Цели урока:
- Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте.
- Познакомить с биографией К. Г. Паустовского
- Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
- Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.
- Учить эмоциональному восприятию текста.
Средства обучения: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.Н. Головановой, «Родная речь»; балет «Золушка» С.С. Прокофьева, презентация ((см. приложение).
Методические приемы: слово учителя, беседа, выборочное чтение.
Ход урока
I. Организация учащихся на работу.
Учащиеся входят под музыку из балета «Золушка» С. С. Прокофьева
- Мы начинаем урок под этот вальс из балета «Золушка» С. С. Прокофьева, а в конце урока вы сами скажите, почему.
II. Сообщение темы и целей урока
В классе на доске развешаны рисунки, на которых изображены воробьи.
- Как вы думаете, зачем они к нам прилетели?
- Как вы думаете, о чем они могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)
- Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм)
- Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?
- Ребята, один из воробьев поможет ответить на вопрос: «Что же такое счастье?» Это герой сказки К. Г. Паустовского, а как она называется, догадайтесь сами:
На доске: «нпаврорастрепанный смворобейшнгой»
- Верно, это сказка «Растрепанный воробей». (Лишние буквы убираются)
Мы сегодня на уроке, будем учиться правильному и осознанному чтению, учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского.
III. Речевая разминка
1. Мимические упражнения
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке.
Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья.
Изобразить: вы пожалели воробья.
2.«Разомнем язычок»
Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы и произносить слоги:
«Ам-ам-ам-ам-ам».
Птенчики ждут пищу.
Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».
Очень вкусная пища!
Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.
Дятел
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд тдд-тдд».
3. «Произнеси верно»
Игра «Кто быстрее?». Замени первый звук на звук [р]
дом — ром |
кот — ... |
нога — .. |
- Дайте характеристику звуку [р] (Согласный, звонкий ,есть мягкая пара)
4.«Учимся скороговорить!» (проговаривание скороговорок)
Воробей, воробей, лети к кормушке не робей!
- читают про себя;
- читают хором;
- читают парами.
IV. Проверка домашнего задания
- Молодцы, ребята, воробьям понравилось!
Но одного воробья нужно помочь вернуть в сказку!
- Кто лучше всех будет работать, то и выберет сказочного воробья!
- Что делали дома? (читали сказку)
- Понравилась ли вам сказка?
- Чем именно?
- Что в этом произведении показалось необычным, удивительным и смешным?
- Кто герои сказки?
Мама
Маша
Папа
Ворона
Милиционер
Петровна
Пашка
- Какие чувства они у вас вызвали?
доброта
забота
нежность
любовь
грусть
отзывчивость
счастье
ответственность
стремление помочь
- Что значит любить?
(Осчастливить другого).
- Молодцы! (Кто-либо из ребят выбирает воробья и помещает под название сказки)
Физминутка
- Давайте поможем воробью проснуться от своего волшебного сна.
Ворбышек спит
(Дети опустили голову на грудь и расслабились).
Воробышек проснулся
(Дети подняли голову, повернули вправо – влево).
V. Знакомство с биографией К. Г. Паустовского
- Кто же главный герой сказки? (воробей Пашка)
- Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший эту сказку?
(Он способен подарить чудо)
Доклад учащегося
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.
Всю свою жизнь Паустовский любил и очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.
С 1921 года Паустовский активно начинает заниматься писательским трудом. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях – любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Тёплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».
Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки.
Учитель: На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.
VI. Словарная работа
Читают первое словосочетание с доски, затем по словарику в учебнике (с.216) находят значение этого словосочетания, аналогично со вторым словом.
VII. Чтение I части сказки детьми
Физминутка
Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.
У воробушка головушка болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Обхватить голову обеими руками и покачать ею из стороны в сторону, показывая, как у воробья болит голова.)
У воробушка спинушка болела.
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Положить руки на спину и раскачиваться.)
У воробушка крылышко,
Ох, как болело!
Ох, как болело!
(Погладить левой рукой правую руку.)
У воробушка ноженька,
Ох, как болела!
Ох, как болела!
(Разглаживать рукой «больную» ногу.)
VIII. Анализ I части сказки
- О чем рассказывается в первой части произведения? (Знакомит с семьей)
- Кто были Машины родители?
- В каком театре танцевала Машина мама?
Учитель: Машина мама работала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр.
- Найдите в рассказе описание театра, в котором танцевала мама.
- Сравните фотографию и скажите, точен ли в описании театра К. Г. Паустовский?
- Почему мама достала стеклянный букет?
- Что особенного было в обращении героини с этим букетом?
(Раньше мама никогда не разговаривала с вещами.)
- Прочитайте описание кузнеца в начале сказки.
- Что необычного в этом описании?
(Кузнец наделяется чувствами и желаниями человека: «Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула…»)
- Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши…»
- Найдите в сказке слова, которые помогают понять, что все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, зима – в этом произведении одушевляются.
(Каменный лев, что сидел внизу; не спали только Маша, отопление и зима; отопление тихонько пищало свою тёплую песню; зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)
- Почему мы сразу из первой части узнаем, что мы попали в сказку? (все предметы одушевляются, описываются так, что они живые)
- Кого должна была танцевать Машина мама? (Золушку)
- И мы с вами начали урок под балет С. С. Прокофьева «Золушка».
- Понравилась вам музыка?
IX. Итог урока. Мотивация отметок.
– Что мы делали с вами на уроке?
- С биографией какого писателя познакомились?
X. Домашнее задание
Прочитать II часть сказки – до слов «Должно быть, ворона воровала…», выбрать наиболее интересный эпизод и сделать к нему иллюстрацию.
Использованная литература:
- Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Метод. Пособие к учеб. «Родная речь. 3 класс»/Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2005. – 96с.
- Сафронова Л. Н. Значение сказки в решении проблемы литературного образования. //Сибирский учитель. - № 5 (35). - 2004 год.