Цели:
- образовательная: рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков;
- развивающие: дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях;
- воспитательные: сформировать уважительное отношение к другим государствам и нациям.
План урока:
- Королева Виктория.
- «Эпоха реформ» в Англии.
- Особенности экономического развития Великобритании во второй половине XIX века.
- Создание партии Лейбористов.
- Реформы во имя «классового мира».
- Складывание Британской колониальной империи.
- Ирландский вопрос.
Форма урока: комбинированный урок, выполненный в форме презентации в Power Point.
Применяемые методы обучения: поисковый метод.
Приёмы деятельности учителя: аналитическое описание, образное повествование, сюжетный повествовательный рассказ, беседа.
Основные понятия и термины: доминион, гомруль, джингоизм, лейбористы, бойкот
Ход урока
1. Организационный момент.
Знакомство учащихся с целью и задачами урока.
2. Новая тема.
I. Королева Виктория.
Звучит гимн Великобритании «Боже, храни Королеву»
Под этот гимн началось правление королевы Виктории (1837 -1901 гг.)
Проект «Почему англичане так любят правление королевы Виктории?»
Промежуточные выводы: Личность королевы Виктории наложила отпечаток на историю Англии.
II. «Эпоха реформ» в Англии.
Учитель: Существует поговорка «Английские короли царствуют, но не правят». Реальная власть в Англии принадлежала парламенту.
Вопросы классу:
- Из каких палат состоял английский парламент?
Ответ: Палата Лордов, Палата Общин. - Как создавалась Палата Лордов?
Ответ: В Палату Лордов входили наиболее знатные люди королевства, назначаемые королем. - Как создавалась Палата Общин?
Ответ: Палата Общин создавалась путем выборов. В выборах могли участвовать только мужчины. Действовал имущественный и возрастной ценз.
В 60-е годы XIX века партии тори и вигов стали называться консервативной и либеральной. В 10-х годах они представляли два противостоящих политических лагеря.
Вопросы классу:
- Каковы характерные черты консерватизма и либерализма как политических течений?
Ответ: Для консерватизма свойственны приверженность традициям, идеализация старых порядков. Либералы отстаивали демократические реформы, свободу слова, печати. - В каких реформах нуждалось английское общество в середине XIX века?
Ответ: Общество нуждалось в избирательной и социальных реформах.
Работа с документом «О «двух нациях» в Англии» (стр.166 -167)
Вопрос классу:
О какой проблеме говорит автор документа?
Ответ: Автор документа говорит о большом разрыве между богатыми и беднейшими слоями населения Англии.
Таким образом, английское общество нуждалось в социальных реформах и проведении избирательной реформы.
Перед партиями стояла задача - объединить народ в одну нацию. В сложившейся ситуации было очевидно, что партия, которая проведет эти реформы, получит большинство голосов новых избирателей. Между партиями разворачивается борьба.
Ради голосов избирателей даже консерваторы отходят от своих взглядов.
Работа с таблицей «Реформы в Англии во второй половине XIX века».
Учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, заполняют таблицу.
Дата |
Консерваторы |
Либералы |
|
|
|
Проверка таблицы. (Приложение 5)
Учитель подчеркивает, реформы и консерваторов, и либералов помогли частично решить насущные проблемы общества.
Промежуточные выводы: Реформы способствовали развитию в Англии гражданского общества и правового государства.
III. Особенности экономического развития Великобритании во второй половине XIX века.
В 1830-1840-е годы завершается промышленная революция. К середине XIX века – Англия превратилась в:
- «мастерскую мира»
- «мирового извозчика»
- «мирового банкира».
До начала 1870-х годов по уровню развития промышленного производства Англия уверенно занимала 1-е место в мире.
Мировое промышленное производство (в %).
Страна |
1830 г. |
1860 г. |
1880 г. |
1900 г. |
Великобритания |
9,5 |
19,9 |
22,9 |
18,5 |
Немецкие земли / Германия |
3,5 |
4,9 |
8,5 |
13,2 |
Франция |
5,2 |
7,9 |
7,8 |
6,8 |
США |
2,4 |
7,2 |
14,7 |
23,6 |
Вопрос классу:
В чем причины замедления темпов развития промышленности?
(Работа с учебником - стр. 158)
Учащиеся указывают причины:
- устаревшая техника;
- вывоз капитала в колонии;
- конкуренция с молодыми промышленными государствами (Германия, США)
Учитель: Положение Англии осложнил затяжной экономический кризис, который продолжался вплоть до 1893 г., обнаружив главную слабость экономики страны – ее зависимость от внешних рынков. Доля Англии в мировом промышленном производстве к 1913 г. составляла 14 %.
Промежуточные выводы: Таким образом, дни британского индустриального господства миновали.
IV. Создание партии лейбористов.
Учитель: Быстрое развитие машинного производства приводило к росту городов, ускорению процесса формирования средних слоев. Сельская Англия превратилась в страну городов.
Экономические трудности – кризисы 70-90-х годов и утрата монополии на производство промышленных товаров привели к снижению уровня жизни неквалифицированных фабричных рабочих. Тогда они, наравне с квалифицированными рабочими, стали создавать собственные тред-юнионы (вспомнить: что такое «тред-юнион»?) и самостоятельно организовывать стачки. В ответ на это предприниматели организовали «Парламентский совет предпринимателей» и после каждой стачки принуждали тред-юнионы выплачивать возмещение всех нанесенных убытков в ходе стачки. Суды принимали сторону предпринимателей.
