Коллективное творческое дело "Танцевальный марафон"

Разделы: Внеклассная работа


Методика проведения: рассказ, конкурсы, выступления обучающихся.

Цели:

  1. Повысить интеллектуальный уровень обучающихся.

  2. Пропаганда культуры танца

  3. Организовать досуг обучающихся.

План подготовки

  1. Предупредить классных руководителей о проведении мероприятия (участвуют З группы).

  2. Назначить время проведения мероприятия.
  3. Написать объявление о проведении мероприятия.

  4. Раздать задания участникам.

  5. Заготовить оценочные таблицы.
  6. Подобрать музыкальное сопровождение.
  7. Подготовить костюмы.
  8. Подобрать вопросы.

План проведения

1 Вступительное слово

2. Проведение первого тура - конкурс “История танца”.

3. Конкурс вопросов.

4. Показательные номера.

5. Проведение второго тура - “Обязательный танец”.

6. Проведение третьего тура – “Оригинальный танец”.

7. Проведение четвертого тура - “Танцевальный марафон”.

8. Подведение итогов, награждение.

9. Дискотека.

Под звуки торжественной мелодии на сцену выходит распорядитель марафона. Он напоминает участникам правила проведения танцевального марафона, знакомит участников с членами жюри.

Распорядитель: Танцы! Танцы! Танцы! Опыт показывает, что самое удобное время для танцев - вечер, переходящий в ночь. Древние люди, например, танцевали в основном ночью. Днем они копали ямы-ловушки для мамонтов и гоняли саблезубых тигров. Женщины и дети украшали цветами пещеру, запасали дрова. К вечеру, умывшись и надев праздничные шкуры, все собирались в пещере, начиналось веселье. Пламя от костров поблескивало в глазах женщин, по стенам проносились причудливые тени. Вовсю работал оркестр ударных инструментов. А возле костра отдельная волосатая личность совершала ритуальный танец. Понятными всем телодвижениями танцор рассказывал о том, как “прогуливаясь за речкой у Черной скалы и встретив тамошнего медведя, он ударил его 2 раза дубиной по голове, на что тот зарычал диким голосом (1 раз) и рухнул бездыханным”.

У женщин в танце была своя тема, о которой поэт значительно более позднего времени сказал такими стихами:

В крови горит огонь желанья,
Душа тобой уязвлена,
Лобзай меня: твои лобзанья
Мне слаще мира и вина.

Во время танцев все лакомились кусочками мяса мамонта, и веселье продолжалось до тех пор, пока от поверженного гиганта не оставались рожки да ножки, то есть бивни, шкура да кости. И сейчас в исполнении ансамбля эстрадного танца “Встреча” (или другого танцевального коллектива, имеющегося в образовательном учреждении, или приглашенного) вы увидите импровизированный танец первобытных людей.

(исполняется танец)

Распорядитель: Вопрос: Как назывался танец, который сейчас на дискотеках объявляется как “быстрый танец”? А теперь слушаем ответ, за который команда получит дополнительный балл.

Ответ: Это танец пионеров и покорителей прерий. В дымных шумных тавернах за столами теснились колоритные бородатые личности. Люди пили, ели, играли в карты, ссорились и стреляли друг в друга. Но никто не обижался: Здесь было все, что украшает жизнь и придает ей остроту. Для парных танцев женщин не хватало, но все вели себя очень корректно (кольты у всех были заряжены, и никому не хотелось, чтобы веселье продолжилось без него). С тех времен и дошел до нас этот танец, когда все танцуют отдельно, врозь. Тогда он назывался ХИЛЛ-БИЛЛИ!

Распорядитель: Мы немного разогрелись и переходим к 1 туру нашего танцевального марафона - конкурсу “История танца” (участники, согласно жребиям, рассказывают о6 истории развития танцев : 1группа - чечетка, 2 группа - Румба, 3 группа – Экосез. Приложение 1).

Распорядитель: Представляем слово жюри. Максимальная оценка этого конкурса -5 баллов.

(жюри оценивает выступление команд)

Распорядитель: Вопрос: Из какой страны в Южную Америку завезено танго?

