Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса

Разделы: Школьная психологическая служба


Обоснование программы.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Перед педагогическим коллективом центра стоит задача объединения усилий педагогов и психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

В центре «Ювента», педагогом-психологом предпринята попытка разработать модель психолого-педагогического сопровождения.

Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса в центре являются:

  • учет интересов ребенка;
  • добровольность посещаемости занятий;
  • индивидуальный подход к каждому;
  • учет психологических особенностей;
  • вариативность образовательных программ.

Все это в свою очередь, способствует формированию позитивной «Я – концепции» воспитанников центра и является базой для организации психолого-педагогической деятельности в особых условиях:

  • открытости учащимся, семье, что позволит создать «ситуацию доверия», более эффективно проводить консультативную и психопрофилактическую деятельность;
  • многообразия творческих объединений, занимающихся интеллектуальной, творческой деятельностью;
  • работы коллектива центра в инновационном режиме, создания условий для научно-исследовательской деятельности.

Указанные особенности определяют специфику организации и содержания психологического сопровождения образовательного процесса в центре. Это сопровождение рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие в открытом социально-педагогическом пространстве центра. На основе данного подхода и была разработана программа психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в центре.

Цель программы: создание условий для личностного развития, обучения и воспитания учащихся.

Задачи программы:

  • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию воспитанников;
  • профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем;
  • изучение динамики развития познавательных, мотивационных и личностных характеристик участников образовательного процесса;
  • содействие гармонизации социально-психологического климата в учреждении;
  • содействие развитию готовности учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению;
  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса исходит из основных принципов гуманистической педагогики:

  • единство сознания, деятельности и общения;
  • учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, что дает возможность выбирать тип взаимодействия;
  • «зоны ближайшего развития», что помогает определить тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.

Срок реализации программы – три года.

Программа демонстрирует, что психолог имеет ясные представления о том, «что делать?» (специфику профессиональных задач), «каким образом?» (уровень технологической оснащенности), «на каких основаниях?» (система базовых теоретических представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей); подтверждает компетентность психолога, делает его работу «прозрачной» для руководителя учреждения и заинтересованных коллег.

Основные направления работы педагога-психолога центра:

Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения

1. Психологическая диагностика.

Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между учащимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.

Психологическая диагностика определяется задачами центра и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в центре.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    – изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
    – составление плана и стратегии исследования;
    – выбор методического материала.
  2. Проведение исследования.
  3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
  4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.

Длительность психодиагностических процедур – одно занятие (40 мин.).

Содержание диагностических процедур.

Характер диагностической процедуры в центре определяется следующими критериями:

Сроки проведения

Цель исследования

Методики

Форма проведения

Вид диагностического процесса

Пролонгированность оценки

Сентябрь

Выявление информации о дальнейшем обучении выпускников.

Опрос родителей и учащихся.

Индивидуально.

 

Мониторинговая.

Сентябрь

Выявление семей «группы риска»; оформление социального паспорта центра.

Опрос родителей, анализ договоров о сотрудничестве родителей и центра «Ювента».

Индивидуально.

 

Первичная.

Октябрь, Апрель

Выявление индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы развития учащихся.

ШТУР (разработан учеными НИИ ОПП РАН).

Групповая.

Скрининговая.

Мониторинговая.

Ноябрь

Исследование социально-психологической комфортности в группах.

Методика М.Люшера «Цвет настроения».

Групповая.

Скрининговая.

Срезовая.

Декабрь

Выявление особенностей мыслительной деятельности учащихся элективных курсов.

Методика «Тип мышления».

Групповая.

Скрининговая.

Срезовая.

Март

Выявление степени удовлетворенности образовательным процессом учащихся, педагогов, родителей.

Модифицирован ные методики доцентов А.А Андреева и Е.Н.Степанова.

Групповая.

Скрининговая.

Срезовая.

Апрель

Выявление уровня социальной адаптивности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся выпускных групп.

Методика профессора М.И.Рожкова Изучение социализированности личности учащегося.

Групповая.

