мы различаем горькую, сладкую, кислую и соленую пищу. Языку помогают определять качество пищи органы зрения и обоняния. Когда мы берем пищу в рот, то чувствуем не только вкус, но и запах и узнаем, годится ли пища для употребления. Чтобы не повредить язык, нельзя есть очень горячую пищу и не употреблять незнакомых веществ.

Какой орган является органом обоняния? Расскажите о нем.

О чем эта загадка: Два соседа - непоседа:

День на работе, ночь на отдыхе.

Каким органом чувств являются глаза? Расскажите, какое значение имеют органы зрения?

Что нужно делать, чтобы сохранить свое зрение?

С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы и шорохи. Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь остроту слуха?

При помощи чего мы ощущаем тепло и холод?

Пословица гласит: "Чистота - залог здоровья?" Что нужно делать для того, чтобы содержать кожу в постоянной чистоте?

ЗАДАНИЕ 4

Таблица "Скелет человека"

- Какими цифрами обозначены следующие части скелета:

позвоночник 7

череп 1

лопатка 9

грудная кость 2

таз 8

плечо 3

голень 11

Вопросы и задания зрителям:

  1. Из каких отделов состоит рука?
  2. Из каких отделов состоит нога?
  3. Найдите на рисунке грудную клетку. Сколько в ней ребер? Какие органы предохраняет грудная клетка?
  4. Прощупайте на своем теле ребра, ключицы, нижнюю челюсть.
  5. Посмотрите, правильно ли сейчас сидите. Вспомните правила посадки за столом.

2 тур

ЗАДАНИЕ

- Запишите, в какой последовательности расположены органы пищеварительной системы, указанные цифрами.

Таблица "Пищеварительная система человека"

ротовая полость (1) - глотка (5) - пищевод (2) - желудок (3) - тонкая кишка (4) - толстая кишка (6)

Вопросы зрителям:

Чтобы быть здоровым, какой пищей надо питаться?

Что нужно делать, чтобы в наш организм вместе с пищей не попадали микробы заразных болезней и яйца глистов?

- Сейчас мы проследим путь пищи попавшей в рот.

Как питательные вещества попадают во все органы тела?

Ответ: в кишечнике пища окончательно переваривается и через стенки кишечника и кровеносных сосудов поступает в кровь и разносится ею по всем органам.

Какие органы относятся к органам кровообращения?

Ответ: сердце и кровеносные сосуды.

Покажите их на таблице.

Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не проживет и несколько минут. Какие органы дыхания находятся в грудной клетке?

Ответ: легкие.

Чем вредно курение?

Какая система объединяет организм в единое целое?

Какие органы образуют нервную систему?

3 тур

ЗАДАНИЕ

Составьте слова из слова "человек". Составляя слова, обозначающие части тела, можно использовать звезду.

Ч Е Л О В Е К + *

Чело Лев
Веко Волк
Кол Век
Чек Лечо
Лов Плечо
Вол Око

- Покажите на себе плечо, веко, око, чело.

Чело, веко - старинные слова. Мы встречаемся с ними в сказках, баснях, пословицах и поговорках. Например:

  1. Одно око, да видит далеко.
  2. Очи орлиные, а крылья комариные.
  3. Видит око, да зуб неймет.

После каждого тура подвожу итоги, вручаю призы. Победитель в своем заключительном слове-обращении призывает беречь свое здоровье и заботиться о нем.

Заключительное слово учителя.

- Ребята! Сегодня мы еще раз убедились, что

Человек - это сложный живой организм.

Он состоит из отдельных органов: сердца, легких, желудка, глаз, ушей и т.д.

Каждый орган имеет определенное строение и выполняет определенную работу.

Но все органы зависят друг от друга. Вместе они составляют слаженный организм.

Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу человеческого организма и выполнять правила гигиены - науки о здоровье.

Урок заканчивается под музыку песни "Если хочешь быть здоров".

Библиографический список:

  1. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: Учебник. - М.: Вентана-Граф, 2007. - (Начальная школа ХХI века).
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2006. - (Начальная школа ХХI века).
  3. Ю.Г. Круглов "Русские народные загадки, пословицы, поговорки".