I. Презентация педагогического опыта.
Тема: «Обучение ознакомительному чтению учащихся младших классов на материале немецкой сказки».
Чтение как вид речевой деятельности представляет собой коммуникативную деятельность, посредством которой осуществляется общение через книгу (текст). Основная цель чтения - извлечение информации, закодированной в тексте, понимание содержания текстовой информации. Целями обучения чтению в средней школе является формирование умения читать и понимать тексты различной степени сложности и различной жанровой принадлежности. В методике существуют различные классификации видов чтения. Чтение может быть аналитическим и синтетическим, беспереводным и переводным. В основу классификации видов чтения по Фаломкиной С.К. положено то, что определяющим является цель, как ожидаемый результат понимания. Данные виды чтения различаются по результату деятельности, а именно по степени полноты понимания.
- Ознакомительное чтение. Результатом этого чтения является понимание основного содержания текста, сюжетной линии.
- Просмотровое чтение. Целью является получение общего представления о содержащейся в тексте информации. Данный вид чтения используется при первичном ознакомлении с различными публикациями, при просмотре различных референтных источников.
- Поисковое чтение. Целью является нахождение в тексте конкретной информации: определений, формулировок, фактов, цифр.
- Изучающее чтение. Чтение с полным пониманием всех основных и дополнительных второстепенных фактов.
В данной работе представлено ознакомительное чтение, как самый распространенный вид чтения.
ПО Фаломкиной С.К., ознакомительное чтение - чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения являются быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. У учащихся необходимо сформировать следующие умения ознакомительного чтения:
- Умения, связанные с оперированием языкового материала:
- определить значение слов с опорой на языковую догадку;
- игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важным для понимания основного содержания текста;
- ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.
- Умения, связанные с пониманием содержания текста:
- определять тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы);
- прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, тематических слов;
- ориентироваться в композиции текста с целью извлечения информации;
- членить текст на смысловые части;
- выделять в каждой смысловой части главную информацию;
- выделять в тексте ключевые слова;
- устанавливать логические соотношения между выделенными фактами;
- давать оценку полученной информации.
Современный человек все больше приобщается к чтению аутентичных текстов на иностранных языках. Это требует соответствующих навыков и умений, которые нужно прививать со школьной скамьи. На младшей ступени обучения одним из основных литературных жанров, который может заинтересовать учащихся, является сказка, соответствующая возрасту учеников 5-6 классов и их интеллекту. Сказка – это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и до сегодняшних дней доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение. Проанализировав учебники данных классов, оказалось, что очень мало внимания уделяется чтению аутентичных текстов. Под аутентичными текстами понимаются тексты, которые заимствованы из коммуникативной практики носителей языка. Такие тексты отличаются живостью и яркостью стиля, образностью языка, ясностью и доступностью изложения мыслей. В учебнике 5 класса под редакцией И.Л. Бим есть только одна сказка «Die goldene Gans», в 6 классе «Die Bremer Stadtmusikanten».
II. Представление системы уроков.
На материале сказок братьев Гримм, а именно « Rotkaеppchen», «Der Froschkoenig», «Koenig Drosselbart» разработан ряд упражнений для формирования умений ознакомительному чтению. Они были выбраны в соответствии с выделенными в методике требованиями к тексту: доступны в языковом отношении, интересны для учащихся, содержание соответствует возрасту учеников, носят воспитательную ценность. Одна сказка была предложена ученикам со средними показателями с целью вызвать интерес к предмету, другая - учащимся с высоким качеством знания с целью выявить уровень знаний и потенциал класса. Сказки давались на домашнее чтение, предварительно снимая лексические трудности, на уроке осуществлялся контроль понимания прочитанного, применялась аналогия с русским языком. В процессе работы над текстом учащиеся усваивают большой объем материала, они активны, коммуникабельны, овладели умениями ознакомительного чтения:
- умения, связанные с оперированием языкового материала;
- умения, связанные с пониманием содержания текста.
Важнейшим условием формирования умений является обильная практика, которая обеспечивается системой заданий к текстам.
III. Имитационная игра.
Сегодня вашему вниманию предлагается фрагмент урока, который был показан в 6 классе на материале сказки братьев Гримм «Rotkaeppchen».
Цель: Обучение чтению с пониманием основного содержания, осуществляя выбор значимой информации.
Задачи:
- Учебная – развивать умения ознакомительного чтения.
- Развивающая–развивать внимание, наблюдательность, любознательность.
- Воспитательная – воспитание милосердия и норм нравственности.
