Цели и задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с различными аспектами культурного развития человечества: историей существования, гибели и открытия Трои Генрихом Шлиманом, вкладом Шлимана в историческую и археологическую науку.
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление и речемыслительную деятельность
- развивать способности учащихся к догадке, антиципации, обобщению, сравнению; развивать психические функции: внимание (переключение и увеличение его объёма);
- развивать умение делать выводы на основе прочитанного, выражать различные виды оценки фактов, событий, явлений;
- развивать такие черты характера, как трудолюбие, самостоятельность, целеустремлённость, активность.
Учебные:
- развивать умение читать: уметь привлекать дополнительную информацию в процессе чтения конкретного печатного источника, включая знания об авторе, его мировоззрении, эпохе; уметь понять основную идею, смысл текста, уметь выбрать главное (или нужное) из одного или нескольких текстов;
- развивать речевые умения на основе прочитанного материала;
- освоить дополнительные возможности электронных таблиц и их использование при составлении тестов и кроссвордов;
- сформировать умение организовать поиск информации в Интернете, необходимой для решения поставленной задачи.
Воспитательные:
- воспитывать понимание роли отдельного человека в культурном развитии человечества, уважительное отношение к культурным ценностям; развивать навыки самостоятельной работы, воспитывать трудолюбие, чувство прекрасного;
- привить учащимся навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной и последующей профессиональной деятельности.
Содержание слайдов презентации (Приложение 1)
Слайд №2: аудирование: мотивация учащихся к речемыслительной деятельности.
Слайд №3: логическая последовательность событий, раскрывающих содержание темы цикла Мечта – Действия - Открытия – Находки - Вклад в развитие мировой культуры.
Обозначения навигации: «zurueck»- назад; «weiter» - вперёд; «Ende»- конец; «Pruefe» - проверь.
Урок 1
Учебная задача: развитие речевых умений на основе прочитанного текста (ознакомительное чтение).
Раздел “Traum” («Мечта»: слайды №4, 5, 6)
Слайд №4: чтение отрывка из автобиографии Г.Шлимана.
Установочное задание: Прочитайте и ответьте на вопросы.
Установочные вопросы: Что послужило толчком к находке Трои Г.Шлиманом? К какому решению он пришёл?
1. Was war der Anstoß zum Fund von Troja für Heinrich Schliemann?
2. Zu welchem Beschluss ist er gekommen?
Lesen Sie einen Auszug aus seiner Selbstbiografie und beantworten Sie diese Fragen.
Obgleich mein Vater weder Philologe noch Archaeologe war, hatte er ein leidenschaftliches Interesse fuer die Geschichte des Altertums; oft erzaehlte er mir mit warmer Begeisterung von dem tragischen Untergange (гибели) von Pompeji… Oft auch erzaehlte er mir bewundernd ueber die Taten der homerischen Helden und die Ereignisse des Trojanischen Krieges, und stets fand er dann in mir einen eifrigen Verfechter (Verteidiger) der Sache Trojas. Mit Betruebnis (traurig) erfuhr ich von ihm, dass Troja so gaenzlich zerstoert worden war, dass es ohne eine Spur zu hinterlassen (бесследно) vom Erdboden verschwunden sei (якобы исчезла).
Im Buch “Weltgeschichte fuer Kinder” fand der kleine Heinrich eine Abbildung (Reproduktion) des brennenden Troja mit seinen ungeheuren Mauern (стенами), die auf ihn einen großen Eindruck gemacht haben. …auf meine Frage, ob denn das alte Troja einst wirklich so starke Mauern gehabt habe, wie sie auf jenem Bilde dargestellt waren, bejahte er (bestaetigte) er dies. “Vater”, sagte ich darauf, “wenn solche Mauern einmal dagewesen sind, so koennen sie nicht ganz vernichtet (уничтожены) sein, sondern sind wohl unter dem Staub und Schutt von Jahrhunderten verborgen (versteckt).” Nun behauptete er wohl das Gegenteil, aber ich blieb fest bei meiner Ansicht, und endlich kamen wir ueberein, dass ich Troja ausgraben sollte.
Es mussten freilich noch vierzig Jahre vergehen, bis Schliemann mit der Verwirklichung seines Kindheitstraumes beginnen konnte.
Принцип индивидуализации обучения: полужирным курсивом выделена часть текста, достаточная для чтения учащимся со слабым уровнем подготовки.
Слайд №5 (говорение): ответы на вопросы к тексту с помощью расширяющихся синтагм.
Установочное задание: Если трудно, прочитайте расширяющиеся синтагмы и подготовьте ответы (Wenn es schwer faellt, lesen Sie erweiternde Syntagmen und bereiten Sie die Antworten vor).
a) Wer hat Heinrich Schliemann die Liebe zur Geschichte beigebracht? Der Vater?
