ЦЕЛЬ: изготовление изделий с элементами вышивки.
Задачи:
- ознакомить с понятиями композиция, ритм, орнамент, рапорт; симметричному построению узора, значение цвета в художественной вышивке;
- научить определению места и размера узора на изделии, технологии выполнения счетных швов (крест, роспись, гобелен и т.д.), свободной вышивке по рисованному контору узора (гладьевые швы, контурные и простейшие);
- развивать речь учащихся (способствовать обогащению и усложнению словарного запаса, усилению коммуникативных средств речи); сенсорной сферы (глазомера, ориентировке в пространстве, во времени, точности, тонкости различия цвета, тени); двигательной сферы (зрительно-двигательной координации при выполнении ручных работ), овладение моторикой мелких мышц;
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: изобразительное искусство
НОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ОРПЕДЕЛЕНИЯ:
- композиция,
- ритм
- орнамент,
- рапорт в художественной вышивке.
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ:
- выставка изделий с элементами ручной вышивки,
- образцы выполнения ручных стежков и строчек,
- инструкционные карты по выполнению счетных швов,
- учебник «Технология – 6 класс» под редакцией В.Д. Симоненко.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: рабочая коробка для выполнения ручных работ (иглы для вышивания, карандаш, ножницы, наперсток, пяльцы, ткань, канва).
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: вышивальщица.
ПОНЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА (6 класс тема: «Вышивка»)
№ недели № занятия |
ЗУН |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Образовательный продукт |
|
На уроке |
Дома |
||||
Занятие № 1 |
Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам. Вышитые и плетеные пояса, одежда, сумки, кошельки, салфетки, рушники и др. |
Организация беседы, запуск проекта |
Составление альбома летописи края, области, села: обрядов, песен, костюмов, ритуалов и др. |
Беседа с родителями (мамой, бабушкой), работа с дополнительной литературой, нахождение информации, идей о возможном применении ручной вышивки. |
Звездочка раздумья на тему «Вышивка» |
Занятие № 2
|
Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете и т.д. теплые и холодные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Способы увеличения и уменьшения рисунка. |
Организация беседы, демонстрация приемов вышивки. |
Поиск композиционного решения для проектного изделия, анализ, исследование проблемы №1. |
Выбор рисунка для вышивки, планирование проектной работы. |
Морфологический ящик. |
Занятие № 3 |
Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, набор, счетная гладь, косая стежка и др.) |
Демонстрация приемов вышивки в технике счетных швов. |
Выполнение образца вышивки в технике счетных швов, вышивка рисунка, изготовление изделия. |
Вышивка рисунка для выбранного изделия. |
Вышитый рисунок. |
Занятие № 4 |
Свободная вышивка по рисованному контуру узора (гладьевые швы, контурные и простейшие швы). Контроль знаний и умений учащихся. |
Демонстрация приемов выполнении вышивки по свободному контуру, применение простейших швов. |
Окончательная отделка проектного изделия, продумывание товарного знака и рекламы. Защита проекта. |
|
Выставка проектов. |
Урок № 1. Тема: «Отделка изделий вышивкой»
Цель: запуск проекта.
Задачи:
- ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки, традициями народов России, дополнительной литературой по рукоделию;
- развивать умение сравнивать технологию выполнения художественной вышивки различных народов;
- воспитывать внимательность, уважительное отношение к традициям других народностей.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.
ВИД УРОКА: беседа
МАТЕРИАЛЫ: образцы вышивки, изделий с элементами ручной вышивки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание урока |
Наглядное пособие |
1. |
Организационный момент |
|
|
2. |
Вводный инструктаж |
|
Классная доска |
2.1. |
Целевые установки |
Сообщение темы и цели урока |
Классная доска |
2.2. |
Мотивация |
Демонстрация изделий, украшенных ручной вышивкой (блуза, игольница, открытка, салфетка, панно). Создание ярких наглядно-образных представлений о возможности использования ручной вышивки для украшения изделий. |
Демонстрация изделий, украшенных ручной вышивкой. |
2.3. |
Актуализация опорных знаний |
Рассмотрите образец, лежащий у вас на партах. Назовите те швы, которые вам уже известны. Вспомните какие инструменты, материалы и приспособления необходимы при выполнении ручной вышивки. Назовите лишнее слово. |
Образцы простейших ручных швов. Таблица «Лишнее слово». |
2.4. |
Формирование ориентировочной основы деятельности |
Вышивка – это один из видов декоративно-прикладного искусства. Ее относят к эпохе первобытной культуры и связывают с появлением первого стежка при шитье одежды. Из шкур животных. Вышивки создавались веками и впитали в себя истории стран, народов, их культуру. В каждом изображении закладывался определенный смысл, часто вышитый рисунок предназначался для оберега владельца изделия от сглаза. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Отличительной особенностью вышивок разных народов является цвет. Чаще всего это использование красных тонов с добавлением синего и черного (для украинцев) ; бордовых, серовато-голубых на белом или сером поле – для белорусов. Вышивку народов Кавказа отличают сложность орнамента, использование бисера, аппликации. Выполнение узоров по из оленьего меха по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи, бисера распространены у народов Крайнего Севера. Бисер и золото по бархату – характерно для народов Татарии. У каждого народа самобытные способы оформления одежды. В наше время в вышивании прекрасно сочетается традиционное и современное творческое начало. |
Альбомы, журналы, дополнительная литература по рукоделию. |
3. |
Самостоятельная работа. |
|
«Звездочка раздумья» выполнение эскизов возможных изделий.
