Пояснительная записка
У кого есть здоровье –
У того есть надежда.
У кого есть надежда –
У того есть все!
Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия.
Школа стремительно развивается, у нее много проблем, и наиболее ответственная и серьезная это – проблема здоровья.
Урок – основной вид деятельности обучающихся в школе. Исключить развитие утомления у обучающихся в процессе урока полностью невозможно. Но рациональная организация учебного процесса, применение здоровьесберагающих методов, технологий, средств обучения помогут снизить утомляющее воздействие урока на организм.
Каждый урок должен проводится с учетом возрастных особенностей и потребностей обучающихся их интересов и возможностей. На второй ступени обучения (к ступени относится обучающиеся 8-х классов), проводится работа по общему развитию личности. Создаются условия для самовыражения обучающихся в разных видах деятельности. Для этого возраста характерна эмоциоанальная нестабильность, противоречивость поведения, высокий риск физиологической и социально- психологической дезадаптации; замедление речи, лаконичность и однообразие ответов. Нередко проявляется двигательная заторможенность, неусидчивость, конфликтность, агрессивность.
Ведущий для обучающихся среднего школьного возраста становится рефлексивная и самыслотворческая деятельность, поэтому на уроке целесообразно использовать методы проблемного обучения, различные виды самостоятельных работ, работ в парах и группах.
Большое значение имеет насыщенность урока учебными элементами, смена ханятости обучающихся на уроке имеет большое здоровьесберегающее значение. Уроки с низкой насыщенностью учебными элементами оказывают неблагоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы и работоспособность обучающегося.
При проявлении признаков утомления с учетом содержания урока следует проводить физкультминутки:
- в первой половине урока (на 10 – 15 минутах) они способствуют активизации организма обучающихся через воздействие на мышечную и сердечно-сосудистую, дыхательную и центрально-нервную системы, интенсифицируя протекание физиологических процессов и предупреждая развитие утомления;
- во второй половине урока (25-30 минутах) упражнения должны быть направлены на снятие физического и умственного утомления.
Зная эти особенности, используя их в своей педагогической деятельности, ставя главной целью формирование здоровьесберагающих знаний и убеждений у обучающихся, формируя у них мотивацию на долгую здоровую жизнь.
Цель урока:
- повторение и систематизация знаний обучающихся об особенностях строения и функций кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма.
Задачи:
Образовательная – в ходе творческой, самостоятельной и групповой работы с дидактическим материалом актуализировать знания обучающихся о взаимосвязи строения и функций органов на примере кровообращения, дыхания и пищеварения;
Развивающая – формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
Воспитательная – воспитывать активную позицию и ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- Демонстрационные таблицы:
«Кровеносная система»,
«Дыхательная система»,
«Пищеварительная система», - Конверты с заданием для капитанов команды «Кроссворды по темам:
«Дыхание»,
«Кровообращение»,
«Пищеварение». - Сигнальные карточки красного, синего и зеленого цвета.
Ход урока
I. Организационный момент.
Необходимым условием для сохранения здоровья обучающихся является создание оптимальной среды обучения на уроке, включающей мероприятия, направленные на достижение гигиенического и эпидемиологического благополучия. Один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность обучающихся это воздушно – тепловой режим. Состояние воздушной среды характеризуются показателями температуры, влажности и подвижности воздуха. От оптимальной освещенности (использование естественной и искусственной освещенности) зависит умственная работоспособность обучающихся на уроке. Школьная мебель должна соответствовать анатомо – физиологическим особенностям обучающихся.
1. Учащиеся заранее объединяются в три команды и выбирают капитанов.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н. Толстой).
II. Проверка знаний и умений.
Звучит тихо музыка, и на ее фоне слышится щебетание птиц, плеск водопада и гул зверей.
Вступительное слово учителя.
Как все в живой природе взаимосвязано, так и организм человека представляет собой сложную систему, где все клетки, ткани и органы, их системы работают как единое целое. А для жизнедеятельности необходима энергия. Ее мы получаем с пищей, но для эффективного расщепления питательных веществ (окисления) с выделением энергии необходимо присутствие кислорода. Кислород должен дойти до каждой клетки нашего организма, поэтому транспорт его осуществляют две системы: дыхательная и сердечно – сосудистая.
Работа обучающихся в группах по выполнению заданий.
Конкурс «Приветствие»
Каждая группа обучающихся по цепочке передает правильную последовательность расположения органов в кровеносной, дыхательной и пищеварительной системах. (Стоя)
1-я группа – представляет кровеносную систему (сердце – желудочки – предсердия – артерии – вены – капилляры);
2-я группа – представляет дыхательную систему (носовая полость – гортань – трахея – бронхи – альвеолы – легкие);
3-я группа представляет пищеварительную систему (ротовая полость – глотка – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка – прямая кишка–анальное отверстие).
Конкурс «Путешествие в страну сказочного дерева»
Представьте, что вы находитесь на берегу лазурного моря, и теплый морской воздух при глубоком вдохе проникает в ваш организм, где распадается на множество мельчайших молекул кислорода, углекислого газа, азота и водяного пара. (Обучающиеся делают глубокий вдох и медленный выдох). Я предлагаю вам совершить необычное путешествие вместе с воздухом, который попадает в наш организм.
