Агрессия - (от лат. “agressio” - нападение, приступ) - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: “грубиян”, “нахал”, “отвратительный”, “дрянь”, “хулиган” - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.
А ведь, именно агрессивное поведение таких детей – это единственный путь, способствующий выживанию. Именно в семье, где ребенок проходит первичную социализацию, формируется модель агрессивного поведения.
Какие же факторы семейного воспитания способствуют формированию агрессии?
Это:
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
- характер отношений между родителями и детьми в целом; .
- уровень семейной гармонии или дисгармонии,
- характер отношений с родными братьями и сестрами.
Также важным является фактор полной или неполной семьи.
Также установлено, что “если у детей (не зависимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат):
- плохие отношения с одним или обоими родителями;
- или дети чувствуют, что их в семье считают никуда, не годными;
- или они ощущают безразличие к своим чувствам;
- а также отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью, то они с большой долей вероятности:
- будут втянуты в преступную деятельность;
- будут ополчаться на других детей;
- будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
В ходе работы агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.
Пример из жизни:
Ребенок (мальчик 9 лет) приходит из школы. Мама разогревает обед, сын говорит ей, что не хочет, есть, что он поест через 1 час, и садится за компьютер (“отдохнуть от школы”).
Далее происходит следующий диалог.
Мать настаивает: “Нет, ты поешь сейчас, 10 раз я тебе разогревать не буду”.
- Да я сам себе разогрею, сейчас поиграю и поем.
- Нет, ты не поиграешь. Положено есть в два часа. Садись u ешь.
- Вообще не буду есть. Ешь сама свой обед в два часа и оставь меня в покое.
- Как с матерью разговариваешь, негодяй? - подходит и выключает компьютер.
Сын включает. Мать выключает и вынимает диск. Сын сбрасывает со стола учебники, одевается u убегает на улицу.
Типичная история, случающаяся с детьми, которых принято считать агрессивными.
Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах.
Из всего выше сказанного, можем сделать вывод, что источником агрессии детей является семья.
Её особенности следующие:
- В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.
- Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
- Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
- У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
- Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это:
- физические наказания;
- угрозы;
- лишение привилегий;
- введение ограничений и отсутствие поощрений;
- частые изоляции детей;
- сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
- Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.
Причем сами родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.
А ведь агрессивные дети нуждаются в положительном к ним отношении. Это важно не только потому, что их представление о себе формулируется в основном в отрицательных терминах (“Я плохой, злой, ужасный – все так говорят) и тем самым разрушается их внутреннее “Я”, нанося вред личности.
В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение.
Формы работы с родителями могут быть традиционными - консультирование, тематическое информирование через родительские собрания и достаточно инновационными для школы – тренинги, психологические мастерские и творческая совместная деятельность.
Основной задачей психологического взаимодействия - способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. А ведь зачастую источником агрессии детей (как уже отмечалось) выступают сложности в этих взаимоотношений. При работе с родителями психологическое воздействие направлено на:
- изменение неадекватных родительских позиций;
- расширения осознанности мотивов воспитания;
- выбор оптимального стиля воспитания;
- оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания;
- профилактику школьных трудностей.
Основным содержанием совместной деятельности становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье и с ребенком.
Психологическая задача- создание условий для повышения родительской компетентности. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.
Так как родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с собственными детьми и друг с другом. Надо развивать подобные навыки и обучить конкретным приемам конструктивного общения.
На подготовительном этапе данной работы, т.е. работы с родителями, проводим родительские собрания, где в лекционное форме рассказываем родителям об агрессии и причинах её возникновения (раздаем памятки), (см. приложение), затем проводится тренинг родительской эффективности, где родители посредствам практических упражнений обучаются приемам позитивного общения со своими детьми.
Это такие упражнения, как:
1. Овладение языком “Я-высказывания” (“Я-сообщения”) - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от “Ты-высказывания”).
Родителям раздаются карточки с описанием проблемных ситуации и вариантами высказываний в виде “Ты-сообщений” и “Я-сообщений”. Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют “Я-сообщению”. Например:
СИТУАЦИЯ 1. Дети громко разговаривают во время обеда.
Ваши слова:
1. “Когда я ем, я глух и нем”.
2. “Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда
узнаете, как разговаривать во время еды”.
З. “Мне не нравится, когда во время обеда громко
разговаривают за столом”.
2. Развитие навыков “активного слушания” - это способ сообщить ребенку, что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и глубоко волнуют. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: “Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь”.
