Программа "Школа России"
Предмет: литературное чтение, 2 класс.
Вид: развивающий урок.
Тип: изучение нового материала.
Технология: технология развития критического мышления.
Форма проведения: диалоговая основа.
Время проведения: 1 урок по теме "Поэтические тетради".
Цель: формировать умение воспринимать и понимать чувства и настроения произведений искусства.
Задачи:
Образовательная: Познакомить с картинами "Март" Левитана И.И., "Грачи прилетели" Саврасова А.К., произведением "Времена года" А. Вивальди, стихотворениями "Бушует полая вода" И.А. Бунина, "Весенние воды" Ф.И.Тютчева; учить анализировать стихи.
Развивающая: Развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства, поэтический вкус и образное мышление в процессе работы над стихотворением, картиной, слушании музыкального произведения, речь учащихся.
Воспитывающая: способствовать эстетическому развитию учащихся, воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Оборудование: репродукции картин "Март" Левитана И.И., "Грачи прилетели" Саврасова А.К., запись произведения "Весна" А. Вивальди из цикла "Времена года"; карточки "Словарь настроений"; карточки с описанием картин; карточки со стихотворениями.
Ход урока
I. Подготовительная работа.
Учитель: Небо подёрнуто серой пеленой, сквозь которую слабо просвечивает солнышко. Мягкими хлопьями падает снег, покрывая плотным ковром усталую землю: На улице зима:
Но так хочется окунуться в другое время года, яркое, тёплое и лучистое.
Под музыку:
Учитель:
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле :
Учащиеся: Весна!
Учитель: Почувствовать дыхание весны нам помогут репродукции картин, музыка и стихи. Работа по теме. Работа по картинам.
Учитель: Перед нами две картины: "Март" Исаака Ильича Левитана и "Грачи прилетели" Алексея Кондратьевича Саврасова.
Что вы чувствуете, когда смотрите на картину "Март"?
Учащиеся: Лёгкость, теплоту, восторг.
Учитель: Картину "Грачи прилетели"?
Учащиеся: Запах весны, радость.
Учитель: Назовите четыре предмета на картине "Март", которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание.
Учащиеся: Снег, лес, небо, дом.
Учитель: Подберите к ним такие слова, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.
Учащиеся: Грязный снег, рыхлый; голубое, чистое небо, темный лес, дома, освещенные солнцем.
Учитель: А что сразу увидели на картине "Грачи прилетели"?
Учащиеся: Большое количество грачей.
Учитель: Действительно, главное в картине грачи - первые вестники весны.
Учитель: Какое настроение вызывают у вас картины? Выберите из словаря настроений подходящие слова.
Учащиеся: Весёлое, чудесное, хорошее.
Учитель: При помощи чего художники передают весеннее настроение?
Учащиеся: Цвета и света.
Учитель: Но весну на картинах можно не только увидеть, но и услышать.
Прочитайте описание картин. Попробуйте, читая описание, услышать весну.
Учащиеся: читают.
1 вариант - описание картины "Март".
Левитан И.И. "Март".
Мы можем услышать радостно-тревожные звуки пробуждающейся жизни. Поёт звонкая, весёлая капель. Тихонько шуршит снег, сползающий с крыши дома, согретого солнцем. На фоне неба качаются и как бы шепчутся между собой тоненькие деревца.
2 вариант - описание картины "Грачи прилетели".
Саврасов А.К. "Грачи прилетели".
Тает грязный снег. Талые воды стекают в пруд. Свежий ветер гонит по небу облака. На берёзах в своих гнёздах радостно галдят грачи. Они вернулись домой.
Учитель: Выберите из текстов слова, характеризующие звуки весны.
Учащиеся: Звуки, поёт, капель, шуршит, шепчутся, галдят.
(На доску вывешиваются таблички с этими словами.)
Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что, глядя на картину, можно увидеть, почувствовать и услышать весну.
Звучит музыка Антонио Вивальди "Времена года. Весна"
Учитель: А теперь давайте послушаем музыку Антонио Вивальди "Весна" из цикла "Времена года".
Учитель: Какие чувства вызвала у вас музыка?
Учащиеся: Ликование, радость, восхищение.
Учитель: Какие звуки весны вы услышали?
Учащиеся: Капель, ручьи, щебетание птиц, ветер.
Учитель: Какие картины увидели, слушая музыку?
Учащиеся описывают свои картины.
Учитель: Значит, музыка помогает не только услышать, но и увидеть весну!
При помощи чего композитор Вивальди изобразил весну?
Учащиеся: При помощи звуков.
Работа над стихотворениями
Учитель: А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Ивана Бунина "Бушует полая вода:"
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно,
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу "зайчики" трепещут.Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Учитель: А сейчас (имя учащегося) прочитает нам стихотворение Ф.И. Тютчева "Весенние воды".
Учащийся читает стихотворение.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Учитель:
Понравились вам стихотворения?
Прочитайте их ещё раз.
Учитель: Хотели бы вы оказаться внутри стихотворений?
Учащиеся: Да.
Учитель: Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), но и услышать те звуки, которые слышал он. Ощутить запахи и прикосновения воздуха.
Давайте начнем со зрительных картинок-образов.
Найдите и прочитайте только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть.
Учащиеся: У Бунина - дымятся черные бугры, густые белые пары, а в полдень лужи под окном так разливаются и блещут, небо голубеет, вода сверкает.
У Тютчева - белеет снег, воды блещут
Учитель: Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно скорее услышать.
Учащиеся: Шумит и глухо и протяжно.
Учитель: Но ведь ещё весну мы ощущаем кожей в виде тепла или холода, сухости или влаги, верно?
Найдите такие строчки, где описаны ощущения.
Учащиеся:
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Учитель: А теперь прочитайте это стихотворение выразительно, чтобы мы все ощутили прелесть весны с её яркими красками, разнообразными звуками.
Двое учащихся читают стихотворения.
Учитель: Прочитайте последние две строчки стихотворения Ивана Бунина.
Учащиеся:
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Учитель: Что делает ветер? Кому он закрывает глаза?
Учащиеся: Закрывает глаза лирическому герою.
Учитель: Как называется такой приём, когда явление природы совершает действия как люди?
Учащиеся: Олицетворение.
Учитель: Найдите олицетворение в стихотворении "Весенние воды".
Учащиеся:
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Учитель: Какие чувства вызвали у вас стихи? Выберите подходящие слова из словаря настроений.
Учащиеся: Лёгкость, восхищение, ликование, очарование.
Учитель: Художник, Композитор, Поэт - это люди, которые по-особому воспринимают окружающий мир: многие вещи в окружающем нас мире природы мы начинаем замечать только потому, что нам их открыли Поэт, Композитор, Художник. И как вы сказали, их произведения вызывают у нас определённые чувства.
Учитель: И сейчас я хочу попросить вас изобразить на альбомном листе красками то настроение, которое вызвали у вас картины, музыка и стихи.
Учащиеся рисуют.
Учитель: Как стало светло в нашем классе от вашего хорошего настроения! Я думаю, что каждый получил удовольствие, очутившись на мгновение в другом времени года. Дома: кто хочет, может выучить стихотворение, кто хочет, может подготовить выразительное чтение, а кто-то, может, сочинит своё стихотворение о весне.
Литература.
- Методический комментарий к учебнику "Литературное чтение" В.Ю. Свиридовой. Чуракова Н.А. Москва: 2001.
- Сочинения по картинам в начальных классах. В.И.Воробьёва, С.К. Тивикова. Москва: 2002.
- Учебник "Родная речь". Климанова Л.Ф. 2 часть. Москва:2006.