Элементы модульной и личностно-ориентированной технологии как необходимое условие развития интеллектуальных способностей личности в образовательном процессе

Разделы: Информатика


Возможности новых технологий, в том числе информационных, колоссальны. Вместе с тем, как отмечал еще Н. Виннер, новое развитие техники несет неограниченные возможности как для добра, так и для зла. Количество информации, как известно, не гарантирует ее качества. Сделать правильный выбор из потока разноречивой информации, не допустить в собственное сознание “информационный вирус” способен только человек, обладающий высоким интеллектом и системным мышлением.

В “Образовательном стандарте основного общего образования по информатике и информационным технологиям” среди целей, на достижение которых должно быть направлено изучение информатики и информационных технологий в основной школе, указаны следующие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;
  • воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с требованиями информационного общества как закономерного этапа развития цивилизации.

Таким образом, главной задачей учителя информатики сегодня является формирование у школьников системного подхода к оценке и выбору информации.

Решение поставленных задач неразрывно связано с развитием интеллектуальных способностей учащихся.

Интеллектуальная сфера включает в себя:

  • логическое мышление;
  • критическое мышление;
  • креативное мышление;
  • память;
  • воображение;
  • внимание.

Для формирования самостоятельной, творческой личности необходимо постоянное развитие всех перечисленных выше составляющих.

Рассматривая базовый курс, для развития интеллектуальных способностей учащихся возможно использовать следующие виды деятельности:

  • проведение разминки;
  • решение занимательных задач;
  • проведение викторины.

Даже при одном уроке информатики в неделю можно чередовать различные виды, оставляя время в конце урока.

Особо хотелось остановиться на работе в этом направлении в старших классах. Чтобы сегодня выпускник школы был востребован при любых условиях, его не просто надо научить – не менее, если не более важно, научить его учиться. Качество образования – это не количество информации. Нельзя стать умнее на 10 упражнений или 7 параграфов. Образование, прежде всего, формирование потребности и готовности к самостоятельному познанию, становится ключом к успешному развитию человека и общества. И если формула успеха для современного выпускника школы это:

  • Умение видеть и решать проблемы;
  • Умение самостоятельно учиться и работать с информацией;
  • Способность иметь свою точку зрения и уметь ее аргументировать;
  • Умение применять полученные знания для решения жизненных проблем;
  • Культура общения;

то путь к успеху лежит прежде всего через упорную самостоятельную работу по освоению этих умений.

А образовательная реальность пока такова, что преобладает традиционное обучение, ориентированное на научение, на формирование, на ведущую роль учителя, на усвоение преподнесенных учителем знаний учеником, на его заранее ведомую роль в обучении, на репродуктивный характер обучения и репродуктивный уровень образования. Сегодня автор урока – учитель. Он ставит цель, выбирает способы, организует работу, он оценивает результаты. Нарушается одно из прав ребенка – право выращивать свое знание на основе своего опыта.

Мы с вами постоянно сталкиваемся с тем, что все дети такие разные и предпочитаемый стиль обучения у них разный: механический, интуитивно-чувственный, конкретный, абстрактный, импульсивный, зависимый, визуальный, аудиовизуальный и др. Ученик лучше всего обучается, используя предпочитаемый им стиль обучения. Но сколько детей, столько и стилей. Возникает проблема: как сделать занятие интересным и эффективным для большинства?

Есть несколько вариантов выхода из этой ситуации.

Один из них – это традиционный подход, отметая индивидуальность ребенка, делая ставку на обученность и сформированность (позволю себе напомнить, в словаре В.Даля, тот кто что-то формирует – просто “формовщик”, а не учитель).

Другой вариант – попытаться дать возможность каждому работать в своем темпе и в удобном для ребенка стиле, т.е. ориентировать педагогический процесс на самообучение и обеспечить личностный подход к каждому.

Личностно-ориентированная технология – это целостная, открытая и развивающаяся педагогическая система.

Она базируется на трех основных принципах:

  • свобода,
  • самостоятельность,
  • сотрудничество.

С ними очень тесно взаимосвязаны доверие и ответственность.

Свобода – это, прежде всего, свобода выбора. Свобода – это собственный темп ребенка. Учащийся может осваивать учебный материал, самостоятельно распределяя время и определяя темп своей работы. На уроках информатики это позволяет применение электронных учебников.

Сотрудничество – учащийся работает вместе с другими, они могут обращаться друг к другу за помощью. Это обозначает, что они не бояться признавать, что чего-то не знают.

Самостоятельность – учащийся может самостоятельно добывать знания, работая над творческими заданиями.

Личностно-ориентированный подход предполагает, что индивидуализация, дифференциация в школе должны быть основаны на поиске баланса между качеством образования и равенством, т.е. предоставления учащимся равных возможностей и ресурсов для получения качественного образования в соответствии со своими индивидуальными способностями и интересами. Организация проектной деятельности и различных творческих заданий позволяют работать над развитием креативного и творческого мышления.

  • разработка веб-сайта или презентации(как наиболее распространенная разновидность проектной деятельности).

Сразу хочется заметить, работая в обычной школе, вдруг заявить о переходе на личностно-ориентированные технологии, по меньшей мере не уместно. Реально говорить об использовании элементов этих технологий, направленных на развитие интереса учащегося, его интеллектуальных и творческих способностей. Я имею такую возможность, работая в профильных классах (классах с углубленным изучением информатики), наша школа сотрудничает с ТУСУРом в этом направлении два года. В этом году у нас был первый выпуск.

Здесь хочется отметить, что человека можно заставить делать все что угодно, единственное, что его нельзя заставить, – это хотеть делать (М.К. Мамардашвили). Это хотение (в педагогике называется познавательной активностью) – нечто внутреннее в человеке. И, наверное, нельзя говорить о том, чтобы заставить хотеть, но создать условия для возникновения хотения, или, как говорил И.А. Бунин, “желание желать”. Но само развитие – это прерогатива ученика (развиваться или нет).

И если педагог и дети являются сотрудниками, заинтересованными в достижении общей цели – значит вам удалось создать атмосферу творчества, свободы, самостоятельности.

Древние говорили:

“Открытия рождаются там, где кончается знание и начинается поиск”.

Примечание: статья сопровождается презентацией (приложение).