Итак, внимание! Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждет впереди много необычного.
Мы влетаем в нос! Глядите-ка, кто – то лежит рядом с нами! Кто же это? Похоже, что микробы! Осторожно не запутайтесь в волосках ноздрей! Полетели дальше, в пещеру. Осторожно стенки сверху донизу вымазаны специальной липкой слизью! А для чего она нужна? Обо всем, об этом, давайте спросим 1 группу обучающихся. (Слизь очищает и обеззараживает воздух, а также согревает и увлажняет его).
Но что же происходит с воздухом дальше? Вместе с ним продолжим свой путь и мы.
Внимание: пролетаем перекресток в горле, где начинаются два тоннеля: воздушный и пищевой.
Воздушный канал начинается гортанью и имеет специальное приспособление – надгортанник, который препятствует попаданию пищи в дыхательное горло. Какое строение и функцию имеет гортань? На этот вопрос нам ответят обучающиеся 2-й группы. (Гортань изнутри выстлана слизистой оболочкой и имеет множество рецепторов, которые быстро реагируют на маленькие кусочки пищи или вредные газовые примеси. При этом возникает кашель – усиленный выдох, благодаря которому полость гортани очищается. Помимо проведения воздуха, гортань участвует в голосообразовании).
А теперь мы несемся вниз по воздушной трубе, которая получила название – трахея.
Стенки тоннеля мерцают от легких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют маленькие реснички, которые быстро – быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы пол ведра пыли! Длина трахеи примерно 15 см. На уровне 4 – 5 грудных позвонков трахея делится на два бронха – правый и левый. Каждый бронх входит в легкое, где ветвится на мелкие бронхиолы с группой воздушных мешочков, которые похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы. Со строением и функцией альвеол нас познакомят обучающиеся 3 группы. (Стенки альвеол очень тонкие: они состоят только из одного слоя клеток. Альвеолы густо оплетены капиллярами. Все это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и легочных пузырьков. При сильном вдохе альвеолы растягиваются и могут покрыть площадь 150 м. Это в 75 раз больше, чем поверхность тела человека, площадь которого равна 2 м. Именно в альвеолах происходит газообмен между окружающей средой и кровью).
Легкие можно сравнить со сказочным «виноградным деревом». Почему деревом, спросите вы? Трахея – «ствол этого дерева», а вот и две короткие толстые «ветки» - бронхи, которые отходят влево и вправо. На них растут две большие, во всю грудь «кроны» - легкие, состоящие из 3400 млн. «ягодок» - альвеол.
Конкурс капитанов
Капитанам предлагается решить кроссворд по темам: «Кровеносная система», «Дыхательная система», «Пищеварительная система». (см. приложение 1, 2, 3)
Пока капитаны выполняют задание, обучающиеся участвуют в следующем конкурсе.
Конкурс «Найди соответствие»
1. Установите соответствие между клетками крови и их функциями и свойствами.
КЛЕТКИ КРОВИ |
СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ КЛЕТОК КРОВИ |
1. Эритроциты 2. Лейкоциты |
а) участвуют в переносе кровью О2 и СО2 б) количество в 1 мм составляет 1 в) не содержат гемоглобин г) форма не постоянная д) живут около 120 дней е) имеют белый цвет ж) зарождаются в красном костном мозге |
А |
Б |
в |
г |
д |
е |
ж |
|
|
|
|
|
|
|
2.Установите соответствие между видами иммунитета и свойствами каждого вида.
ВИДЫ ИММУНИТЕТА |
СВОЙСТВА ИМУНИТЕТА |
1.Естественный 2. Искусственный |
а)вырабатывается после введения сыворотки б)приобретается после вакцинирован в)создается на продолжительное время г)готовые антитела содержатся с рождения д) возникает в результате перенесенного заболевания е) этот вид иммунитета уберегает человека от заражения инфекционной болезнью |
а |
Б |
в |
г |
д |
е |
ж |
|
|
|
|
|
|
|
2. Из перечня биологических понятий обучающиеся находят лишнее и зачеркивают это понятие.
1) Функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная. (Двигательная)
2) Питательные вещества – сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли. (Сыр)
3) К продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо. (Сахар)
4) Пищеварительные железы расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные железы.
5) Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов. (Хищных)
6) Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая. (Двигательная)
7) В ротовой полости пища разжевывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается. (Окончательно переваривается)
Конкурс «Поле чудес»
Задание: Как называется заболевание, при котором слой артерий уплотняется за счет разрастания соединительной ткани. (Атеросклероз)
Каждая группа обучающихся называет букву, если угадали, то подходят к доске и открывают угаданную букву. Побеждает та группа, которая полностью отгадала слово.
