Состояние здоровья и способы его укрепления у младших школьников, обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Представления о здоровье получили свое выражение в уставе Всемирной организации здравоохранения как “состояние полного физического, духовного и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Следовательно, понятие “здоровье” надо рассматривать не только как отсутствие или наличие нарушений в структуре и функции разных органов и систем, но и как уровень физического развития и функциональных возможностей организма, возможности его адаптации к окружающим условия среды.

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению детей с различными нарушениями в физическом и психическом развитии. Одним из распространенных нарушений является нарушение интеллектуального развития. Дети с данным видом нарушения в развитии обучаются в специальных коррекционных школах 8 вида. Для повышения эффективности процесса физического воспитания у младших школьников с легкой степенью нарушения интеллектуального развития проведен анализ состояния здоровья и уровень физического развития. В результате проведенного исследования по данным анализа медицинских карт получены следующие данные: у 11% учащихся выявлены заболевания сердечно-сосудистой системы, у 15% – выявлены ЛОР заболевания, у 8 % – заболевания мочеполовой системы, у 5% – заболевания эндокринной системы, у 12% – заболевания желудочно-кишечного тракта. Анализ полученных данных доказывает, что 51% школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности нуждаются в дополнительных формах физкультурно-оздоровительной работы направленной на укрепление состояния здоровья.

Для оценки уровня физического развития было проведено сравнение показателей младших школьников обучающихся в специальной коррекционной школе 8 вида с данными школьников из общеобразовательной школы того же возраста (табл.1). При сравнении средних показателей веса, роста, окружности грудной клетки (пауза), жизненной емкости легких и силы кисти, у мальчиков и девочек из специальной коррекционной школы 8 вида все показатели значительно снижены, в сравнении с учащимися общеобразовательной школы.

Таблица 1.

показатели

возраст

8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет

Вес, кг

1

2

27,2

24,4

29,8

26,6

32,9

29,2

36,2

33,6

40,1

36,5

Рост, см

1

2

129,2

124,8

133,2

130,4

137,9

134,5

142,2

140

148,7

144,6

ОГК, см

1

2

62,9

58,8

65,1

61,4

66,9

64,7

69,2

66,7

71,6

69,1

ЖЕЛ, мл

1

2

1677

1278

1889

1381

2060

1476

2258

1710

2470

1980

Сила кисти, кг

1

2

12,8

10,8

14,5

11,7

16,7

12,9

19,6

14,8

22,3

17,4

Примечание: 1– средние значения мальчиков общеобразовательной школы; 2 – средние значения мальчиков специальной коррекционной школы 8 вида.

Полученные данные свидетельствуют о том, что дети из специальной коррекционной школы, значительно уступают сверстникам из общеобразовательной школы в показателях уровня физического развития. Сниженный уровень физического развития объясняется тем, что у 51 % детей выявлены соматические заболевания, а это в свою очередь вызывает снижение двигательной активности и оказывает неблагоприятное влияние на развитие и формирование двигательной сферы детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

Анализ различных форм физкультурного образования школьников с нарушением интеллектуального развития показал, что наиболее приемлемой формой повышения двигательной активности учащихся будет являться дополнительная форма физической культуры, которую можно реализовывать в виде проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в дополнительное (внеурочное) время. Одной из эффективных форм организации работы с детьми младшего школьного возраста в специальных коррекционных школах 8 вида является проведение спортивных праздников. Нами были разработаны сценарии проведения физкультурно-оздоровительных праздников для учащихся 1-4 классов специальной коррекционной школы 8 вида. При проведении спортивных праздников учащиеся приобщаются к занятиям физической культурой, прививается интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развиваются морфофункциональные способности, происходит закаливание организма и повышается уровень физической подготовленности. В течение 1 и 2 учебной четверти было проведено 4 физкультурно-оздоровительных мероприятия для младших школьников с нарушением интеллектуального развития. Всего в праздниках участвовало 55 учащихся из младших классов специальной коррекционной школы 8 вида. Первым проводился физкультурно-оздоровительный праздник “веселые старты”, затем физкультурно-спортивный праздник “делай как мы, делай лучше нас”, праздник спортивной направленности “путешествие в Олимпию” и праздник “зимние забавы”.

Для проверки эффективности разработанных физкультурно-оздоровительных праздников и определения их влияния на двигательную сферу младших школьников с нарушением интеллектуального развития было проведено тестирование физических качеств учащихся таких как: челночный бег, прыжок в длину с места, наклон вперед из и.п. стоя, бросок набивного мяча (вес 1кг) двумя руками из-за головы из и.п. сидя, бег 30 м. Для определения наиболее эффективного праздника проводилось анкетирование специалистов по физической культуре и самих участников.

Программа праздников состояла из двух частей. В первой части физкультурно-оздоровительных праздников проводились беседы “О значении занятий физической культурой в жизни человека”, “Способы закаливания школьников”, также были организованы встречи со знаменитыми спортсменами. Вторая часть программы праздников состояла из специально подобранных эстафет, игровых заданий, направленных на развитие различных двигательных способностей младших школьников с нарушением интеллектуального развития. В структуру праздника входили организованные моменты, торжественное открытие праздника, приветственное слово команд, между эстафетами проводились показательные выступления спортсменов, подводились итоги праздника, а участники обязательно получали призы.

В каждом физкультурно-спортивном празднике проводилось по шесть эстафет или игровых заданий. Эстафеты и игровые задания были подобраны таким образом, чтобы у детей комплексно развивались двигательные качества, смекалка, восприятие, мышление, прививались эстетические качества, воспитывались морально-волевые качества.

