Приобретение навыков конструктивного взаимодействия родителей с детьми при совместной деятельности

Разделы: Школьная психологическая служба


Агрессия - (от лат. “agressio” - нападение, приступ) - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: “грубиян”, “нахал”, “отвратительный”, “дрянь”, “хулиган” - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.

А ведь, именно агрессивное поведение таких детей – это единственный путь, способствующий выживанию. Именно в семье, где ребенок проходит первичную социализацию, формируется модель агрессивного поведения.

Какие же факторы семейного воспитания способствуют формированию агрессии?

Это:

  • реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
  • характер отношений между родителями и детьми в целом; .
  • уровень семейной гармонии или дисгармонии,
  • характер отношений с родными братьями и сестрами.

Также важным является фактор полной или неполной семьи.

Также установлено, что “если у детей (не зависимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат):

  • плохие отношения с одним или обоими родителями;
  • или дети чувствуют, что их в семье считают никуда, не годными;
  • или они ощущают безразличие к своим чувствам;
  • а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью, то они с большой долей вероятности:
    • будут втянуты в преступную деятельность;
    • будут ополчаться на других детей;
    • будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

В ходе работы агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.

Пример из жизни:

Ребенок (мальчик 9 лет) приходит из школы. Мама разогревает обед, сын говорит ей, что не хочет, есть, что он поест через 1 час, и садится за компьютер (“отдохнуть от школы”).

Далее происходит следующий диалог.

Мать настаивает: “Нет, ты поешь сейчас, 10 раз я тебе разогревать не буду”.

- Да я сам себе разогрею, сейчас поиграю и поем.

- Нет, ты не поиграешь. Положено есть в два часа. Садись u ешь.

- Вообще не буду есть. Ешь сама свой обед в два часа и оставь меня в покое.

- Как с матерью разговариваешь, негодяй? - подходит и выключает компьютер.

Сын включает. Мать выключает и вынимает диск. Сын сбрасывает со стола учебники, одевается u убегает на улицу.

Типичная история, случающаяся с детьми, которых принято считать агрессивными.

Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах.

Из всего выше сказанного, можем сделать вывод, что источником агрессии детей является семья.

Её особенности следующие:

  1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
  2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
  3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
  4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
  5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
    • физические наказания;
    • угрозы;
    • лишение привилегий;
    • введение ограничений и отсутствие поощрений;
    • частые изоляции детей;
    • сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

    Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

  6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.

А ведь агрессивные дети нуждаются в положительном к ним отношении. Это важно не только потому, что их представление о себе формулируется в основном в отрицательных терминах (“Я плохой, злой, ужасный – все так говорят) и тем самым разрушается их внутреннее “Я”, нанося вред личности.

В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение.

Формы работы с родителями могут быть традиционными - консультирование, тематическое информирование через родительские собрания и достаточно инновационными для школы – тренинги, психологические мастерские и творческая совместная деятельность.

Основной задачей психологического взаимодействия - способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. А ведь зачастую источником агрессии детей (как уже отмечалось) выступают сложности в этих взаимоотношений. При работе с родителями психологическое воздействие направлено на:

  • изменение неадекватных родительских позиций;
  • расширения осознанности мотивов воспитания;
  • выбор оптимального стиля воспитания;
  • оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания;
  • профилактику школьных трудностей.

Основным содержанием совместной деятельности становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье и с ребенком.

Психологическая задача- создание условий для повышения родительской компетентности. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.

Так как родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с собственными детьми и друг с другом. Надо развивать подобные навыки и обучить конкретным приемам конструктивного общения.

На подготовительном этапе данной работы, т.е. работы с родителями, проводим родительские собрания, где в лекционное форме рассказываем родителям об агрессии и причинах её возникновения (раздаем памятки), (см. приложение), затем проводится тренинг родительской эффективности, где родители посредствам практических упражнений обучаются приемам позитивного общения со своими детьми.

Это такие упражнения, как:

1. Овладение языком “Я-высказывания” (“Я-сообщения”) - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от “Ты-высказывания”).

Родителям раздаются карточки с описанием проблемных ситуации и вариантами высказываний в виде “Ты-сообщений” и “Я-сообщений”. Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют “Я-сообщению”. Например:

СИТУАЦИЯ 1. Дети громко разговаривают во время обеда.

Ваши слова:

1. “Когда я ем, я глух и нем”.
2. “Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды”.
З. “Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом”.

2. Развитие навыков “активного слушания” - это способ сообщить ребенку, что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: “Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь”.