Скрининговая.

Срезовая.

Май

Выявление семей «группы риска»; оформление социального паспорта центра.

Опрос родителей, анализ договоров о сотрудничестве родителей и центра «Ювента».

Индивидуально.

 

Повторная.

Май

Выявление уровня сформированности личной профессиональной перспективы выпускников центра.

Анкета «Выбор профессии».

Групповая.

Скрининговая.

Срезовая.

Сентябрь–май

Выявление психологического диагноза и вероятного прогноза предъявленной проблемы.

Согласно проблеме, соблюдая принцип валидности.

Индивидуально.

Углубленная или скрининговая.

Первичная или повторная.

2. Коррекционно-развивающая деятельность.

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности каждого воспитанника, так как в центр часто приходят дети, числящиеся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

  • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
  • формирование новой позитивной «Я – концепции»;
  • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и учащихся.

Развивающая работа с учащимися осуществляется с помощью:

  • специальных занятий по программе «Психологическая азбука», в ходе которых учащиеся младших групп осваивают навыки самопознания, рефлексии, знакомятся со структурой личности;
  • тренингов самопознания, уверенности в себе, проводимых для учащихся 10–12 лет, где они отрабатывают навыки самопознания, формы уверенного поведения, преодоление затруднений в общении, учебе и в других видах деятельности;
  • тренинга «В поисках призвания» для учащихся 13–15 лет, на котором они осваивают способы оценки качеств личности с учетом жизненных устремлений и развивают умения осуществлять осознанный выбор и брать на себя ответственность за свое будущее.

Вариативность использования психологических подпрограмм обеспечивается типом содержанием включаемых в них психотехник, заданий, вопросов. Подбор упражнений, игр, соревнований должен соотноситься с интерпретационным полем смыслообразующих заданий.

В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы в центре проводятся развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастика, групповые дискуссии, арт-терапия, используются проективные методы.

Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Основанием для развивающей работы могут выступить тренинговые занятия «Совершенствование стиля взаимодействия с учащимися», способствующие саморазвитию педагогов.

3. Психологическое просвещение.

Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса.

Приоритетной для психолога в этом направлении является работа с педагогами, так как они являются субъектами инновационных процессов и должны находиться в режиме развития, в процессе переосмысления собственных ценностей педагогической деятельности.

Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. При этом необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:

  • информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей;
  • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;
  • возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.

С целью популяризации психологии как науки, расширения аудитории общения психолог оформляет стенд «Психологический вестник», который имеет рубрики: «Познай себя», «Твой выбор», «Наедине с собой», «А у нас в центре», «Мое профессиональное будущее», «Психологическая азбука» и др.

В работе с учащимися используются следующие формы:

  • групповые дискуссии на темы: «Я и общество», «Наедине с собой»;
  • семинары-тренинги на темы: «Я и сверстники», «Что значит быть самостоятельным» и др.

Особенностью работы психолога по вопросам профориентации является получение информации об оптанте и стимулирование его к размышлению о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

Учебно-воспитательный процесс в центре, способствует стремлению учащихся познанию мира и самого себя. Гибкость и мобильность системы дополнительного образования в центре позволяет осуществлять свободу выбора с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психолога, администрации центра, родителей.

Основные этапы профориентационной работы, задачи и особенности самоопределения слушателей Центра «Ювента»:

I этапмладший школьный возраст (7–9 лет).

Особенности:

  • малодифференцированное представление о профессиях, профессии выбираются по внешним атрибутам (одежда, манеры, поведение);
  • отсутствие определенных устойчивых интересов.

Задачи:

  • формирование интереса к наиболее распространенным профессиям, к профессиям родителей и ближайшего окружения;
  • воспитание нравственных установок выбора профессии.

Основные курсы образовательного процесса, способствующие реализации данных задач:

  • Прикладная экономика.
  • Увлекательный английский.

II этап – младший подростковый возраст (10–13 лет).

Особенности:

  • осознание слушателями своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии;
  • возникновение первоначальных профессиональных намерений;
  • стремление к оценке себя, своих возможностей.