Аккуратность; эстетичность; не требующее много времени на выполнение. |
3.1. |
Текущий инструктаж |
Целевые обходы: - краткие консультации |
|
4. |
Заключительный инструктаж |
Самоконтроль и самооценка результатов работы. Обсуждение. Д/З: Беседа с родителями (мамой, бабушкой), работа с дополнительной литературой, нахождение информации, идей о возможном применении ручной вышивки. |
Возможные варианты применения ручной вышивки. |
4.1. |
Рефлексия |
Определить себя на листе настроения. |
|
|
Литература: |
|
|
Урок № 2. Тема: «Построение узоров в вышивке».
Цель: выполнить (определить) схему для вышивания проектного изделия.
Задачи:
- ознакомить учащихся с композиционным построением узоров;
- научить технике выполнения счетных швов;
- развивать моторику мелких мышц;
- воспитывать внимательность, аккуратность.
ТИП УРОКА: формирования новых знаний, умений.
ВИД УРОКА: беседа, практическая работа.
МАТЕРИАЛЫ: образцы вышивки, изделий с элементами ручной вышивки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание урока |
Наглядное пособие |
1. |
Организационный момент |
|
|
2. |
Вводный инструктаж |
|
Классная доска |
2.1. |
Целевые установки |
Сообщение темы и цели урока Приступая к работе каждый из нас должен ответить на ряд вопросов:
|
Классная доска |
2.2. |
Актуализация опорных знаний |
На какие из этих вопросов мы сможем ответить? (первые два – смотри занятие № 1). |
|
2.3. |
Формирование ориентировочной основы деятельности |
Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте. Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или группы узоров. Он оформляет и украшает изделие, подчеркивая нужные элементы. Ритмически повторяющиеся элементы орнамента называется рапортом. Выбор орнамента зависит от формы, назначения, материала из которого выполняется изделие. Место его расположения будет зависеть от композиционного решения. |
|
2.4. |
Практическая работа |
Построение орнамента. Выделение рапорта. Работа с учебником страница 115 – 116. Выполните несколько вариантов расположения орнамента на вашем проектном изделии. Выберите лучший.
|
Рабочая тетрадь Инструкционная карта. Зарисовка вариантов расположения орнамента в проектном изделии. |
2.5. |
Текущий инструктаж |
Можно ли использовать готовую схему для украшения проектного изделия? – можно. Что входит в набор для вышивки? – канва, игла, схема рисунка, набор нитей для вышивания. Кто уже пробовал выполнять вышивку, используя наборы для вышивания? (многие учащиеся поднимают руку) Когда вышивку можно назвать красивой и аккуратной? - когда соблюдается технология выполнения вышивки. Одной из наших задач является научиться качественно выполнять счетные швы. |
Образцы ранее выполненных работ учащихся. Инструкционная карта «Наш курс». |
2.6. |
Инструктаж по правилам техники безопасности |
Какие инструменты используют при выполнении ручных работ? – иглы, ножницы. Какие правила безопасной работы мы должны соблюдать? – учащиеся называют правила безопасной работы с иглой и ножницами (используем метод вживания: Я – иголка…) |
Стенд по правилам безопасной работы с иглой, ножницами. |
3. |
Самостоятельная работа |
- знакомство с инструкционной картой по выполнению вышивки крестом. - отработка приемов выполнения горизонтальных и вертикальных рядов крестиков, направленных сверху вниз, справа на лево, по диагонали. |
Образцы готовых изделий, инструкционная карта. |
3.1. |
Текущий инструктаж |
Целевые обходы:
|
Инструкционная карта. |
4. |
Заключительный инструктаж |
Самоконтроль и самооценка результатов работы. Обсуждение, выявление общих и индивидуальных ошибок. Уборка рабочих мест. Д/З – закончить образец выполнения вертикальных и горизонтальных рядов крестиков, разработка плана работы над проектным изделием. |
|
4.1. |
Рефлексия. |
Самооценка по шкале «научился многому – не научился ни чему». |
|
|
Литература |
|
|
Урок № 3. Тема: «Вышивка в технике счетных швов»
Цель: выполнить вышивку проектного изделия.