Ответ: Колыбелью танго была солнечная Испания - родина болеро, корриды и Кармен. Когда-то давно

старинный народный танец был завезен в Южную Америку (главным образом, в Аргентину), а на рубеже 19-20

веков он превратился в парный бальный танец свободной композиции с энергичным и четким ритмом. Долгие

годы танго было самым популярным танцем не только в Европе и Америке, но и у нас в России. И сейчас

ансамбль “Встреча” покажет нам свое мастерство в исполнении этого танца.

(исполняется танец)

Распорядитель: Канкан - французский кафешантанный танец с характерным высоким вскидыванием ног. Канкан - это оперетта. Оперетта - это небольшой театр, посетив который, становится ясно, что жизнь - штука чрезвычайно веселая. Там все не только танцуют, но и поют. Если разговаривают, то только про хорошее. И еще в оперетте все красивые. Канкан танцуют в основном женщины, мужчины в это время веселятся до упада за карточным столом или в буфете. Оперетта кончается свадьбой, и всем-всем весело! И концертному коллективу школы искусств № 1,   который сейчас исполнит нам стремительный канкан, тоже весело!

(исполняется танец)

Вопрос: Кто из перечисленных ниже композиторов не писал музыку для оперетт? Оффенбах, Штраус, Кальман, Легар, Стрельников, Дунаевский.

Ответ: Все указанные композиторы писали музыку для оперетт.

Распорядитель: Итак, следующий наш тур - “Обязательный танец”. Сегодня это твист.

(команды по очереди исполняют танец)

Распорядитель: слово жюри. Максимальная оценка - 10 баллов.

Распорядитель: Лезгинка - для исполнения ее нужны были горы высотой около 2 тыс. м над уровнем моря, папахи и усы (у мужчин) и национальные костюмы (у всех). Нельзя сказать, что этот танец особенно сложен. Мужчины в папахах прыгают на носках с криками “Асса! ”, поднимая одну руку горизонтально в сторону, а другую, согнутую в локте, перед грудью. Женщины, образовав круг, плавно двигаются вокруг мужчин.

Вопрос: Какой обязательный момент должен быть в конце настоящей лезгинки?

Ответ: В финале танца мужчины с тем же возгласом “Асса!” втыкивают кинжалы в землю.

Вопрос: Живой и простой по форме, он исполняется парами по кругу. У танца веселое славянское имя - Полька. Само название танца как будто говорит о том, что он родился в Польше. Где родина этого танца и почему у него польское название?

Ответ: танец появился в Праге в первой половине прошлого века и был назван так в знак солидарности чешского народа с угнетенными поляками. Вскоре он стал популярен по всей Европе как бальный танец. Некоторые польки придумывают французы, исполняют итальянские музыканты, а танцует весь мир.

Вопрос: В нашей стране проводились танцевальные конкурсы, на которых участники исполняют только один танец. Какие танцы удостоились такой чести?

Ответ: Рок-н-ролл, ламбада, брейк.

Распорядитель: рок-н-ролл - один из лучших танцев всех времен и народов. В исполнении отличных танцоров - это каскад разнообразных движений, это ураган, вихрь, цунами... В исполнении плохих - нет! Плохим танцорам рок-н-ролл не подвластен. Людям старше 16 лет этот танец можно танцевать только после тщательной разминки. Особенно осторожными должны быть лица женского пола, отважившиеся на такой шаг, так как в рок-н-ролле обнаруживается, как 6ы это поделикатнее выразиться, не вполне джентльменское обращение кавалера со своей партнершей: ее можно дергать за руку в любую сторону, крутить волчком, возить по полу... Можно даже подбрасывать в воздух. При всем этом улыбка не должна покидать ее лица ни на минуту. Желающие поменять партнершу, подбросив ее в воздух, приглашает следующую.

Свое мастерство нам демонстрирует “Встреча” - рок-н-ролл.

(исполняется танец)

Распорядитель: Третий тур нашего конкурса - “Оригинальный танец”. Команды согласно жребия исполняют на мелодию “Ламбада” танец в стиле: 1 группа - хоровод, 2 группа - Лезгинка, 3 группа - Японский танец.