Родители, которые стали применять “активное слушание” своих детей вместо поучений и наставлений, отмечают, что ребенок стал спокойнее, увереннее, начинает сам больше рассказывать о себе, он реже прибегает к деструктивным формам поведения (отказу, сопротивлению, мести) начинает посвящать в свои тайны и секреты. Подобные перемены родители замечают за собой: они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться, легче принимать “отрицательные” чувства ребенка, лучше видеть, отчего ему бывает плохо. Родители перестают бороться со своим ребенком, добиваясь подчинения.
Далее поводим родительское собрание вместе с детьми в игровой форме, где дети получают от родителей задание для самостоятельного решения.
Содержание игры и игровая цель следующие
- погружение всего детского и родительского коллектива и каждого ребенка и родителя в ситуацию, требующую ответственного поведения;
- обучение детей и родителей умению ставить перед собой конкретные задачи и совершать определенные шаги для их решения;
- развитие умения и навыки, полученные ранее на тренингах для родителей, а детям на коррекционных занятиях, т.е. родители и дети учатся общаться.
Мановением волшебной палочки (дети и родители закрывают глаза, включается музыка) переносятся в волшебный город, где многое устроено не так, как в их обычной жизни. В этом городе живут взрослые и дети, а управляют городом добрые люди, при этом учитывая мнение только взрослых обитателей. Обиженные такой “несправедливостью” дети волшебного города решаются заявить свой протест: они требуют, чтобы им тоже было предоставлено право управлять жизнью города наравне со взрослыми. Взрослые не возражают, но предлагают детям пройти испытание, доказать свою готовность и способность решать важные задачи и проблемы. Детям предлагается создать городской парка отдыха, в котором были бы учтены интересы всех детей и взрослых жителей города. На это им дается несколько дней и все необходимые технические средства (конструктор Лего), а также средства, которые они сделают совместно дома с родителями. Работа у детей и взрослых закипела.
И вот:
I этап – Опрос работников школы, родителей,
которые приходили за детьми и у учащихся школы
(Здесь дети узнают, что должно быть в парке, по
мнению опрошенных);
II этап – Обработка полученных результатов;
III этап – деление на группы и выбор зоны парка. (У
нас, их получилось три)
IV этап – выполнение эскизов парка на
компьютерах.
V этап – строительство зон парка из Лего и
принесённых из дома поделок (деревьев из
солённого теста, из ткани сшитые шатры для цирка,
вязанные крючком сетки для баскетбольной и
волейбольной площадок, скворечники для птиц и
песочницы для детей сделанные из дощечек,
музыкальные фонтаны из муз. открыток и многое
другое.).
VI этап – этап проводится вместе с родителями –
это презентация зон парка, где каждая группа
детей представит родителям свою зону. Задача
родителей внимательно слушать и оценивать зону с
точки зрения следующих качеств: удовлетворяет ли
он запросам, красивой ли получилась территория.
Каждая группа докладывает, остальные слушают и
задают вопросы. После презентации всех зон,
предлагается взрослым все еще раз внимательно
осмотреть и вернувшись на свои места,
посовещаться и огласить своё решение.
VI I этапе – оглашается решение: дети волшебного
города с сегодняшнего дня принимают участие в
обсуждении всех важных вопросов и имеют право
голоса в принятии решений в нашем волшебном
городе.
Все садятся на свои места (закрывают глаза, слушают музыку) покидают волшебный город и возвращаются в свой класс. А волшебный город остается в Легокабинете, но мы не будем грустить, а расскажем, чему научились, понравилась ли игра и какие знания и умения им пригодятся в реальной жизни.
Дети и родители делятся своими впечатлениями. Далее дети отправляются в Легокабинет для того, чтобы помочь убрать все лишнее, соединить на большом круглом столе все зоны парка и пообщаться.
А родители уже делятся своими впечатлениями о совместной работе с детьми, также говорят, чему научились, что запомнилось, что будут использовать, какие знания и умения в реальной жизни и в общении с ребенком.
Из личного опыта скажу, что если родители освоили навыки позитивного общения, то их способность к регуляции собственного эмоционального состояния значительно возрастает. Некоторые родители замечают, что в общении с детьми, они успокаиваются и прекрасно контролируют свое эмоциональное состояние.
В заключение хочу пожелать больших творческих успехов всем, кто работает или будет работать с проблемой детского агрессивного поведения.
Психологическое консультирование родителей (приложение 2)