Повторительно-обобщающий урок по синтаксису и пунктуации в старших классах

Разделы: Русский язык


 (1) Аркадий Николаевич любил, чтобы в доме у него было шумно и оживле(н,нн)о4.
(2) Изредка6 ему нравилось сюрпризом устроить для своей молодежи неожида(н,нн)ое2 развлечение и самому принять в нем участие. (3) Неизме(н,нн)ое участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич и в ёлке. (4) Этот детский праздник почему(то) доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. (5) (Ни)кто из домашних (не)умел лучше его придумать каждому подарок по вкусу.
(6) Аркадий Николаевич любил, что(бы) у него ёлка выходила на славу…
(7)….У дверей передней громко затрещал звонок. (8) Тина уже бежала туда стремглав, (на)встречу целой толпе детишек, улыбающихся, румяных с мороза, запуше(н,нн)ых снегом и внесших за собою запах свежих яблоков.
(9) Приезжали все новые и новые гости. (10) В зале еще (не)зажигали огня. (11) Огромная ёлка стояла посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом4. (12) Там и здесь на ней тускло поблескивала, отражая свет уличного фонаря, позолота цепей, орехов и картонажей5.
(13) Под громкие звуки марша из «Фауста» были поспешно зажжены свечи на ёлке.
(14) (За)тем Аркадий Николаевич собственноручно2 распахнул настежь двери столовой, где толпа детишек, ошеломле(н,нн)ая2 внезапным ярким светом и ворвавшейся2 к ним музыкой, точно окаменела в наивно изумле(н,нн)ых забавных позах7. (15) (С)начала6 робко, один за другим, входили они в залу и с почтительным любопытством ходили кругом ёлки, задирая2 (в)верх свои милые мордочки. (16) Но через несколько минут, когда подарки уже были  розданы6, зала наполнилась невообразимым2 гамом, писком и счастливым звонким детским хохотом7. (17) Дети точно оп(.?.)янели от блеска ёлочных огней, от смолистого аромата, от громкой музыки и от великолепных подарков. (18) Старшим (ни)как (не)удавалось собрать их в хоровод вокруг ёлки, потому(что)  то  один, то другой вырывался из круга и бежал к своим игрушкам, оставле(н,нн)ым кому(нибудь) на време(н,нн)ое хранение7.
(По А.И.Куприну)

Задания к тексту.
1. Определите стиль текста:

  1. художественный
  2. научный
  3. публицистический
  4. разговорный

2. Какой тип речи представлен в предложениях 13 – 18?

  1. описание
  2. повествование
  3. повествование и описание
  4. рассуждение

3. Определите тему и основную мысль текста.
4. Укажите номера предложений, осложненных однородными членами.
5. Укажите предложения с обособленными обстоятельствами.
6. Найдите сложноподчиненные предложения. Определите виды придаточных.
7. Укажите слова, образованные способом сложения.
8. Сгруппируйте слова со скобками по видам орфограмм. Объясните их написание.
9. Выполните задания под цифрами.