(исполняются танцы)

Распорядитель: Слово жюри. Максимальная оценка - 10 баллов.

Распорядитель: Вопрос: Какой танец в 18 веке церковь и светские власти разрешали исполнять только на одном-единственном торжестве.

Ответ: “Вальс устарел”, - говорит кое-кто, смеясь.

Век усмотрел в нем отсталость и старость...

Нет, этот танец будет вечно молодым, как молоды его исполнители - ансамбль “Встреча”.

(исполняется танец)

Вопрос: Кто положил начало публичным балам в России и как они назывались?

Ответ: Указ Петра I об Ассамблеях (1718 г.) положил начало публичным балам в России. Этот Указ обязал придворных устраивать поочередно у себя в домах открытые собрания. На Ассамблеях можно было поиграть в шашки и шахматы, побеседовать со знакомыми, а главное - потанцевать. В те времена танцевали менуэт и контрданс. А коллектив школы искусств (или другой приглашенный коллектив) сейчас продемонстрирует, что умеют они.

(исполняется менуэт)

Вопрос: Придворные для обучения танца приглашали преподавателей-профессионалов из европейских стран. Их обязательно приглашали на Ассамблеи. Хореограф какой национальности наиболее ценился?

Ответ: Особенно ценились преподаватели-французы: ведь именно их родина считалась законодательницей бальных танцев, диктовали всему миру манеру исполнения. Постепенно первенство Франции

стали оспаривать Австрия, а затем Россия. Посмотрим, чему научили российские хореографы ансамбль “Встречу”.

(исполнение брейка)

Распорядитель: Итак, мы переходим к заключительному туру нашего вечера - “Танцевальному марафону”. На сцену приглашается по одной паре от группы. Пары 20 минут исполняют различные танцы. Оцениваются артистизм, техника исполнения, соответствие мелодии и характера танца.

(Мелодии: рок-н-ролл, твист, кукарача, вальс, ламбада, кантри, цыганочка, летка - енка, калинка, хава-нагила, танго, сиртаки, семь сорок, беса ме мучо, лезгинка чередуются с современными мелодиями).

(исполняются танцы)

Распорядитель: Слово жюри. Максимальная оценка - 10 баллов.

Вопрос: Ни один новогодний бал не обходился без этого танца. Назовите танец, который назывался первым общественным танцем в России?

Ответ: На Западе первыми общественными танцами являлись бранли, в России эту роль выполняли хороводы. А то, что сейчас вам продемонстрирует ансамбль “Встреча”, я думаю, напомнит вам о тех далеких балах.

(исполнение хороводов)

Вопрос: Какие три обязательных предмета вы знаете, без которых раньше невозможно было исполнение вальса?

Ответ: Для исполнения вальса, кроме умения делать определенные па, необходимы были следующие атрибуты: бальные туфли, перчатки и канифоль. Канифолью натирались подошвы туфель, чтобы фиксировать положение, ибо в вальсе шаги такие широкие, что без канифоли танцующие рискуют сделать “шпагат”. Неумеющие делать этот акробатический этюд просто падают на пол. Искусство партнера в данном случае заключается в том, чтобы суметь упасть первым и таким образом, смягчить падение партнерши. Купить или сшить бальные перчатки очень сложно. Старики вспоминают, что перчатки были по локоть и белые. Кроме того, обращение с ними - особое искусство. Перчатки надо уметь надевать и снимать (причем, знать когда), элегантно держать (терзать их в руках и обмахиваться нельзя), уметь быстро поднять оброненную дамой перчатку (причем, не поднимать все подряд, а только ту, которая обронена специально для вас). Специальных перчаток подарить мы вам не можем, а вот танец “Сказочный вальс” примите в исполнении ансамбля “Встреча”.

(исполнение танца)

Распорядитель: Слово жюри (подведение итогов, награждение).

О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!

Распорядитель: Я приглашаю вас всех на этот прекрасный танец.
(участники и болельщики исполняют вальс).

На этом наш вечер не заканчивается. Вас еще ждет праздничная дискотека.

Литература

  1. И. Лебедева. Путешествие в страну игр. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
  2. Люси Смит. Танцы. Начальный курс. - Москва: Астрель АСТ, 2001.

