Урок литературного чтения "Весны чудесное дыханье…". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Программа "Школа России"

Предмет: литературное чтение, 2 класс.

Вид: развивающий урок.

Тип: изучение нового материала.

Технология: технология развития критического мышления.

Форма проведения: диалоговая основа.

Время проведения: 1 урок по теме "Поэтические тетради".

Цель: формировать умение воспринимать и понимать чувства и настроения произведений искусства.

 

Задачи:

Образовательная: Познакомить с картинами "Март" Левитана И.И., "Грачи прилетели" Саврасова А.К., произведением "Времена года" А. Вивальди, стихотворениями "Бушует полая вода" И.А. Бунина, "Весенние воды" Ф.И.Тютчева; учить анализировать стихи.

Развивающая: Развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства, поэтический вкус и образное мышление в процессе работы над стихотворением, картиной, слушании музыкального произведения, речь учащихся.

Воспитывающая: способствовать эстетическому развитию учащихся, воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование: репродукции картин "Март" Левитана И.И., "Грачи прилетели" Саврасова А.К., запись произведения "Весна" А. Вивальди из цикла "Времена года"; карточки "Словарь настроений"; карточки с описанием картин; карточки со стихотворениями.

Ход урока

I. Подготовительная работа.

Учитель: Небо подёрнуто серой пеленой, сквозь которую слабо просвечивает солнышко. Мягкими хлопьями падает снег, покрывая плотным ковром усталую землю: На улице зима:

Но так хочется окунуться в другое время года, яркое, тёплое и лучистое.

Под музыку:

Учитель:

Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле :

Учащиеся: Весна!

Учитель: Почувствовать дыхание весны нам помогут репродукции картин, музыка и стихи. Работа по теме. Работа по картинам.

Учитель: Перед нами две картины: "Март" Исаака Ильича Левитана и "Грачи прилетели" Алексея Кондратьевича Саврасова.

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину "Март"?

Учащиеся: Лёгкость, теплоту, восторг.

Учитель: Картину "Грачи прилетели"?

Учащиеся: Запах весны, радость.

Учитель: Назовите четыре предмета на картине "Март", которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание.

Учащиеся: Снег, лес, небо, дом.

Учитель: Подберите к ним такие слова, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.

Учащиеся: Грязный снег, рыхлый; голубое, чистое небо, темный лес, дома, освещенные солнцем.

Учитель: А что сразу увидели на картине "Грачи прилетели"?

Учащиеся: Большое количество грачей.

Учитель: Действительно, главное в картине грачи - первые вестники весны.

Учитель: Какое настроение вызывают у вас картины? Выберите из словаря настроений подходящие слова.

Учащиеся: Весёлое, чудесное, хорошее.

Учитель: При помощи чего художники передают весеннее настроение?

Учащиеся: Цвета и света.

Учитель: Но весну на картинах можно не только увидеть, но и услышать.

Прочитайте описание картин. Попробуйте, читая описание, услышать весну.

Учащиеся: читают.

1 вариант - описание картины "Март".

Левитан И.И. "Март".

Мы можем услышать радостно-тревожные звуки пробуждающейся жизни. Поёт звонкая, весёлая капель. Тихонько шуршит снег, сползающий с крыши дома, согретого солнцем. На фоне неба качаются и как бы шепчутся между собой тоненькие деревца.

2 вариант - описание картины "Грачи прилетели".

Саврасов А.К. "Грачи прилетели".

Тает грязный снег. Талые воды стекают в пруд. Свежий ветер гонит по небу облака. На берёзах в своих гнёздах радостно галдят грачи. Они вернулись домой.

Учитель: Выберите из текстов слова, характеризующие звуки весны.

Учащиеся: Звуки, поёт, капель, шуршит, шепчутся, галдят.

(На доску вывешиваются таблички с этими словами.)

Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что, глядя на картину, можно увидеть, почувствовать и услышать весну.

Звучит музыка Антонио Вивальди "Времена года. Весна"

Учитель: А теперь давайте послушаем музыку Антонио Вивальди "Весна" из цикла "Времена года".

Учитель: Какие чувства вызвала у вас музыка?

Учащиеся: Ликование, радость, восхищение.

Учитель: Какие звуки весны вы услышали?

Учащиеся: Капель, ручьи, щебетание птиц, ветер.

Учитель: Какие картины увидели, слушая музыку?

Учащиеся описывают свои картины.

Учитель: Значит, музыка помогает не только услышать, но и увидеть весну!

При помощи чего композитор Вивальди изобразил весну?

Учащиеся: При помощи звуков.

Работа над стихотворениями

Учитель: А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Ивана Бунина "Бушует полая вода:"

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно,
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу "зайчики" трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Учитель: А сейчас (имя учащегося) прочитает нам стихотворение Ф.И. Тютчева "Весенние воды".

Учащийся читает стихотворение.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Учитель:

Понравились вам стихотворения?

Прочитайте их ещё раз.

Учитель: Хотели бы вы оказаться внутри стихотворений?

Учащиеся: Да.

Учитель: Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), но и услышать те звуки, которые слышал он. Ощутить запахи и прикосновения воздуха.

Давайте начнем со зрительных картинок-образов.

Найдите и прочитайте только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть.

Учащиеся: У Бунина - дымятся черные бугры, густые белые пары, а в полдень лужи под окном так разливаются и блещут, небо голубеет, вода сверкает.

У Тютчева - белеет снег, воды блещут

Учитель: Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно скорее услышать.

Учащиеся: Шумит и глухо и протяжно.

Учитель: Но ведь ещё весну мы ощущаем кожей в виде тепла или холода, сухости или влаги, верно?

Найдите такие строчки, где описаны ощущения.

Учащиеся:

А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Учитель: А теперь прочитайте это стихотворение выразительно, чтобы мы все ощутили прелесть весны с её яркими красками, разнообразными звуками.

Двое учащихся читают стихотворения.

Учитель: Прочитайте последние две строчки стихотворения Ивана Бунина.

Учащиеся:

А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Учитель: Что делает ветер? Кому он закрывает глаза?

Учащиеся: Закрывает глаза лирическому герою.

Учитель: Как называется такой приём, когда явление природы совершает действия как люди?

Учащиеся: Олицетворение.

Учитель: Найдите олицетворение в стихотворении "Весенние воды".

Учащиеся:

А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Учитель: Какие чувства вызвали у вас стихи? Выберите подходящие слова из словаря настроений.

Учащиеся: Лёгкость, восхищение, ликование, очарование.

Учитель: Художник, Композитор, Поэт - это люди, которые по-особому воспринимают окружающий мир: многие вещи в окружающем нас мире природы мы начинаем замечать только потому, что нам их открыли Поэт, Композитор, Художник. И как вы сказали, их произведения вызывают у нас определённые чувства.

Учитель: И сейчас я хочу попросить вас изобразить на альбомном листе красками то настроение, которое вызвали у вас картины, музыка и стихи.

Учащиеся рисуют.

Учитель: Как стало светло в нашем классе от вашего хорошего настроения! Я думаю, что каждый получил удовольствие, очутившись на мгновение в другом времени года. Дома: кто хочет, может выучить стихотворение, кто хочет, может подготовить выразительное чтение, а кто-то, может, сочинит своё стихотворение о весне.

Литература.

  1. Методический комментарий к учебнику "Литературное чтение" В.Ю. Свиридовой. Чуракова Н.А. Москва: 2001.
  2. Сочинения по картинам в начальных классах. В.И.Воробьёва, С.К. Тивикова. Москва: 2002.
  3. Учебник "Родная речь". Климанова Л.Ф. 2 часть. Москва:2006.