Проведение вечера предусматривает массовое участие учащихся. Материал должен преподноситься кратко, выразительно, доступно, занимательно и разнообразно. Вечер должен служить для учащихся отдыхом и в то же время учёбой. За 2-е недели формируются команды, по 5 человек из каждой параллели 11-х классов. Каждой команде заранее сообщается круг вопросов.
ЦЕЛЬ: вызвать положительные эмоциональные переживания в ходе конкурса, способствовать повышению познавательного интереса.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Капитан команды выбирает конверт с вопросом. Ведущий читает вопрос.
- Одна минута отводится на обдумывание.
- За полный ответ команда, без дополнений соперников, получает три очка. За ответ с дополнением другой команды, отвечающая команда получает два очка, дополняющая одно очко.
- Если команда не дает правильного ответа, а другая отвечает правильно, то первая не получает очков, а второй присуждается три очка.
- Если болельщики дополнили ответ, то команда получает еще одно очко.
- В викторине двенадцать вопросов о Ломоносове, две музыкальные и одна литературная паузы.
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:
Перед сценой стоит стол на столе конверты с вопросами под номерами. В середине зала - стол и стулья для участников викторины.
Жюри, гости, и учащиеся располагаются вокруг играющих.
а) над сценой плакат со словами М.В.Ломоносова: "Российское могущество прирастать будет Сибирью:";
б) на сцене портрет М.В.Ломоносова с датами жизни; выставка его книг и о нём; газеты классов.
ОБОРУДОВАНИЕ: 12 конвертов с вопросами, "черный" ящик. Песочные часы (1 мин), фарфоровый бокал с блюдцем. Цветное стекло, сувениры, призы, костюмы.
ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Художественная часть
Ведущая
Свой вечер мы посвящаем Михаилу Васильевичу Ломоносову великому ученому, прославившему Россию. 19 ноября мы отметили 285 лет со дня его рождения.
Девушка в костюме поморки.
В году 1711 в деревни Денисовка, близ города Холмогоры, что недалеко от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло. Детство Миши было нелегким. Он рано потерял мать, а после того, как в доме появилась, мачеха и совсем стало худо. Уже с 10 лет отец брал его с собой на тяжелый и опасный морской промысел. Грамоте Михайло учился у односельчанина Ивана Шубного, тот дал ему первые книжки: славянскую грамматику Мелетия Смотрицкого и арифметике Леонтия Магницкого. Шибко понравилось учение парню, он тайком от отца и матери читал книжки.
Ведущая.
У Ломоносова не было возможности продолжать учение дома. В конце 1730 года 19-летний юноша против воли отца отправляется в Москву. Желание учиться было так велико, что отсутствие денег не испугало юного Михаила Васильевича.
Юноша, одетый в русский костюм, в роли Ломоносова.
В январе 1731 года зачислили меня с жалованьем 3 копейки в день в Славяно-греко-латинскую академию. Академия была высшим учебным заведением, которое готовило образованных людей. Прием крестьянских детей был категорически запрещен. Чтобы поступить в академию я выдал себя за сына холмогорского дворянина. "Имея один алтын в день жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил".
Ведущая
В 1735 году в числе лучших выпускников Ломоносова отправили в Петербургскую Академию наук. Здесь он начал изучать немецкий язык, латынь, математику, риторику, географию, историю. Через год в числе трех наиболее способных студентов командируется в Германию для изучения горного дела.
Ученик в костюме (Христиан Вольф) рис 6.
Философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физику и математику, так аттестовал его: "Молодой человек, с прекрасными способностями. Нисколько не сомневаюсь, что : со временем, по возвращении в Отечество, может принести пользу государству".
Группа учащихся
1-й ученик
В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию и до конца своей жизни трудился в Петербургской Академии.
2-й ученик
1742 году его зачисляют в штат сотрудников Академии наук.
1745 году утверждают в звании профессора химии.
3-й ученик
В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством Ломоносов добивается открытия первой российской научной и учебной химической лаборатории. Тогда же Ломоносов формулирует закон сохранения материи и движения. Особое внимание Ломоносов уделял подготовке российских ученых. Большие надежды возлагал на молодежь. Он не принимал того мнения, что высшее образование необходимо только представителям господствующего класса. Позже, в "Записке о необходимости преобразования академии наук", он писал: ": студент тот почтеннее, больше научился, а чей он сын, в том нет нужды"
4-й ученик
1753 года Ломоносов уехал из Петербурга в Москву и начал усиленно хлопотать о создании университета, который был открыт в 1755 году. Ломоносов сделал все для того, чтобы в Московском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке.
1-й ученик
В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа, изобрел " ночезрительную " трубу для видения в темноте.
2-й ученик
С 1760 году почётный член Шведской академии наук.
3-й ученик
В 1761 году он обнаружил наличие атмосферы на Венере. Больше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стекол (смальты).
4-й ученик
С именем Ломоносова связано развитие горнозаводской металлургии. В написанной им книге "Первые основания металлургии или рудных дел" он не только перечислил различные рецепты для металлургии, но и научно обосновал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. По этой книге обучались сотни замечательных русских металлургов и горных инженеров.