Конкурс «Угадай»
Каждая группа получает дидактический материал с изображением «Микропрепарата клеток крови» и обучающиеся должны определить по внешнему виду эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
Конкурс «Работа с сигнальными карточками:
Красный – Синий – Зеленый»
- Кровеносная система – красный цвет
- Дыхательная система – синий цвет
- Пищеварительная система – зеленый цвет
Учитель зачитывает классу утверждения, относящиеся к разным системам организма, на которые каждый ученик из группы соотносит эти утверждения к системам поднятием сигнальной карточки.
1-я группа:
1. Артерии несут кровь от сердца к органам. (Красный)
2. При вдохе диафрагма опускается. (Синий)
2-я группа:
1. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным. (Синий – Зеленый)
2. Звук возникает только на выдохе. (Синий)
3-я группа:
1. В венах имеются клапаны, препятствующие обратному току крови. (Красный)
2. Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т.е. всасывательная
функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала. (Зеленый – Красный)
Конкурс «Да – Нет»
Учитель зачитывает классу утверждения обучающиеся каждой группы на верное утверждение делают наклоны головой «Вперед – Назад» и на ошибочное утверждение наклоны головой «Влево – Вправо».
1-я группа:
1. В состав слюны входит соляная кислота, которая нужна для расщепления углеводов. (Нет)
2. Максимальная скорость движения крови создается в аорте и артериях. (Да)
3. При выдохе объем альвеол увеличивается. (Нет)
2-я группа:
1. В толстой кишке заканчивается переваривание пищи. (Нет)
2. Обмен веществ между кровью и тканями происходит в венах. (Нет)
3. Дыхательный центр располагается в продолговатом мозге. (Да)
3-я группа:
1. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию. (Да)
2. Пульс человека в покое составляет в среднем 60 – 70 ударов в минуту. (Да)
3 Жизненной емкостью легких называется средний объем воздуха, вдыхаемый при спокойном вдохе. (Нет)
Конкурс «Собери картинку и узнай орган»
Каждая группа получает конверт с мозаикой из органа, обучающиеся должны собрать и узнать орган. (Сердце, легкие, печень)
Каждой группе обучающихся было дано домашнее задание в стихотворной форме представить, что может произойти с сердцем, легкими и печенью, если злоупотреблять вредными привычками и вести не здоровый образ жизни.
СЕРДЦЕ.
Мне так плохо, я так устало, |
||
ЛЕГКИЕ.
Ой, мы бедные, сожженные совсем, |
||
ПЕЧЕНЬ
Иссушил меня, проклятый злодей. |
Конкурс «Домашнее задание»
Обучающиеся готовили дома сообщения по темам: «Влияние окружающей среды на состояние дыхательной системы человека»; «Влияние курения на сердечно – сосудистую систему»; «Воздействие алкоголя на организм человека».
III. Подведение итогов по индивидуальным оценочным картам. Первое место занимает группа набравшая наибольшее количество баллов.
Завершить урок можно высказыванием немецкого профессора валеологии П.Фосса: « Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
IV. Рефлексия.
Самостоятельная работа обучающихся с учебником.
Учебник «Биология. Человек» автор Н.И.Сонин, М.Р.Сапин.
Стр. 138 – 143.
Задание 1. Заполните пробелы в приведенных ниже фразах.
1. Голосовые связки находятся в___________ .
2. Самый крупный хрящ гортани называется___________ .
3. Кашель – защитный рефлекс организма, возникающий в ответ на раздражение рецепторов_________________ .
4. Правое легкое состоит из______ долей, а левое – из_______ .
5. Во вдыхаемом воздухе содержание кислорода составляет примерно___________ %
Стр. 118 – 119.
Задание 2. Зарисуйте клетки крови и опишите их строение и функцию.
Стр. 148 -158.
Задание 3. Выполните тест по теме: «Пищеварение».
1. Питательные вещества выполняют функции:
а) строительную
б) энергетическую
в) двигательную
г) транспортную
2. Расщепление белков происходит в:
а) ротовой полости
б) желудке
в) тонком кишечнике
г) толстом кишечнике
3. Слюнные железы принимают участие в расщеплении:
а) белков
б) жиров
в) углеводов
г) белков и углеводов
4. Печень играет большую роль в пищеварении, так как:
а) выделяет пищеварительный сок
б) вырабатывает различные пищеварительные ферменты
в) выделяет желчь, эмульгирующую жиры
г) вырабатывает ферменты, расщепляющие жиры
5. Соляная кислота входит в состав:
а) поджелудочного сока
б) желудочного сока
в) слюны
г) содержимого толстого кишечника.
Заключение
Значение здоровьесберагающих образовательных технологий необходимо в организации работы учителя.
Программа и учебник автора Н.И. Сонина позволяют использовать эти знания практически на каждом уроке.
Через представленные материалы, прослеживается использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной деятельности по разным программам, но в одном здоровьесберегающем аспекте.
Список литературы
- Артюхова И.С. Мое здоровье и … право выбора/ Биология для школьников, 2004, № 1
- Бухина Т.Б. Зачетный урок по теме «Кровообращение» / Биология в школе, 1995, № 6
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классный руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ЧПК. – Ростов- на Дону: Издательство «Учитель», 2001.
- Петутин В.В. Строение и функции эритроцитов/ Биология в школе, 2001, № 2.