Пояснительная записка
Данный классный час – первая ступень в системе мероприятий по патриотическому воспитанию, рассчитанная на учащихся 1 класса начальной школы, возраст детей 7-8 лет.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и гражданства. Эти качества включают в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.
Формирование патриотизма и гражданства в данном возрасте необходимо начинать с воспитания любви к малой родине, с привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, с развития устойчивого познавательного интереса к прошлому и настоящему нашей Родины.
Цель данного мероприятия:
- Воспитание гражданина и патриота.
Задачи данного мероприятия:
- способствовать формированию представлений учащихся о малой родине;
- способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории малой родины ;
- содействовать развитию классного коллектива.
Основные понятия:
- малая родина, Родина.
Результатом данного мероприятия можно считать появление интереса к изучению истории родного края и Родины. Формы (беседа, игра) и методы (индивидуальная работа, групповая и коллективная) соответствуют возрасту и психофизиологическим особенностям детей.
Основные знания, умения и навыки:
- работать в группе;
- понятие “ малая родина ”;
- умение высказывать своё мнение, слушать и слышать других;
- выучить нравственные понятия.
Участники: учащиеся 1 класса и их родители, классный руководитель.
Цель данного мероприятия:
- воспитание гражданина и патриота.
Задачи данного мероприятия:
- способствовать формированию представлений учащихся о малой родине;
- способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории малой родины;
- содействовать развитию классного коллектива.
Подготовительная работа
- учащиеся вместе с родителями знакомятся с историей малой родины;
- разучивание песни “ Земной поклон, тебе земля ”;
- разучивание стихотворений.
Оборудование и инвентарь:
- Карта РФ, карта Кемеровской области и Ленинск – Кузнецкого района;
- магнитофон и аудиозапись песни “ С чего начинается Родина ”;
- фотографии и рисунки с изображением родного посёлка Восходящий;
- план - схема посёлка;
- таблички с названиями улиц;
- таблички: наша страна- Россия, наш посёлок – Восходящий;
- рисунок “ Ваза ”- релаксация мероприятия;
- альбомные листы, краски;
- фотовыставка “ Мой посёлок ”.
Ход классного часа
звучит песня “ С чего начинается Родина ”
слова М.Матусовского, музыка В.Баснера
Учитель: - Какое слово много раз повторилось в песне?
(Родина)
1 ученик:
Родина- улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка со светлым леском,
Зимний денёк со снежком,
Лёд под блестящим коньком,
Садик и школа потом.
М.Линнамячи
2 ученик:
Родина моя малая,
Я влюблена в твои радуги,
В лес твой, поля и реки
Я влюблена навеки.
Люди твои мне дороги,
Звуки твои и шорохи,
Тропки, что мною пройдены –
Это моя родина.
Н.Бибикова
Учитель:
- Какое главное слово в этих стихотворениях?
- А что такое – родина?
- У слова родина есть родственные слова – род, родился.
- А где вы родились?
Это и есть ваша малая родина.
- Как называется страна, где мы живём? (Россия)
(работа с картой)
- А где расположена наша малая родина?
(работа с картой Кемеровской области, Ленинск- Кузнецкого района)
У каждого ребёнка эмблема с места проживания.
- Разделитесь на группы. Почему вы так разделились?
- Эта ваша малая родина.
- Сегодня мы познакомимся с малой родиной тех детей, которые проживают в посёлке
Восходящий и поговорим о том, почему надо беречь и любить свою Родину.
Каждый человек, когда произносит такое тёплое, доброе слово, видит за ним свой дом, свою улицу, своих маму и папу, друзей. Именно в этом месте легче дышится, уверенно шагается, здесь звонче поют птицы, здесь синей небо и бескрайние поля.
- Что вы знаете о нашем посёлке? (рассказы детей)
- Ребята, а кто знает, как возник наш посёлок?
Учитель:
До 1973 года на месте, где сейчас расположен посёлок, была берёзовая роща, кукурузные поля и ковыльный простор. На этом месте был и построен посёлок Восходящий, так метко названный за своё рельефное месторасположение. На нашем посёлке несколько улиц. Каждая имеет своё название.
- На какой улице вы живёте? Почему она так названа?
(обратить внимание на фотографии
Игра “ Угадай улицу ”)
Игра “ Маленький архитектор”
Перед вами план нашего посёлка. Вам нужно правильно расположить названия улиц (учащиеся, проживающие на п. Восходящий выполняют задание).
- Молодцы. Вы правильно расположили название улиц.
3 ученик:
Как не любить такое место,
Не удивляться красоте, -
Стоит берёзка, как невеста,
И отражается в воде.
Её наряд узором вышит,
В глазах полосками рябит.
Она здесь клятвы часто слышит
И в тайне бережно хранит.
4 ученик:
Любимый мой посёлок,
Чудесный и красивый
Ещё ты очень молод
Средь городов России.
Твои мне парки и сады
Беречь с любовью будем,
Твоей душевной доброты
Мы в жизни не забудем.
А. Могиева
- Почему надо любить свою родину?
(варианты ответов учащихся)
Учитель:
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от врагов.
Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
- А в чём может проявляться ваша любовь к родине?
(Не сорить, ухаживать за растениями, садить цветы и саженцы деревьев).
звучит песня “ Земной поклон, тебе земля ”
музыка Н.Кудрина, слова Е.Шестаковой
5 ученик:
Есть улицы Центральные,
Высокие и важные
С витринами зеркальными
С гирляндами огней.
Но мне милей нешумные,
Милей – одноэтажные
От их названий ласковых
Становится теплей.
Пройду я по Берёзовой,
Сверну на Молодёжную
И на Вокзальной улице
Я постою в тени.
Степная и Центральная,
Строительная, Школьная
Как будто в детство давнее
Зовут меня они.
Подведение итогов:
релаксация мероприятия;
заметка в газету, экскурсия в школьный музей.
Литература
- Дереклеева Н.И. Классный руководитель 1-4 классы. Основные направления деятельности.
- Богданова О.С. Этические беседы с младшими школьниками.