1-й ученик
Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый оценил его богатство, мощь, выразительность и красоту. И, в частности, писал: "Языка нашего небесна красота", ":В нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языка". Ломоносов создает ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовки деятелей русской культуры. Первой была "Риторика". (Звучит отрывок оды М.В Ломоносова).
2-й ученик.
В 1764 году Болонская академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства, избрала его своим членом.
3-й ученик
Чем бы ни занимался Ломоносов - физикой или химией, поэзией или географией, - всегда движущей силой его творчества являлось патриотическое стремление работать на благо Родины.
4-й ученик
4 апреля 1765 года в возрасте 54 лет Ломоносов скончался. Проститься с ним пришло множество людей. Его похоронили в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры.
Ведущая
Короткий рассказ о яркой жизни Михаила Васильевича Ломоносова хочется закончить словами Белинского: "На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца".
ВТОРОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (Викторина)
Ведущая
А сейчас мы приглашаем вас на викторину, посвящённую жизнедеятельности Ломоносова. В викторине участвуют две команды, (Ион и Протон). Просим команды занять места для игры. Нам необходим учёный совет (учитель химии, завуч школы, родители). Просим надеть мантии и занять почётные места. Рис8.
Послушайте правила игры.
Капитан команды выбирает конверт с вопросом. Ведущий читает вопрос. Одна минута отводится на обдумывание. За полный ответ команда, без дополнений соперников, получает три очка. За ответ с дополнением другой команды, отвечающая команда получает два очка, дополняющая одно очко. Если команда не дает правильного ответа, а другая отвечает правильно, то первая не получает очков, а второй присуждается три очка. Если болельщики дополнили ответ, то команда получает еще одно очко.
Список вопросов.
Вопрос 1. Назовите учебные заведения, в которых обучался Ломоносов.
("Славяно - греко-латинская Академия", Петербургская Академия, Марбургский университет в Германии.)
Члены жюри комментируют ответ, сообщают счёт.
Вопрос 2. Сколько и какие языки знал Ломоносов?
(10 языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский.)
Члены жюри подводят итог.
Вопрос 3. В каком году была закончена первая мозаичная картина и как она называлась?
( В 1752 год мозаичный образ Богоматери по картине итальянского художника Солимены.)
Члены жюри комментируют ответ, сообщают счёт.
Вопрос 4. Что находится внутри ящика? Какая связь между содержимым ящика и именем Ломоносова?
(ЛФЗ Ленинградский фарфоровый завод, изделие из фарфора).
Члены жюри подводят итог.
Литературная пауза (ода М.В. Ломоносова). Приложение 3.
Вопрос 5. В каком труде Ломоносов сказал: "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие".
(В труде "Слово о пользе химии".)
Члены жюри комментируют ответ.
Вопрос 6. Какое отношение имеют цветные стекла к работам Ломоносова?
(Ломоносов организовал производство цветных стёкол, заложив основы для новой отрасли русской промышленности.)
Вопрос 7. Какова роль Ломоносова в металлургии?
(Он основоположник отечественной металлургии. Им написаны книги по её основам. В своей химической лаборатории исследовал пробы руд, минералов различных экспедиций.)
Члены жюри подводят итог.
Вопрос 8. В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол. Как наградила императрица Ломоносова?
(Был награждён двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана именно ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.)
Члены жюри подводят итог.
Музыкальная пауза (Химические частушки).
Вопрос 9. В связи, с чем Ломоносов сказал: "Славного Роберта Бойля мнение ложно"?
(Он сказал, о прокаливании металлов в запаянных ретортах, он доказал, что их вес не изменяется. Р. Бойль же считал, что при нагревании масса металлов увеличивается за счёт присоединения тепловой материи.)
Члены жюри комментируют ответ, сообщают счёт.
Вопрос 10. В работе "Первые основания металлургии или рудных дел" Ломоносов дал определение металлам: "Светлые тела, которые ковать можно". Какие свойства металлов выделил Ломоносов, и какие еще свойства можно назвать?
(Пластичность, металлический блеск . Другие свойства: теплопроводность, электропроводность.)
Члены жюри комментируют ответ.
Вопрос 11. Как геологи увековечили имя Ломоносова?
(Был назван минерал ломоносовит найденный в 1965 году на Кольском полуострове.)
Вопрос 12. В письме к Эйлеру Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: "Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования". Назовите открытие, сделанное Ломоносовым.
(Закон сохранения массы веществ.)
Музыкальная пауза (выступление учащегося музыкальной школы).
Члены жюри подводят итог, объявляют команду победителя, вручают призы.
Вручаются призы также самым активным участникам команд.
Литература
1. Зайковский И. И. Занимательная Химия М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1962.
2. Морозов А. А. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова (материал для выставки в школах и детских библиотеках). М.: Детгиз, 1961.
3. Муратов К. В. М. В. Ломоносов. М.: Учпедгиз,1961.
4. Морозов А.А. Ломоносов. М.: Мол. гвардия, 1965. (Серия ЖЗЛ).
5. Ломоносов М. В. Стихотворения / Сост., подгот. текста, вступ. статья и примеч. Е. Н. Лебедева. М.: Сов. Россия, 1984. Серия "Поэтическая Россия".
6. Я ПОЗНАЮ МИР:Химия:Дет.Энцикл.М.:ООО "Издательство АСТ":ООО "Издательство Астрель", 2004.