- Ja, der Vater.
- Der Vater hatte ein leidenschaftliches Interesse fuer die Geschichte des Altertums.
- Er hatte ein leidenschaftliches Interesse fuer die Geschichte des Altertums und erzaehlte viel von Pompeji, Troja und dem Trojanischen Krieg.
- Er hatte ein leidenschaftliches Interesse fuer die Geschichte des Altertums und erzaehlte mit warmer Begeisterung und bewundert von dem tragischen Untergange von Pompeji und den Ereignissen des Trojanischen Krieges.
b) Was erfuhr der kleine Heinrich aus den Erzaehlungen des Vaters?
- Er erfuhr, dass Troja zerstoert war.
- dass die Stadt gaenzlich zerstoert worden war.
- dass Troja gaenzlich zerstoert worden war und vom Erdboden verschwunden war.
- dass die Stadt gaenzlich zerstoert worden war und vom Erdboden verschwunden war und keine Spur hinterlassen hatte.
- Er erfuhr, dass Troja gaenzlich zerstoert worden war und vom Erdboden verschwunden war und keine Spur hinterlassen hatte, obwohl es starke Mauern gehabt hatte.
с) Zu welcher Ansicht (Meinung) ist er gekommen?
- Troja war auf dem Erdboden.
- Troja war auf dem Erdboden und hatte starke Mauern.
- Troja war auf dem Erdboden und hatte starke Mauern, die nicht ganz zerstoert (vernichtet) sein koennten.
- Troja war auf dem Erdboden und hatte starke Mauern, die nicht ganz zerstoert sein koennten und verborgen waren.
- Troja war auf dem Erdboden und hatte starke Mauern, die nicht ganz zerstoert sein koennten und unter dem Staub und Schutt von Jahrhunderten verborgen waren. Er sollte Troja ausgraben!
Слайд №6 (для домашнего задания)
Говорение: составление рассказа по лексико-синтаксическим опорам.
Установочный вопрос: Что вы узнали о мечте Шлимана?
Установочное задание: Расскажите, пожалуйста. Используйте следующие слова и выражения (на уроке учащиеся упражняются в составлении рассказа по лексико-синтаксической схеме (ЛСС) и расширяющимся синтагмам) из учебника.
Домашнее задание (говорение): составить рассказ по лексико-синтаксическим опорам о мечте Г. Шлимана.
Урок 2
Учебная задача: развитие умения читать (поисковое чтение)
Раздел “Aktionen” («Действия»: слайды № 7, 8)
Слайд №7-8 (поисковое чтение): информация из Интернета о путешествиях Шлимана в места будущих открытий.
Установочный вопрос: Как он начал осуществлять свою мечту?
Установочное задание: Найдите информацию на эти вопросы.
Обратите внимание на хронологию событий.
- Wie begann er seinen Traum zu verwirklichen?
- Suchen Sie die Information auf diese Fragen!
1866 ging H.Schliemann nach Paris und schrieb sich als Student der Archaeologie an der Sorbonne ein. Nun begann fuer ihn die “Jagd”(охота) nach den homerischen Helden. 1868/1869 hat er seine erste Reise nach Ithaka, dem Peloponnes und Troja unternommen.
- Beachten Sie die Chronologie der Eregnisse!
Домашнее задание (на слайде №11) письмо: записать хронологию событий и путешествий Шлимана.
Урок 3
Учебная задача: развитие речевых умений на основе прочитанного текста.
Раздел “Entdeckungen” («Открытия»: слайды №9-12)
Слайд №9-11 (чтение поисковое): информация из Интернета о местах открытий.
Установочный вопрос: Что необычного открыл Генрих Шлиман?
Установочное задание: Обратите внимание на даты открытий и логику вашего ответа.
- Was hat Heinrich Schliemann Außergewoehnliches entdeckt?
- Beachten Sie die Daten der Entdeckungen und die Logik ihrer Antwort. Die Information aus Internet.
Слайд №12 (чтение изучающее, говорение): текст из учебника «Легенда о Трое».
Установочный вопрос: Как вы думаете, является ли история о Троянской войне легендой или это правдивые события древности?
Legende ueber Troja
Ein “Reisefuehrer” zu den historischen Staetten war fuer Heinrich Schliemann die Ilias, das beruehmte Heldenlied Homers. Es erzaehlt die Geschichte von der stolzen Stadt Troja, die die Griechen 10 Jahre lang vergeblich belagerten. Schliesslich verfiel Odysseus, einer ihrer Anfuehrer, auf eine List. Er liess ein riesiges, hoelzernes Pferd bauen. Darin versteckte sich eine Gruppe Krieger. Dann taten die Griechen so, als gaeben sie die Belagerung auf. Sie bestiegen ihre Schiffe und segelten hinweg.