Задачи:

  • знакомство учащихся с миром профессий, их особенностями;
  • включение ребят в деятельность, способствующую развитию профессиональных интересов;
  • оказание помощи в самопознании.

Основные курсы образовательного процесса, способствующие реализации данных задач:

  • Прикладная экономика.
  • Пользователь ЭВМ.
  • Английский язык.

III этап – старший подростковый возраст (14–17 лет).

Особенности:

  • развитие профессионального самосознания;
  • проявление личностного смысла выбора профессии;
  • приобретение опыта соотнесения общественных целей выбора сферы деятельности со своими идеалами, ценностями.

Задачи:

  • изучение научных основ выбора профессии;
  • оказание помощи в диагностике профессиональных интересов, способностей, индивидуальных особенностей.

Основные курсы образовательного процесса, способствующие реализации данных задач:

  • Английский язык.
  • Управление личными финансами.
  • Моделирование экономики и менеджмента.
  • Планирование карьеры и жизни.
  • Компьютер для делового человека.
  • Лаборатория дизайна.
  • Язык программирования С++.
  • Интернет.
  • Курс слепого печатанья
  • Деловой английский.
  • Практика выполнения тестов.
  • Прикладная экономика

Личное и профессиональное самоопределение учащихся осуществляется и на основе психолого-педагогических рекомендаций. В результате деликатной помощи психолога и педагогов учащийся учится соразмерять свои индивидуальные возможности и способности с тем или иным запросом. Учащийся выстраивает свою образовательную траекторию исходя из своих интересов и соизмеряя с теми потребностями, которые в данный момент актуальны для рынка труда.

Психологическое просвещение и информирование родителей проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях, в систематической работе клуба «Мы вместе» и подготовкой рекомендаций, памяток.

4. Психопрофилактическая деятельность.

Для более успешной профилактической работы организована реализация подпрограммы «Путь к успеху».

Обоснование принятия программы.

Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ обозначилось в серьезную социальную, педагогическую и медицинскую проблему. Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается неуклонным «омоложением».

Центр интеллектуального развития «Ювента» – учреждение дополнительного образования детей, основными задачами которого является создание условий для развития личности ребенка, его интеллектуальности, духовного и физического совершенствования на основе приобщения подростков к совместному творчеству, обращения к личностным проблемам детей, формирования их нравственных качеств и здорового образа жизни. Именно в дополнительном образовании создаются условия для самоутверждения и самореализации подростков, формирования круга общения на основе общих интересов, что, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения детей, благоприятно влияет на устранение таких внутренних причин, влияющих на распространенность употребления детьми наркотических веществ, как эмоциональная незрелость, слабые адаптационные возможности, неспособность к межличностному общению.

Таким образом, центр «Ювента» обладает рядом возможностей для профилактики злоупотребления психоактивными веществами:

  • возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения (по добровольно выбранному направлению) и организации досуговых мероприятий;
  • возможность организации социально-ценностной деятельности детей, развития их активной жизненной позиции;
  • возможность создания условий для эффективного общения детей;
  • возможность повышения уровня самосознания и самооценки, самоутверждения и самореализации подростков.

Цель подпрограммы: снижение риска обращения подростков к различным суррогатным средствам, регулировки своего психологического и эмоционального состояния, через создание условий для реализации интеллектуальных, творческих и духовно-нравственных потребностей подростков.

Задачи:

  • вовлечение в профилактическую деятельность всех структурных подразделений Центра «Ювента»;
  • разработка и внедрение тематических занятий, направленных на выработку навыков ответственного поведения;
  • формирование у воспитанников ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • создание информационно-просветительского пространства антинаркотической направленности через выпуск информационных листов, бюллетеней и размещение рекламных материалов;
  • координация работы с Управлением образования.

Алгоритм реализации подпрограммы «Путь к успеху»:

  1. Программные городские и окружные мероприятия по профилактике ПАВ.
  2. Воспитательные мероприятия, предусмотренные в образовательном процессе.
  3. Интеллектуально-развивающие и досуговые мероприятия, проводимые в центре «Ювента».
  4. Работа с родителями.
  5. Работа с педагогами.

