Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Программа включает в себя следующие направления:
- образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
- воспитательное;
- спортивно-оздоровительное направление.
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.
Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение населенных пунктов и школ, очистка рек, работа на пришкольных учебно-опытных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.
Экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах и экспедициях дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.
Задачи:
- воспитательные:
- вовлечение каждого участника смены в процессе организации коллективно –
- творческой и исследовательской деятельности;
- приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
- формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;
- формирование у детей здорового образа жизни.
- организационно – практические:
- развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей;
- формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения и составление экологического паспорта станицы
Кадровое обеспечение: учителя естественно – научного цикла.
Участники: учащиеся школы 5-7 класс.
Форма проведения: лагерь с дневным пребыванием учащихся и двухразовым питанием (завтрак и обед).
Количество учащихся: 15-20 человек.
I Эколого-краеведческое направление
№ | Наименование темы | Теоретическое занятие | Практические занятия | |
---|---|---|---|---|
В помещении | На местности | |||
1 | Экология. Цивилизация. Культура | 1 | 2 | 1 |
2 | Экология окружающей среды | 9 | 4 | 5 |
3 | Экологический паспорт населённого пункта | 2 | 3 | 3 |
4 | Охрана природы и туризм | 2 | 10 | |
Итого | 14 | 9 | 19 | |
Итого 42 часа |
1. Экология. Цивилизация. Культура (4 часа)
Теоретическая часть - 1 час
Глобальные экологические проблемы человечества. Режим природы – основа жизни. Значение природы в жизни населения Краснодарского края. Региональные экологические проблемы.
Практическая часть - 3 часа
Дискуссия – практикум «Экологические проблемы Земли и пути их решения». (1)
Театрализованная игра на местности «Посвящение в экологи».(2)
2. Экология окружающей среды (18 часов)
Теоретическая часть - 9 часов
Атмосферный воздух, водные ресурсы, почвы: проблемы их использования и охраны.
Методы изучения водных экосистем. Флора и фауна.
Типы почв. Почвы населённого пункта. Меры по сохранению плодородия почв.
Воздух - основа здоровья человека.
Влияние шума на организм человека.
Взаимодействие организмов в природе. Животные и растения населённого пункта. Опасные и ядовитые грибы и растения Краснодарского края. Растения индикаторы окружающей среды. Лекарственные растения населённого пункта.
Практическая часть - 9 часов
Практикум «Оценка состояния воды в реке. Морфометрические показатели водоёма: промеры глубин, определение скорости течения реки. Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах». (1)
Практикум «Заготовка лекарственных растений»
Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».
Практикум «Растения охраняют растения»
Игра на местности «Путешествие в страну Агрос»
Экскурсия в лабораторию «Экологическое изучение почв. Определение кислотности почв населённого пункта»
Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам».
Практикум «Озеленение территории школьного двора»
3. Экологический паспорт населённого пункта (8 часов)
Теоретическая часть - 2 часа
Населённый пункт, в котором я живу. Методы изучения экологического состояния среды. Эстетическая роль и значение зелёных насаждений.
Практическая часть - 6 часов
Экскурсия «Рекогносцированное обследование территории населённого пункта. Антропогенные факторы, влияющие на экологическое состояние данного сельского поселения».
Экскурсия «Экологическое изучение растительности населённого пункта. Биологические особенности основных пород деревьев, используемых в озеленении территории и в парке».
Практикум «Оформление учебно – экологической тропы».
Творческий конкурс «Моя малая родина».
Практикум «Составление экологического паспорта населённого пункта»
4. Охрана природы и туризм (12 часов)
Теоретическая часть - 2 часа
Правила поведения в природе. Теоретические основы туризма. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях.
Основные типы современных антропогенных воздействий на природу. Редкие растения и животные родного края. Красная Книга. Погода и её предсказания.
Практическая часть - 10 часов
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в зоопарк.
Экологический патруль «Влияние туризма на видовой состав растительного
сообщества реки».
II Воспитательное направление
Направления деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
---|---|---|---|
Самоуправление | Выборы актива, ежедневное и итоговое подведение итогов. Организация жизнедеятельности звеньев «Осы», «Пчёлки» и «Муравьи». Выпуск газеты «Родничок», молний. | ||
Ценностно-ориентированная | Встреча с главой администрации сельского поселения | Встреча с ветеранами | Митинг у памятника, погибших односельчан |
Общественно-полезная | - Благоустройство цветочных клумб. - Трудовой десант «Чистая среда» |
Тимуровский десант | Акция «Памятник» |
Художественно-эстетическая | - Конкурс рисунков «Мои любимые цветы» - Конкурс стихов о природе - Праздник«Путешествие Воздушного шарика» |
- Конкурс рисунков «Природа родного края» - Выпуск газеты «Лесная газета» - Праздник «Жизнь Голубой капельки» |
- Фотоконкурс «Зелёная планета» - Конкурс кроссвордов |
Диагностика | Ежедневное подведение итогов на экране настроения | ||
Познавательная | Игра «Ноев ковчег» | Игра «В гости к лягушке» | Викторина «Что? Где? Когда?» |
III Спортивно-оздоровительное направление
- Ежедневная утренняя зарядка «Мы проснулись!».
- Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»
- Беседы медсестры:
- «Первая помощь при укусе насекомым»;
- «Чем опасны клещи»;
- «Где ты найдёшь витамины»;
- «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;
- «Помоги своему зубу».
- Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры».
- Конкурс «Мы - Робинзоны»
Механизм реализации программы
Содержательная часть программы реализуется в течении 15 дней. Основное время отводится проектно – исследовательской работе, сочетающей, как учебно – трудовую, так и образовательную деятельность.
Каждый день, в течении 1 часа, проводится теоретическое изучение материала образовательной части, которое завершается занятием из практической части (практикум, экскурсия, игра и т.д.), продолжительностью от 1 до 4 часов, большая часть из которых проводится на открытом воздухе, в природе. Программой предусмотрено выполнение конкретных посильных практических дел (экологический патруль, озеленение школьной территории и т.д. ) и исследований.
На проведения мероприятий воспитательной и оздоровительной части отводится ежедневно по 1 часу.
Ожидаемые результаты
- 1. Исследовательские умения:
- Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;
- Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
- Организационно - пропагандистские умения:
- Применение знаний законодательства об охране природы;
- Планирование практических дел по охране природы;
- Пропаганда эколого – туристической культуры;
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Поведенческие умения:
- Формирование умений правильного поведения в природе;
- Умение выбора места и устройства бивака.
- Опознавательные умения:
- Распознавание объектов природы;
- Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
- Преобразовательные умения:
- Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.
- Тиражирование опыта
- Проведение школьных конференций по итогам работы
- Проведение семинаров для учителей района с целью распространения опыта
- Публикация заметок и статей в местной печати.