Родители, которые стали применять “активное слушание” своих детей вместо поучений и наставлений, отмечают, что ребенок стал спокойнее, увереннее, начинает сам больше рассказывать о себе, он реже прибегает к деструктивным формам поведения (отказу, сопротивлению, мести) начинает посвящать в свои тайны и секреты. Подобные перемены родители замечают за собой: они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться, легче принимать “отрицательные” чувства ребенка, лучше видеть, отчего ему бывает плохо. Родители перестают бороться со своим ребенком, добиваясь подчинения.

Далее поводим родительское собрание вместе с детьми в игровой форме, где дети получают от родителей задание для самостоятельного решения.

Содержание игры и игровая цель следующие

  • погружение всего детского и родительского коллектива и каждого ребенка и родителя в ситуацию, требующую ответственного поведения;
  • обучение детей и родителей умению ставить перед собой конкретные задачи и совершать определенные шаги для их решения;
  • развитие умения и навыки, полученные ранее на тренингах для родителей, а детям на коррекционных занятиях, т.е. родители и дети учатся общаться.

Мановением волшебной палочки (дети и родители закрывают глаза, включается музыка) переносятся в волшебный город, где многое устроено не так, как в их обычной жизни. В этом городе живут взрослые и дети, а управляют городом добрые люди, при этом учитывая мнение только взрослых обитателей. Обиженные такой “несправедливостью” дети волшебного города решаются заявить свой протест: они требуют, чтобы им тоже было предоставлено право управлять жизнью города наравне со взрослыми. Взрослые не возражают, но предлагают детям пройти испытание, доказать свою готовность и способность решать важные задачи и проблемы. Детям предлагается создать городской парка отдыха, в котором были бы учтены интересы всех детей и взрослых жителей города. На это им дается несколько дней и все необходимые технические средства (конструктор Лего), а также средства, которые они сделают совместно дома с родителями. Работа у детей и взрослых закипела.

И вот:

I этап – Опрос работников школы, родителей, которые приходили за детьми и у учащихся школы (Здесь дети узнают, что должно быть в парке, по мнению опрошенных);
II этап – Обработка полученных результатов;
III этап – деление на группы и выбор зоны парка. (У нас, их получилось три)
IV этап – выполнение эскизов парка на компьютерах.
V этап – строительство зон парка из Лего и принесённых из дома поделок (деревьев из солённого теста, из ткани сшитые шатры для цирка, вязанные крючком сетки для баскетбольной и волейбольной площадок, скворечники для птиц и песочницы для детей сделанные из дощечек, музыкальные фонтаны из муз. открыток и многое другое.).
VI этап – этап проводится вместе с родителями – это презентация зон парка, где каждая группа детей представит родителям свою зону. Задача родителей внимательно слушать и оценивать зону с точки зрения следующих качеств: удовлетворяет ли он запросам, красивой ли получилась территория. Каждая группа докладывает, остальные слушают и задают вопросы. После презентации всех зон, предлагается взрослым все еще раз внимательно осмотреть и вернувшись на свои места, посовещаться и огласить своё решение.
VI I этапе – оглашается решение: дети волшебного города с сегодняшнего дня принимают участие в обсуждении всех важных вопросов и имеют право голоса в принятии решений в нашем волшебном городе.

Все садятся на свои места (закрывают глаза, слушают музыку) покидают волшебный город и возвращаются в свой класс. А волшебный город остается в Легокабинете, но мы не будем грустить, а расскажем, чему научились, понравилась ли игра и какие знания и умения им пригодятся в реальной жизни.

Дети и родители делятся своими впечатлениями. Далее дети отправляются в Легокабинет для того, чтобы помочь убрать все лишнее, соединить на большом круглом столе все зоны парка и пообщаться.

А родители уже делятся своими впечатлениями о совместной работе с детьми, также говорят, чему научились, что запомнилось, что будут использовать, какие знания и умения в реальной жизни и в общении с ребенком.

Из личного опыта скажу, что если родители освоили навыки позитивного общения, то их способность к регуляции собственного эмоционального состояния значительно возрастает. Некоторые родители замечают, что в общении с детьми, они успокаиваются и прекрасно контролируют свое эмоциональное состояние.

В заключение хочу пожелать больших творческих успехов всем, кто работает или будет работать с проблемой детского агрессивного поведения.

Описание игры (приложение 1)

Психологическое консультирование родителей (приложение 2)

Раздаточный материал (приложение 3)

Упражнение для родителей (приложение 4)