Внеклассное мероприятие по теме "Мы – хозяева нашей природы"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • воспитывать в детях доброе отношение к природе, животным, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что наносит вред окружающей среде;
  • формировать умение создавать риторический текст на заданную тему, высказывать свою точку зрения.

Эпиграфы:

  • Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем (В.Астафьев)
  • Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать. (В.Бианки)
  • Спешите делать добро, пока Вы еще не устали (Е.Антошкин)
  • Не дарите внукам печали!
    Подарите потомкам землю,
    Непорочную, как вначале.
    (У. Шульгина)

Ход мероприятия

Звучит 1 куплет песни “Родная земля” (см. Приложение 3)

Учитель: Добрый день, друзья! Конечно, вы уже догадались, о чем сегодня пойдет наш разговор. Да, мы будем говорить о природе и нас, людях, так как мы – ее хозяева. (Слайд 1. Презентацию можно просмотреть, связавшись с автором статьи!)

Вряд ли найдутся люди, равнодушные к сказочной красоте леса, прекрасного в любое время года, к чистой зелени лужаек и рощ, к необозримому простору полей и степей. А кто не любит голубизну озер и рек, оправленную в изумрудную зелень берегов, кто не мечтает увидеть “остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер”! (слайд 2)

Природа для северных народов – высшая ценность, о которой они узнают не по радио или телевидению, а из самой жизни. Они чутко понимают природу, умеют ее беречь и мудро ею пользоваться. Этому умению у них сегодня должны поучиться все другие народы. (слайд 3)

Природа в тундре скромная, неброская,
Под стать природе – души у людей...

Поэты и писатели Севера – это дети рыбаков, оленеводов, охотников. (слайд 4)

На долю каждого из них выпало много испытаний. С детства познали они тяжкий труд отцов, за плечами иных – суровая война, в которой проливали они свою кровь, защищая Россию и ее жемчужину – Сибирь. Но на суровых жизненных дорогах не растеряли они главные достоинства Человека – доброту души, чуткость ко всему живому, внимательное, доброе отношение к малой”, суровой, северной, но самой дорогой Родине.

Скажите, имена каких писателей Севера вам уже известны? (слайд 5)

Вслушайся, как торжественно, проникновенно и просто писал об этом ненецкий поэт Леонид Лапцуй: (слайд 6)

Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою!

Каждый из нас любит пройтись по лесным и тундровым тропам, полюбоваться белыми ночами, восхититься чудом планеты – северным сиянием, почувствовать, как горячи сердца северян, мы не перестаем удивляться богатству нашей второй Родины.

Послушаем, как говорят поэты Севера о своем крае. (слайд 7)

Тундра... Снежные дали без края –
Серебристый песцовый мех. (слайд 8)
Без меня проживешь ты, знаю,
Без тропинок моих и вех.
У тебя их, тропинок, без меры,
Словно косы сплелись на снегу.
Тундра, тундра! Вот я, наверно,
Без тебя прожить не смогу!
                    (Алексей Пичков)

(слайд 9)

Человек с Природой шел в сраженье!
Потоптавший тысячу невзгод,
Он шагал, веками, как саженью,
Времени отмеривая ход!

Одолел морозы он и вьюги,
Тундру покорил и приучил –
Словно шкуру жесткую зверюги,
Выделав искусно, умягчил.

Победил и выси он и дали –
И, родную землю одаря, (слайд 10)
Ей на грудь, как синие медали,
Понавесил новые моря!

Славьте, славьте, славьте Человека –
Только с ним приходит в мир Добро!
Так писало, кажется, от века
Не одно достойное перо.

Окружающий мир можно представить так, что каждая его вещь кажется живой и одушевленной. Тогда с миром надо уметь договориться, научиться быть ему нужным, считаться с его желаниями. Но мир можно представить и как бездушную безжизненную машину. В таком случае человек его переделывает, перекраивает и понемногу разрушает. (слайд 11)

Но сегодня сто противоречий
Населяют голову мою:
Надо ль, чтобы разум человечий
Был всегда с Природою в бою?

Неужели стоило рождаться
Под его высокою звездой
Только для того, чтобы сражаться
С небом, и с землею, и с водой? (слайд 12)

Разве, друг, тебе грозят, пугая,
Небеса, земля или вода?
Нет!
Нависла над тобой другая,
От тебя идущая беда.

Страшная открылась перспектива
Перед нашей маленькой Землей:
В пламени неслыханного взрыва
Стать однажды пеплом и золой. (слайд 13)

Рухнут скалы, испарятся воды,
Даже время остановит бег.
Выведавший тайну у Природы,
Что на это скажешь, человек? (слайд 14)

Где бы ни жил ты на этом свете, –
Но другой планеты не найти.
Защити леса и реки эти,
И себя, и Землю защити!
                            (Роман Ругин)

В последние десятилетия в ходе освоения месторождений нефти и газа истреблялись леса, (слайд 15) птицы, звери, рыба, разрушалась тундра, загрязнялись реки и озера. Мир кажется бесконечным складом продуктов. Но нефть и газ, из-за которых губится северный мир, заканчиваются... Приближается время, когда этот склад опустеет.