Gross war die Begeisterung bei den Trojanern. Sie schleppten das hoelzerne Pferd in die Stadt.
Nun, es kam, wie es die Griechen geplant hatten. Nachts stiegen die versteckten Krieger aus dem Bauch des Pferdes, ermordeten die Wachen und oeffneten den inzwischen zurueckgekehrten Kriegern die Stadttore: Troja wurde gepluendert und verbrannt.
Bereiten Sie Ihre Antwort nach folgenden Stichpunkten vor.
- Troja war vernichtet.
- Die Griechen befreiten sich aus dem Inneren des Pferdes.
- Sie liessen die zurueckgekehrten Krieger in die Stadt herein.
- Troja wurde gepluendert und verbrannt.
Установочное задание: Найдите информацию в книге Г.Шлимана «Троянские древности», ответьте на установочный вопрос.
Домашнее задание (письмо): написать счастливый конец этой истории.
Урок 4
Учебная задача: развитие речевых умений на основе лексической таблицы и лексико-грамматических опор.
Раздел “Funde” («Находки»: слайды № 13-18)
Слайд №13 (чтение изучающее): фотографии с находками, информация о находках.
Слайд №18 (говорение): ответы на вопросы по таблице.
Домашнее задание (письмо): написать рассказ о находках Г. Шлимана
Was hat Schliemann ausgegraben? |
Totenmasken |
Goldbecher |
Tongefaesse |
Waffen |
Wo hat er das gefunden? |
in Troja |
in Mykene |
in Griechenland |
auf Hisarlik |
Worueber erzaehlen diese Funde? |
wie die Herrscher ausgesehen haben. |
dass die Leistungen der Goldschmiede grossartig waren. |
dass im Alltag ein schoen bemaltes Tongeschirr gebraucht wurde. |
dass es zwischen Afrika und Mykene Verbindungen gab. |
Wie beeinflussen sie uns? |
sie lassen uns ahnen, dass… |
sie lassen uns zum Schluss kommen, dass… |
sie lassen uns empfinden, dass… |
sie lassen uns erstaunen, dass… |
Урок 5
Учебная задача: развитие речемыслительной деятельности, ассоциативного мышления в речевых упражнениях.
Раздел “Beitrag zur Entwicklung der Weltkultur”(«Вкладвразвитиемировой культуры»: слайд №19-24
Слайд №19 (говорение): функциональная таблица и задания к ней.
Установочное задание:
- Докажите, что Генрих Шлиман внёс большой вклад в развитие мировой культуры.
- Докажите, что находки Г.Шлимана обогатили культуру древних.
- Выполните тест и кроссворд (в меню “Pruefe”). (Приложение 2)
Домашнее задание:
- Напишите письмо Г.Шлимана потомкам, обратите внимание на хронологию событий. Посмотрите пример (слайд №24: образец написания письма-обращения Г. Шлимана потомкам, выполненного учеником 11 класса Константином Тощевиковым).
- Составьте свой тест или кроссворд, используя среду Exsel.
27. September 1879
Liebe Nachfahren!
Ich heisse Heinrich Schliemann. Ich bin Archaeologe, Linguist, Kaufmann, Altertumsforscher. Meine Ausgrabungen waren in Troja, Mykene und auf Ithaka. Ich habe viele Funde gemacht. Ich glaube, dass diese Funde die menschliche Geschichte veraendert haben.
In 1829 hat mir mein Vater das Buch «Weltgeschichte fuer Kinder» geschenkt. Dort habe ich ueber Troja erfahren. Ich wollte, dass Troja existierte. Und seit damals traeumte ich davon, Troja zu finden. Spaeter war dieser Traum verwirklicht. Ich wuensche euch, dass ihr so zielstrebig wart.
Ausgrabungen zu machen, ist es sehr interessant, denn man kann viel Interessantes finden. Zum Beispiel, Stueck einer Klinge, Goldbecher, Goldmasken. Diese Funde helfen, ueber die Geschichte zu erfahren. Ich moechte, dass alle wichtige Ausgrabungen und die große Eroeffnungen machen.
Ich wuensche euch viel Erfolg!
Euer Vorfahr und Freund,
Heinrich Schliemann.
Слайд №25: используемые источники.
Слайд №26: авторы электронного цикла.
Заключение
Данный электронный цикл может использоваться как самостоятельное учебное пособие для изучения данной темы, как по немецкому языку, так и по истории, то есть как интегрированные уроки. Также учащиеся могут использовать этот цикл при разных формах обучения (в домашних условиях при экстернате, при подготовке домашних заданий или для самостоятельной проработки материала в случае пропусков уроков). При самостоятельной подготовке ученик использует три вида речевой деятельности: чтение, письмо и говорение в условно-речевых и речевых упражнениях.
Учитель-предметник может использовать данный цикл при подготовке собственных уроков.