Вопрос классу:
Как рабочие могли отстаивать свои права в такой ситуации?
Ответ: Они могли отстаивать свои права легальными политическими методами, но для этого было необходимо создать партию.
Учитель: В 1900 г. был создан “Комитет рабочего представительства”. Он должен был бороться за представительство в парламенте кандидатов от рабочих. В 1906 г. он был преобразован в Рабочую партию, которая также называлась Лейбористской. Во главе партии встали Кейр Гарди и Джеймс Рамсей Макдональд.
Работа с документом «из предвыборного обращения лейбористов 1905 г.» (стр. 167)
Вопросы классу:
- О каких проблемах говорится в документе?
- Какие цели ставила партия лейбористов перед выборами в парламент в 1905 году?
Промежуточные выводы: Таким образом, в парламенте Великобритании были представлены три партии, которые отражали интересы всех слоев британского общества.
V. Реформы во имя «классового мира».
Работа с таблицей.
Партийный состав депутатов парламента
Партии |
1900 г. |
1906 г. |
1910 г. |
Консерваторы |
402 |
158 |
273 |
Либералы |
184 |
401 |
270 |
Лейбористы |
2 |
29 |
42 |
Вопросы классу:
- Сколько голосов получила партия лейбористов на выборах в парламент в 1906 году?
Ответ: 29 голосов. - Какая партия победила на выборах в парламент в 1906 году?
Ответ: Победили либералы.
Учитель: На парламентских выборах 1906 года победу одержала партия либералов, которая поставила перед собой цель провести реформы во имя «классового мира».
Автором многих реформ стал Дэвид Ллойд Джордж.
Реформы:
- Закон, согласно которому промышленник не имел больше права претендовать на компенсации за убытки, понесенные во время стачек.
- Законы, которые предписывали выплачивать за счет предпринимателя пособия при несчастных случаях, а также пенсии старикам, достигшим 70 лет.
- В 1911 г. было законодательно установлено страхование по болезни, инвалидности и безработице.
- Реформа парламентской системы. Теперь право «veto» палаты лордов стало ограниченным. Если законопроект проходил через Палату общин три раза, то он автоматически становился государственным законом Англии.
Промежуточный вывод: Таким образом, в Англии завершилась «эпоха реформ», которые носили большей частью политический и социальный характер.
VI. Британская колониальная империя.
Ответ на вызов соперников Великобритания нашла в резком усилении территориальной экспансии: приобрел популярность лозунг «торговля следует за флотом», лишь прочное обладание территорией создает устойчивый рынок.
Вопрос классу:
Какие колонии были у Великобритании?
Ответ: Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и многие другие.
Проект «Британия и ее колонии».
Работа с терминами:
ДОМИНИОН (англ. dominion, от лат. dominium — владение) — фактически независимое государство в составе Британской империи, признающее главой государства британского монарха.
Работа с картой.
Показать доминионы Великобритании (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз) на карте.
ДЖИНГОИЗМ - (от jingo - джинго, кличка англ. шовинистов) – крайний английский шовинизм.
Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. The Commonwealth of Nations; до 1946г. Британское Содружество наций — англ. The British Commonwealth of Nations) — добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.
В настоящее время в Содружество входит 53 государства.
Промежуточный вывод: Во второй половине XIX века сложилась Британская колониальная империя, которая стала одним из крупнейших государств мира.
VII. Ирландский вопрос.
Учитель: В конце XIX века правительство столкнулось с серьезным вопросом, связанным с положением Ирландии, которая по-прежнему находилась практически в положении колонии.
Задачи:
- Земельная реформа
- Получение гомруля (от англ. home rule – самоуправление)
Работа с терминами:
БОЙКОТ
- форма политической и экономической борьбы, предполагает полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, организацией, предприятием, например отказ наниматься на работу, покупать продукцию данного предприятия.
- прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против чего-либо.
Учитель: Борьбу за права Ирландии в парламенте вел депутат Чарльз Стюарт Парнелл.
Билль о гомруле трижды выдвигался либералами (1886, 1893, 1912 гг.) в парламенте, однако все три раза билль проваливался.
В 1914 г. закон о гомруле для Ирландии после третьего одобрения Палатой общин был проведен в жизнь, хотя Палата лордов так и не поддержала этот законопроект.
Промежуточные выводы: Таким образом, Ирландия была одна из первых британских колоний, которая добилась самоуправления.
ВЫВОДЫ:
- В конце XIX века Англия начинает отставать в промышленном развитии.
- Проведенные политические реформы способствовали развитию в Англии гражданского общества и правового государства.
- Проведенные социальные реформы способствовали стабилизации общества.
- Сложилась Британская колониальная империя, которая стала одним из самых крупнейших государств мира.
3. Закрепление:
- Работа с кроссвордом «Создание Британской империи».
4. Домашнее задание
Параграф 17, выписать определения терминов.
Вопрос: «Как повлияло складывание Британской колониальной империи на жизнь и быт англичан?»
Источники информации:
- Новая история, 1800-1918: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред. А. Я. Юдовской. –М.: Просвещение, 2001.
- Карты: «Британская империя в начале ХХ века»
«Государства Содружества наций»
- Электронный учебник «Всеобщая история 8 Кл.»