БОЛЬ ВТОРАЯ

(слайд 16)

В полдень
Олененок малый
Над ручьем склонился.
Он просил:
Мне жарко, мама,
Я хочу напиться.
– Погоди, сынок,
Потерпи немножко.
Пахнет нефтью ручеек,
Отравиться можно.
Вот пойдем подальше в тундру,
Там вода живая,
Там смеются птицы,
Утром песни напевая.
Там пушистый белый ягель
Украшает кочки.
(Слайд 17)
Там румяных спелых ягод
Столько,
Сколько хочешь.
Там другие оленята
Весело играют,
А в бору грибы-маслята
Силы набирают...
Но куда б они ни шли,
Всюду буровые,
На озерах черной смолью
Пятна нефтяные.
Фары делят в ночь
Двустволкой,
Ягель пахнет гарью.
А по тундре псы гуляют
Без хозяев, словно волки...
                       (Юрий Вэлла)

 ПЕСЕЦ (слайд 18)

По тундре –
Из конца в конец –
бежит встревоженный песец.
Бежит при солнце
и впотьмах.
Песца не голод гонит –
страх,
ведь в тех местах,
где он живет,
его опасность всюду ждет...
Вовсю грохочут буровые,
Пугают фары огневые.
Машины с трубами ползут.
А на дорогах –
нефть,
мазут…
Как мех бесценный уберечь,
когда ни сесть нигде,
ни лечь...
Коль зверю шкура дорога,
то он пускается в бега,
уносит свой бесценный мех...
Его следы
заносит снег.
(Прокопий Явтысый)

Кедровник начисто срубили,
А были кедры хороши! (слайд 19)
Когда рубили,
Говорили,
Что рубят на карандаши.
Сквозь бурелом кустарник мелкий\
Топорщит мятые листы.
Ушли испуганные белки,
Умчались с ними колонки.
Дымят встревоженные дали.
Ворчит обугленная гать.
Карандашей-то настрогали,
А что же ими рисовать?
                (Михаил Андреев)

Что объединяет все эти стихотворения?

В языческих верованиях наказание часто бывало более тяжелым, чем само преступление. Ветхий Завет ввел в систему наказаний принцип справедливости и адекватности: “Око за око, зуб за зуб”. Северные народы очеловечивали окружающий мир, верили в то, что тундра, горы, реки, море, животные, вся Вселенная, Космос могут мстить тому, кто не соблюдает законы природного мира и не стремится жить с ним в гармонии. (слайд 20)

Прочитайте следующие запреты, которые должны обязательно соблюдать живущие на Ямале взрослые и дети.

  • Не мучай животных вплоть до последнего насекомого – тебя могут постигнуть страшные мучения.
  • Не кидай камни, комья земли, снег в реку, озеро – ты ослепишь жителя подводного мира и сам ослепнешь.
  • Не стреляй из лука, не имея или не видя мишени – твоя стрела может поразить тебя самого или другого человека.
  • Не учись сквернословить – плохие слова на твоем языке оставляют зловонные следы.
  • Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности: боль земли – это боль сердца.
  1. Как вы думаете, что общего во всех вышеперечисленных запретах?
  2. Чем объясняется бережное отношение северных народов к земле и природе?
  3. Применимы ли северные запреты ко всему миру?
  4. Какие новые запреты вы предложили бы ввести на Ямале в ХХI веке?

(Работа в группах.)

Звучит “Багульник” (см. Приложение 1)

Дети зачитывают запреты, вывешивают их на доску

Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтеках, выбитые стекла, сломанные двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами заводских труб небо, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер. А жить в нем не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас.

Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это, прежде всего, наши беды. Мы, люди, – дети природы.

Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека, предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе...

Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля?

(Создание обращений, призывов к жителям планеты, страны, нашего города – в группах)

Михаил Пришвин писал: (слайд 21)

“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

Сегодня писателя нет в живых, но “его волшебный клубок” – его живое слово – катится и катится по родной земле... И мы идем вместе с ним... Учимся любить родную землю и понимать ее красоту. Но боль Земли пока остается…

Леса топорщатся, и степь клубится.
Жара изводит, и снега блестят.
Богаты мы! Но считанные птицы (слайд 22)
Над считанными рощами летят.
Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке,
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таежной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы.
                    (Р.Рождественский)

Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: (слайд 23)

Воздух – это наш отец,
Вода – мать,
Роса – национальное богатство,
Земля – дом.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм:
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

(слайд 24)

Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам.

Звучит песня “Прости, Земля”. (См. Приложение 2)