В программу первого праздника – “веселые старты” входили такие эстафеты как: “эстафета по кругу”, “музыкальная эстафета”, “эстафета от незнайки” и игровые задания “успей пробежать”, “передай – садись” и “одень лыжника”. В программу праздника были включены сказочные персонажи “незнайка и доктор”, которые проводили эстафеты. Между эстафетами выступали спортсмены с показательными номерами (приложение 1).

Программа второго праздника “делай как мы, делай лучше нас” состояла из эстафет “попробуй догони”, “эстафета с шишками”, “эстафета веселый мяч” и игровые задания “сбей кегли”, “синие и красные” и “тоннель”. В празднике также участвовали сказочные персонажи и задавали загадки участникам состязаний (приложение 2).

Программа третьего праздника “путешествие в Олимпию” состояла из эстафет “передай факел”, “эстафета от Зевса”, “олимпийские кольца”, “кто точнее” игровые задания “кто первый”, “к олимпийской медали”. При проведении праздника была рассказана история развития олимпийский игр и организована встреча с олимпийским чемпионом по боксу Алексеем Тищенко.

Программа четвертого праздника “зимние забавы” состояла из эстафет “снежный лабиринт”, “передай снежок”, “новогодняя собирай-ка” и игровых заданий “зимний слалом”, “пролезь через сугроб” и “льдинки”. Этот праздник проводился на открытом воздухе на спортивной площадке расположенной на территории школы. Сказочные персонажи снеговик и дед мороз проводили программу праздника и награждали призами всех участников.

После проведения физкультурно-спортивных праздников в результате проведенного анкетирования получены следующие данные среди участников (табл.2):

Таблица 2

вопросы

1 праздник

2 праздник

3 праздник

4 праздник

1

Понравился ли вам физкультурный праздник

100 %

94 %

100 %

95 %

2

Понравились ли вам сказочные персонажи

100 %

84 %

100 %

95 %

3

Понравились ли вам загадки от сказочных персонажей

100 %

94 %

100 %

95 %

4

Понравились ли вам эстафеты на празднике

95 %

95 %

94 %

100%

5

Понравились ли вам призы полученные на празднике

100 %

86 %

92 %

100%

Таким образом, после проведения физкультурно-спортивных праздников младшим школьникам с нарушением интеллектуального развития понравилась организация как самого праздника, загадки праздника, так и сказочные персонажи (веселые старты и путешествие в Олимпию). Самыми оригинальными и интересными эстафетами для детей были эстафеты праздника “зимние забавы”. Лучшими призами за участие в физкультурно-оздоровительных праздниках младшие школьники отмечают призы на празднике “веселые старты” и “зимние забавы”. У детей отмечался устойчивый интерес к проведению дополнительных физкультурных мероприятий. После проведения массовых физкультурных праздников был исследован уровень развития физических качеств, получены следующие данные (табл.3):

Таблица 3

тесты

мальчики

девочки

1 этап

2 этап

1 этап

2этап

1.Челночный бег 4х10 м, с

15,6

14,4

15,2

14,8

2. Прыжок в длину с места, см

135

156

121

148

3. Наклон вперед из и.п. стоя, см

– 14

-5

-9

2

4. Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы из и.п. сидя

175

258

170

206

5. Бег 30 м, с

8,0

6,6

8,9

6,8

Примечание: 1– данные до проведения физкультурных праздников; 2 – данные после проведения физкультурных праздников.

Для выявления наиболее эффективного физкультурного праздника проводился опрос специалистов, в результате чего получены следующие данные (таб.4):

Таблица 4.

Вопросы анкеты

1 праздник

2 праздник

3 праздник

4 праздник

1

Соответствует ли сценарий праздника возрасту детей

92 %

95 %

100 %

100 %

2

Соответствуют ли сказочные персонажи сценарию праздника

100 %

70%

100 %

100 %

3

Соответствуют ли загадки сказочных персонажей сценарию праздника

95 %

80 %

85 %

100 %

4

Доступны ли эстафеты для детей данного возраста

88 %

85 %

95 %

100%

5

Какие двигательные качества наиболее преимущественно развиваются при проведении эстафет:

– скоростные

-скоростно-силовые

– гибкость

– координационные

70 %

37 %

30 %

85 %

86 %

48 %

55 %

100 %

85 %

56 %

40 %

100 %

87 %

50 %

70 %

100 %

По результатам проведенного анкетирования специалистов по физической культуре наиболее эффективным праздником по изучаемым показателям является праздник “зимние забавы” (соответствие сценария – 100%; доступность эстафет и игровых заданий – 100% и все двигательные качества развиваются наиболее равномерно). При проведении физкультурно-оздоровительных праздников проводился контроль за посещаемостью. В празднике “веселые старты” приняли участие 48 учащихся, в празднике “делай, как мы делай лучше нас” – 50 участников, “путешествие в Олимпию” – 55 участников, “зимние забавы” – 55 участников.

Применение дополнительной формы физкультурного образования школьников с нарушением интеллектуального развития в виде проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий во внеурочное время является эффективной, способствует развитию двигательных качеств участников, учащиеся приобщаются к занятиям физической культурой, у них развивается устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями и происходит закаливание организма.

Список литературы:

  1. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры – к спорту – М., 1985
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов (Под ред. Воронковой В.В.) – М., 1994.
  3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании – М., 2002.
  4. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе – М., 1997.