Приложение 1

ЭКОСЕЗ

Народный шотландский танец типа контраданса. В старину его танцевали под волынку. В России в эпоху Петра 1 он получил название “английский” и был любимым танцем на всех балах. Особенно популярным экосез становится в 30-е годы 19 столетия. Схема танца: колонна и круги. Экосез образно описывает Карло Блазес: “Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего и хорошо кадансированного мотива. То подаются они вперед, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее; ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног. Позы танцующих привлекают к себе внимание живописцев.

ЧЕЧЕТКА

Чечетка - один из самых стильных видов танца. Учиться танцевать или, как говорят профессионалы, бить чечетку, очень весело и интересно. Этот танец может быть основан на твоем собственном ритме, выстукиваемом ногами независимо от той мелодии, под которую ты танцуешь. Качества, которыми необходимо обладать чечеточнику - это хорошее чувство ритма и координация движений. Чечетка - очень зрелищный танец, ты должен любить выступать перед зрителями. Основные движения чечетки производятся ступнями и частью ноги от колена. Движения рук, головы также важны, но они только дополняют движение ног.

Происхождение чечетки.

Чечетка зародилась в Америке в 19 веке. Корни ее лежат в ирландской джиге и английской сельской чечетке - танцах первых поселенцев. Постепенно европейские танцы смешались с африканскими, завезенными в США рабами. В джиге используются сложные движения ног и ступней, в африканских же танцах ступни ног не сгибаются в то время, как тело ритмично движется под бой барабанов.

Чечетка впервые появилась, когда черные рабы на плантациях соединили в своих танцах элементы джиги и сельской чечетки со своими ритмами. Со времени чечетку стали танцевать белые, и в конце концов она стала профессиональным танцем. У танцоров появилась специальная обувь с металлическими набойками на подметках, они начали обучаться технике танца. Наибольшей популярности чечетка достигла в 1930-х годах. Ее танцевали в голливудских мюзиклах такие звезды как Фрэд Астер, Билл Робинсон, Элеонор Пауэлл и Джим Келли. Фрэд Астер - наиболее известный чечеточник. Он обучался в балетной школе и его стиль отличался особым изяществом и элегантностью.

Стиль чечетки

Чечетка или стен - это американский танец, но в несколько измененном виде он получил развитие и в Европе. Основной чертой американской чечетки, которую называют джазовой, являются свободные движения, что делает танец очень изящным и плавным.

Европейский стиль чечетки больше похож на ирландский или английский танец, который танцуют в деревянных башмаках (сельская чечетка). Движения данного стиля более пружинистые, а тело танцоров остается неподвижным.

Какой 6ы стиль чечетки ты ни выбрал, основной особенностью этого танца является то, что исполнители всегда импровизируют, выражая свое настроение посредством танца.

РУМБА

Румба - бальный танец мексиканского происхождения, использующий элементы народного кубинского танца с остросинкопированным ритмом. Получил распространение в конце 20-х годов 20 века в США и Западной Европе. Танец создан на народной песенной и танцевальной основе, в которой слились традиции 3-х культур: индейский, испанский, негритянский. С течением времени манера исполнения изменялась, совершенствовалась и сейчас более сдержанна, движения исполняются мягко и слитно. Это танец свободной композиции: движения и фигуры не имеют определенной последовательности выполнения и требуют навыков и способности импровизации.

Различают квадратную и кубинскую румбу. Квадратная румба - простой танец, его могут использовать начинающие. Его основой послужил кубинский танец. Название определяется тем, что его основу составляют движения левого и правого квадрата. Основной задачей педагогов при обучении квадратной румбе является воспитание у учащихся навыков синхронного исполнения движений, умения ориентироваться на танцплощадке, овладения национальным характером и стилем танца. Кубинская румба отличается от квадратной рисунком шагов и ритмам исполнения движений. Кубинская румба по своей схеме близка к танцу ча-ча-ча, но исполняется в более спокойном темпе. Это танец с небольшим продвижением, его можно танцевать на небольшом пространстве. Движения в основном строятся на трех шагах.