Программа работы летнего профильного экологического лагеря

Разделы: Экология


Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Программа включает в себя следующие направления:

  • образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
  • воспитательное;
  • спортивно-оздоровительное направление.

Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и спортивного часа.

Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение населенных пунктов и школ, очистка рек, работа на пришкольных учебно-опытных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.

Экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах и экспедициях дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.

Задачи:

  • воспитательные:
    • вовлечение каждого участника смены в процессе организации коллективно –
    • творческой и исследовательской деятельности;
    • приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;
    • формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;
    • формирование у детей здорового образа жизни.
  • организационно – практические:
    • развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской деятельности у детей;
    • формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;
    • изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения и составление экологического паспорта станицы

Кадровое обеспечение: учителя естественно – научного цикла.
Участники: учащиеся школы 5-7 класс.
Форма проведения: лагерь с дневным пребыванием учащихся и двухразовым питанием (завтрак и обед). Количество учащихся: 15-20 человек.

I Эколого-краеведческое направление

Наименование темы Теоретическое занятие Практические занятия
В помещении На местности
1 Экология. Цивилизация. Культура 1 2 1
2 Экология окружающей среды 9 4 5
3 Экологический паспорт населённого пункта 2 3 3
4 Охрана природы и туризм 2   10
  Итого 14 9 19
  Итого 42 часа

1. Экология. Цивилизация. Культура (4 часа)

Теоретическая часть - 1 час

Глобальные экологические проблемы человечества. Режим природы – основа жизни. Значение природы в жизни населения Краснодарского края. Региональные экологические проблемы.

Практическая часть - 3 часа

Дискуссия – практикум «Экологические проблемы Земли и пути их решения». (1)
Театрализованная игра на местности «Посвящение в экологи».(2)

2. Экология окружающей среды (18 часов)

Теоретическая часть - 9 часов

Атмосферный воздух, водные ресурсы, почвы: проблемы их использования и охраны.
Методы изучения водных экосистем. Флора и фауна.
Типы почв. Почвы населённого пункта. Меры по сохранению плодородия почв.
Воздух - основа здоровья человека.
Влияние шума на организм человека.
Взаимодействие организмов в природе. Животные и растения населённого пункта. Опасные и ядовитые грибы и растения Краснодарского края. Растения индикаторы окружающей среды. Лекарственные растения населённого пункта.

Практическая часть - 9 часов

Практикум «Оценка состояния воды в реке. Морфометрические показатели водоёма: промеры глубин, определение скорости течения реки. Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах». (1)
Практикум «Заготовка лекарственных растений»
Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».
Практикум «Растения охраняют растения»
Игра на местности «Путешествие в страну Агрос»
Экскурсия в лабораторию «Экологическое изучение почв. Определение кислотности почв населённого пункта»
Экскурсия – практикум «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам».
Практикум «Озеленение территории школьного двора»

3. Экологический паспорт населённого пункта (8 часов)

Теоретическая часть - 2 часа

Населённый пункт, в котором я живу. Методы изучения экологического состояния среды. Эстетическая роль и значение зелёных насаждений.

Практическая часть - 6 часов

Экскурсия «Рекогносцированное обследование территории населённого пункта. Антропогенные факторы, влияющие на экологическое состояние данного сельского поселения».
Экскурсия «Экологическое изучение растительности населённого пункта. Биологические особенности основных пород деревьев, используемых в озеленении территории и в парке».
Практикум «Оформление учебно – экологической тропы».
Творческий конкурс «Моя малая родина».
Практикум «Составление экологического паспорта населённого пункта»

4. Охрана природы и туризм (12 часов)

Теоретическая часть - 2 часа

Правила поведения в природе. Теоретические основы туризма. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях.
Основные типы современных антропогенных воздействий на природу. Редкие растения и животные родного края. Красная Книга. Погода и её предсказания.

Практическая часть - 10 часов

Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия в зоопарк.
Экологический патруль «Влияние туризма на видовой состав растительного сообщества реки».

II Воспитательное направление

Направления деятельности 1 неделя 2 неделя 3 неделя
Самоуправление Выборы актива, ежедневное и итоговое подведение итогов. Организация жизнедеятельности звеньев «Осы», «Пчёлки» и «Муравьи». Выпуск газеты «Родничок», молний.
Ценностно-ориентированная Встреча с главой администрации сельского поселения Встреча с ветеранами Митинг у памятника, погибших односельчан
Общественно-полезная - Благоустройство цветочных клумб.
- Трудовой десант «Чистая среда»
Тимуровский десант Акция «Памятник»
Художественно-эстетическая - Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»
- Конкурс стихов о природе
- Праздник«Путешествие Воздушного шарика»
- Конкурс рисунков «Природа родного края»
- Выпуск газеты «Лесная газета»
- Праздник «Жизнь Голубой капельки»
- Фотоконкурс «Зелёная планета»
- Конкурс кроссвордов
Диагностика Ежедневное подведение итогов на экране настроения
Познавательная Игра «Ноев ковчег» Игра «В гости к лягушке» Викторина «Что? Где? Когда?»

III Спортивно-оздоровительное направление

  1. Ежедневная утренняя зарядка «Мы проснулись!».
  2. Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»
  3. Беседы медсестры:
    • «Первая помощь при укусе насекомым»;
    • «Чем опасны клещи»;
    • «Где ты найдёшь витамины»;
    • «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;
    • «Помоги своему зубу».
  4. Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры».
  5. Конкурс «Мы - Робинзоны»

Механизм реализации программы

Содержательная часть программы реализуется в течении 15 дней. Основное время отводится проектно – исследовательской работе, сочетающей, как учебно – трудовую, так и образовательную деятельность.

Каждый день, в течении 1 часа, проводится теоретическое изучение материала образовательной части, которое завершается занятием из практической части (практикум, экскурсия, игра и т.д.), продолжительностью от 1 до 4 часов, большая часть из которых проводится на открытом воздухе, в природе. Программой предусмотрено выполнение конкретных посильных практических дел (экологический патруль, озеленение школьной территории и т.д. ) и исследований.

На проведения мероприятий воспитательной и оздоровительной части отводится ежедневно по 1 часу.

Ожидаемые результаты

  1. 1. Исследовательские умения:
    • Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;
    • Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
  2. Организационно - пропагандистские умения:
    • Применение знаний законодательства об охране природы;
    • Планирование практических дел по охране природы;
    • Пропаганда эколого – туристической культуры;
    • Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Поведенческие умения:
    • Формирование умений правильного поведения в природе;
    • Умение выбора места и устройства бивака.
  4. Опознавательные умения:
    • Распознавание объектов природы;
    • Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
  5. Преобразовательные умения:
    • Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.
  6. Тиражирование опыта
    • Проведение школьных конференций по итогам работы
    • Проведение семинаров для учителей района с целью распространения опыта
    • Публикация заметок и статей в местной печати.