Задачи:
- развивать моторику мелких мышц;
- воспитывать внимательность, аккуратность.
ТИП УРОКА: закрепление знаний и способов действий.
ВИД УРОКА: практическая работа.
МАТЕРИАЛЫ: образцы вышивки, изделий с элементами ручной вышивки, рабочая коробка для выполнения ручных работ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание урока |
Наглядное пособие |
1 |
Организационный момент |
|
|
2. |
Вводный инструктаж |
|
Классная доска |
2.1. |
Целевые установки |
Сообщение темы и цели урока. |
Классная доска |
2.2. |
Мотивация |
…Лоскуток ткани, лежащий передо мной, содержит в себе целый мир. На него еще не нанесен ни один стежок, и ничто не нарушает его законченности. Но я знаю, что смогу преобразить его и вложить в него иной, отличный от первоначального смысл. И тогда заиграет, заискриться, переливаясь всеми цветами, восхитительная вышивка на моем очередном изделии. |
Образцы проектных изделий, выполненные учащимися. |
2.3. |
Актуализация опорных знаний. |
Назовите варианты выполнения шва «полный крест». Объясните принцип закрепления нити на ткани (канве) без узелка. Как определить оптимальную длину нити, используемую для вышивания. |
Образцы выполненных швов в технике «полный крест» |
2.4. |
Формирование ориентировочной основы деятельности |
Многоцветная вышивка выполняется по схеме. Каждый значок или цифра на схеме обозначают определенный цвет. Сколько нитей полотна (канвы) захватывает крестик – определяется толщиной ткани (канвы) и толщиной нитей, используемой при вышивании. Схему лучше всего разделить на квадраты по 10 х 10 клеточек каждый. Далее необходимо определить центр схемы, место расположения вышивки (центр). Выполнив анализ рисунка, определиться с чего лучше начинать выполнение вышивки. Работу по большим схемам лучше всего начинать с центра. |
Образцы готовых изделий, вышивок . |
2.5. |
Инструктаж по правилам техники безопасности. |
Повторение правил безопасной работы с иглами и ножницами. |
Инструктаж по технике безопасности. |
3. |
Самостоятельная работа |
|
Инструкционные карты, план работы над проектным изделием, схемы вышивки. |
3.1. |
Текущий инструктаж |
Целевые обходы:
Самоконтроль поэтапного качества операций. |
Схемы, эскизы, образцы готовых изделий. |
4. |
Заключительный инструктаж |
Самоконтроль и самооценка результатов работы. Обсуждение, выявленных общих или индивидуальных ошибок. Похвала, одобрение. Д/З : закончить работу над вышивкой проектного изделия. |
|
4.1. |
Рефлексия |
Определите себя на листе настроения. |
|
|
Литература |
|
|
Урок № 4. Тема: «Вышивка по рисованному контуру».
Цель: окончание работы над проектным изделием.
Задачи:
- ознакомить учащихся с правилами окончательной отделки изделия;
- развивать моторику мелких мышц;
- воспитывать внимательность, аккуратность.
ТИП УРОКА: урок контроля знаний.
ВИД УРОКА: практическая работа, урок - зачет.
МАТЕРИАЛЫ: образцы вышивки, изделий с элементами ручной вышивки, рабочая коробка для выполнения ручных работ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание урока |
Наглядное пособие |
1 |
Организационный момент |
|
|
2. |
Вводный инструктаж |
|
Классная доска |
2.1. |
Целевые установки |
Сообщение темы и цели урока. |
Классная доска |
2.2. |
Актуализация опорных знаний |
Проведение контрольного теста по теме «Вышивка». |
Тест |
2.3. |
Формирование ориентировочной основы деятельности. |
Применение простейших швов для окончательного завершения работы над проектным изделием. Разработка экономического обоснования проекта (подсчет стоимости проектного изделия) Контроль качества (диаграмма паучок). Окончательная отделка изделий. |
Проектные изделия. |
2.4. |
Инструктаж по правилам техники безопасности |
Организация рабочего места при завершении работы над проектным изделием. |
Инструкции по технике безопасности |
3. |
Самостоятельная работа |
|
Проектные изделия |
3.1. |
Текущий инструктаж |
Целевые обходы:
|
|
4. |
Заключительный инструктаж |
Организация самооценки, взаимооценки, оценки учителя (работа в диаграмме паучок) Уборка рабочих мест. Организация выставки проектных изделий. |
Выставка проектов. |
4.1. |
Рефлексия |
Координатная плоскость (понравилось – не понравилось; научился много – не научился ни чему). |
|
|
Литература |
|
|