Разработка урока по русскому языку для 5-го класса по теме "Двойная роль букв е, ё, ю, я"

Разделы: Русский язык


Ход урока

Вступительное слово учителя. Сегодня у нас урок-исследование. А что значит исследовать?

(Ответы детей.)

– Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним лексическое значение этого слова.

Исследовать – подвергнуть научному изучению. (4. С.254)

Сегодня нам предстоить выяснить, что за “хитрый” звук есть в русском языке и где он прячется.

1-й этап урока. Создание проблемной ситуации.

Учитель читает стихотворение В.Левитана “История с переодеванием”

Гласные звуки
Купили когда-то
По два нарядных костюма на брата.
По два костюма купили –
И рады.
И то и дело меняют наряды.
– По два костюма на брата?!
Не много ли?
Гласные звуки, я думаю щеголи,
Франты, лентяи, гуляки…
– Да что ты!
Звукам костюмы нужны для работы!
А для чего им
Переодеваться –
В этом попробуй-ка сам разобраться.

2-й этап урока “Почемучки”

Вопрос: важная составляющая исследовательских способностей, ключ к началу решения проблемы.

Задание: найти причину события с помощью вопросов.

Наводящие вопросы (при затруднении детей):

– Перечислите гласные звуки русского языка (А, О, У, Ы, Э, И, Ю, Я, Е, Ё)

– Протяните эти звуки, что вы слышите?

– Какие буквы дают один звук, а какие – два?

Один учащийся записывает на доске звуки в квадратных скобках [а], [о], [у], [ы], [э], [и], [у], [а], [э], [о].

– Что у нас получилось? (Нет звуков (ю), (я), (е), (ё)).

3-й этап урока. Выработка и постановка гипотез.

Гипотеза – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки. Рождение гипотезы – это ответ на вопрос “Почему…?”

Цель этапа: выработать мыслительные навыки: выдвижение предположений и нетрадиционных идей, обеспечивающих исследовательский поиск, успешность творческой деятельности.

Задание: найти возможную причину событий. Придумать как можно больше гипотез и провакационных идей.

(Предположительные вопросы детей.)

– Зачем букве два звука?

– Какие буквы дают два звука?

– От чего это зависит?

– Всегда ли буква дает два звука? И т.д.

4. После обсуждения учитель читает сообщение ““Хитрый” звук”.

“Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, юнга, еж и многих других”. (2. С.35)

Прочитайте слова и протяните наши звуки? Что вы слышите? О каком звуке идет речь? (Ответы детей).

Ну конечно, о звуке [j]. “Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, – но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет. Как же его находить?” (2. С.36)

4-й этап урока. Наблюдение.

Цель: развить фонетические навыки, закрепить умение систематизировать информацию.

Учитель читает лингвистическую сказку “Где прячется йот”

“В славном городе Звукобуквинске жили-были Буквы и Звуки. Дружно жили. Но всякий обращал внимание на то, что все буковки выглядели крепенькими, румяными да веселыми, а звуки были вечно грустные да бледные. А все потому, что буквы занимались спортом, а звуки ленились и часто болели. Самым распространенным недомоганием у звуков считалось острое фонетическое расстройство. То у них мягкость в голосе пропадала, а то наоборот – твердость в ногах.

Однажды в кабинет главного врача вошла бледная буква Я. Она прежде никогда не болела и была очень напугана своим самочувствием.

-Что с вами?- спросила взволнованная В.

– Я недомогаю… что-то мешает внутри.., – ответила буква Я.

– Нужен рентген!

Сказано-сделано. Посмотрела В на снимок, а там…

– У вас же внутри ЙОТ!

– Это опасно? – забеспокоилась Я.

– Нет. Это случается иногда у некоторых букв. Например, вчера обращались сестры Е и Ё, а на прошлой неделе – Ю. С ними такая же история, как у вас. Понимаете, с вами играет в прятки ЙОТ! Просто так его не увидешь. Он – невидимка и любит всех подурачить.

– Какое же лекарство вы мне посоветуете?

– Как можно чаще делайте фонетический разбор тех слов, с которыми вы работаете. Только так можно обнаружить ЙОТ!

Собрались Ю,Я,Е,Ё вместе, посоветовались друг с другом и решили быть всегда начеку, если вставали….

Они даже вскоре издали об этом специальный закон.

Но те, кто об этом законе ничего не слышал, и те, кто не умеет делать фонетический разбор, часто оказываются одураченными проказником ЙОТОМ (который больше всего на свете любит играть …в прятки!)” (2.с38)

5-й этап урока. Исследование.

“Вернемся к нашим вопросам и попробуем на них ответить, опираясь на полученную информацию:

Зачем букве два звука?

Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами.

Какие буквы дают два звука?

Ю, Я, Е, Ё.

От чего это зависит?

Мы не знаем, но можем предположить или выяснить.

Всегда ли буква дает два звука?

Мы тоже не знаем.

Перед нам стоит цель – ответить на два последних вопроса. Давайте поиграем в прятки и найдем, где прячется йот и выпишем эти места в закон букв Ю, Я, Е, Ё. Где должны стоять эти буквы, чтобы появился йот?

Слова для анализа (дети пытаются на слух определить): яма, еж, день, юла, семья, баян, жюри, съемка.

[jа]ма, [jо]ж, д[э]нь, [jу]ла, с[и]мь[jа], ба[jа]н, ж[у]ри, с[jо]мка.

Делаем вывод:

Буква дает один звук. Буква дает два звука. Появился третий костюм.
После согласного.

День, жюри

В начале слова.

Яма, еж, юла

Семья -с[и]мь[jа],
  После гласных.

Баян.

 
  После Ъ и Ь.

Съемка, семья.

 

Учитель: Возникли ли у вас новые вопросы?

Дети: Да.

– Куда исчез звук [j] после согласного?

Какой это звук: глухой или звонкий, и есть ли у него пара.

Учитель: Ответить на эти вопросы нам поможет учебник. Откройте с.31 и прочитайте параграф 31. Запишите ответы в теоретическую тетрадь.

После согласных звуков эти буквы передают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного.

Звук [j]обозначает согласный, звонкий, не имеющий пары по глухости, и мягкий, не имеющий пары по твердости. (3. С.31)

6-й этап урока. Практикум

Учитель: Я даю вам текст для работы. Подумайте, какую задачу вы перед собой поставите? Но помните правило:

Е, Ё, Ю, Я в квадратных скобках не живут.

Тюлень ел рыбу целый день,
Объелся рыбою тюлень.
Тюленя одолела лень.

И вот тюлень лежит, как пень.
Лежит и улыбается.
А мне так жить не нравится.
            С. Баруздин.

(Распределить слова в два столбика: с буквами, которые дают один звук и с буквами, которые дают два звука.)

7-й этап урока. Анализирование

Проверяем результаты. Если что-то у детей не получилось, учитель наводящими вопросами наводит их на правильное решение. Дискуссия.

8-й этап урока. Умозаключение

Делаем выводы, записываем их в тетради. Какие вопросы остались не решенными и были ли они важны при нашем исследовании. Защита по желанию.

9-й этап урока. Итог урока

Домашнее задание (зависит от результатов исследования) может быть индивидуальным.

Литература

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
  2. Крутецкая В.А. Доклады и сообщения по русскому языку для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006.
  3. Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений /М.М.Разумовская, С.И.Львова
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.