Предполагаемые результаты:

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
  2. Формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

6. Психологическое консультирование.

Консультативная деятельность представляет собой направление психологической помощи обучающимся, их родителям /законным представителям/ и педагогическим работникам, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования.

Психологическое консультирование рассматривается как коммуникативный процесс, в первую очередь для обеспечения субъекта образовательного пространства необходимой психологической информацией, что позволяет создать условия для его адекватной социально психологической адаптации.

Все аспекты психологического консультирования субъектов образования рассматриваются «под углом» информационно-коммуникативного, кратковременного и психотерапевтически ориентированного характера.

Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:

  • по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;
  • по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям;
  • по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных учащихся или групп учащихся;
  • профориентационное консультирование учащихся;
  • оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящихся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
  • помощь в организации эффективного детско-родительского общения.

Универсальные черты психологического консультирования охватывают шесть тесно связанных между собой стадий:

  1. Установление контакта с клиентом и достижение обоюдного доверия.
  2. Уточнение проблем, достижение одинакового их понимания клиентом и консультантом.
  3. Выяснение и открытое обсуждение возможных альтернатив решения проблем.
  4. Критическая оценка выбранных альтернатив решения.
  5. Последовательная реализация плана решения проблем.
  6. Совместное оценивание уровня достижения цели и обобщения достигнутых результатов.

Основные условия консультативного взаимодействия – это безоценочное позитивное принятие другого, конгруэнтность и эмпатия. Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что дает ему возможность самостоятельно решить свои проблемы.

Ожидаемые результаты психологического сопровождения.

1. В отношении образовательного процесса в целом:

  • Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:
    – в повышении психологического комфорта учащихся на занятиях и, как следствие, в активизации потребности в получении новой информации – появление «желания учиться» и потребности в учении;
    – в более быстром овладении ЗУНами при тех же прилагаемых усилиях или же с их уменьшением.
  • Улучшение качества образовательного процесса за счет:
    – оптимизации образовательных программ;
    – улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса.

2. В отношении участников образовательного процесса:

  • Преподавателей:
    – повышение психологической грамотности;
    – оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);
    – разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;
    – содействие в личностном росте.
  • Учащихся:
    – эффективное овладение ЗУНами;
    – развитие ВПФ (высших психических функций);
    – развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);
    – повышение психологической грамотности;
    – повышение толерантности в отношении своих сверстников;
    – содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.
  • Родителей учащихся:
    – психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;
    – получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка;

Основными этическими принципами деятельности психолога являются:

  • принцип конфиденциальности;
  • принцип компетентности;
  • принцип ответственности;
  • принцип этической и юридической правомочности;
  • принцип квалификационной пропаганды психологии;
  • принцип благополучия клиента;
  • принцип профессиональной кооперации.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.

Материально-техническое обеспечение.

Материальная база должна отвечать современным требованиям к работе психолога. В качестве адекватных условий профессиональной деятельности необходимо назвать:

  • меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный столик, кресла, стулья);
  • средства психодиагностики;
  • предметы и пособия для занятий с детьми (настольные игры, краски, цветные карандаши, фломастеры, планшеты);
  • персональный компьютер, оснащенный печатным устройством, пакетом тестовых методик, базой данных, с ограничением доступа для других сотрудников учреждения;
  • телефон, магнитофон, фоно- и видеотека.

Литература.

  1. Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.: Вако, 2006.
  2. Макарова И.В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2004.
  3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.
  4. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М.: Сфера, 2001.
  5. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998.
  6. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос, 2005.
  7. Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  8. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – М.;СПб.: Питер, 2006.
  9. Третьякова А.Н., Плющ И.В. Организация деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2004.
  10. Тетерский С.В. Искусство вести за собой… – М.: Аркти, 2007.
  11. Родионов В.А. Практическая психология в школе. Я и все-все-все. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  12. Методическая газета. Школьный психолог.