И вот наступило время сказки…
Uebung 1. Ноert das Lied und antwortet auf die Fragen!
Wer singt dieses Lied? Wer hat das Maerchen ueber das Rotkaeppchen geschrieben?
Habt ihr dieses Maerchen auf russisch gelesen? Hat es euch gefallen? Heute lesen wir “Rotkaeppchen” von Brueder Grimm auf deutsch.
Uebung 2. Lest bitte das Maerchen, um das Wichtigste zu verstehen.
Uebung 3. Kreist die Woerter in der Liste ein, die eine grosse Bedeutung fuer die Handlung haben.
Personen
Der Koenig |
|
|
Rotkaeppchen |
|
|
Der Hase |
|
|
die Mutter |
Der Vater |
|
|
die Grossmutter |
|
|
der Wolfder |
|
|
der Jaeger |
Sachen
Der Wald |
|
|
die Sonne |
|
|
das Koerbchen |
|
|
die Brille |
Die Wand |
|
|
Kuchen |
|
|
Wein |
|
|
das Schloss |
Uebung 4 . Klatscht in die Haende , wenn der Satz dem Inhalt des Textes stimmt.
- Rotkaeppchen ist ein Junge.
- Die Grossmutter schenkte ihm ein rotes Kaeppchen.
- Rotkaeppchen ging zur Mutter, um ihr ein Stueck Kuchen und eine Flasche Wein zu bringen.
- Wie nun Rotkaeppchen in den Wald kam, begegnete ihm der Hase.
- Der Wolf frass nur die Grossmutter.
- Der Jaeger schnitt dem schlafenden Wolf den Bauch auf.
- Aus dem Bauch des Wolfes kamen die alte Grossmutter und Rotkaeppchen lebendig heraus.
Uebung 5. Lest die Saetze vor, die zu dem Inhalt des Maerchens richtig passen.
1. a) Rotkaeppchen ist ein Junge.
b) Rotkaeppchen ist ein Maedchen.
2. a) Die Mutter schenkte ihm ein rotes Kaeppchen.
b) Die Grossmutter schenkte ihm ein rotes Kaeppchen .
3. a) Rotkaeppchen begegnete dem Wolf im Wald.
b) Rotkaeppchen begegnete dem Baeren im Wald.
4. a) Der Wolf frass nur die Grossmutter.
b) Der Wolf frass die Grossmutter und Rotkaeppchen..
5. a) Der Jaeger hat den Wolf geschossen.
b) Der Jaeger hat den Bauch des Wolfes geschnitten.
6. a) Die Grossmutter und Rotkaeppchen waren tot.
b) Die Grossmutter und Rotkaeppchen kamen aus dem Wolfes Bauch noch lebendig heraus.
Uebung 6. Zu wem gehoeren diese Woerter.
- «Rotkaeppchen, bring das Koerbchen zur Grossmutter. Sie ist krank und schwach, und Wein und Kuchen werden sie staerken».
- «Wo wohnt denn deine Grossmutter?»
- «Wie gut, dass du kommst».
- «Dein liebes Rotkaeppchen. Ich bringe dir Wein und Kuchen!»
- «Grossmutter, was hast du fuer grosse Augen?»
- «Dass ich dich besser hoeren kann».
- «Hier finde ich dich endlich, du Raeuber».
Uebung 7. Stellt die Saetze in der richtigen Reihenfolge.
- Rotkaeppchen ging zur Mutter, um ihr ein Stueck Kuchen und eine Flasche Wein zu bringen.
- Es war einmal ein kleines Maedchen, das hatte jeder lieb, der es kannte- besonders aber seine Grossmutter.
- Wie nun Rotkaeppchen in den Wald kam, begegnete ihm der Wolf.
- Der Jaeger schnitt dem schlafenden Wolf den Bauch auf.
- Einmal schenkte die Grossmutter ihm ein rotes Kaeppchen, deshalb nannte alle Welt das Maedchen Rotkaeppchen.
- Der Wolf frass die Grossmutter und Rotkaeppchen.
- Aus dem Bauch des Wolfes kamen die alte Grossmutter und Rotkaeppchen lebendig heraus.
Wir haben gut gearbeitet und die Grossmutter des Rotkaeppchens hat fuer uns Kuchen gebacken.
IV. Моделирование.
Предлагается на материале сказок «Der Froschkoenig», “Die Bremer Stadtmusikanten” und “Koenig Drosselbart” смоделировать ситуацию, при которой можно было бы ввести детей в сказку.
V. Рефлексия.