Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции и чтобы ее сформировать вне языковой среды, важно создать такие условия, чтобы заставить ребенка мыслить, рассуждать, решать проблемы. Самостоятельная работа как форма организации деятельности учащихся наилучшим образом способствует созданию таких условий и является основной для учащихся на уроке в средней школе.
Самостоятельная работа помогает развить такие способности учащихся как воля, т. е. умение употребить освоенные способы организации мышления и деятельности в практическом действии; рефлективность – как способность критически оценивать свои действия и переорганизовывать их при необходимости; гибкость – как восприимчивость к многообразию и способность действовать в меняющихся обстоятельствах.
В процессе этой работы учащиеся осваивают новые знания, а также обобщают, систематизируют ранее изученное. Акцент делается на активную мыслительную деятельность, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. В центре - мысль, а язык- средство выражения мысли.
Толчком для начала самостоятельной работы, как акта мыследеятельности, в идеале должна быть проблема, проблематизация. В данном случае – осознание отсутствия или недостатка необходимых средств для решения задачи. Учащийся сам определяет и анализирует средства для выполнения задания, осуществляет самоконтроль и оценивает результаты своей деятельности.
На практике это можно организовать следующим образом. Например, на первом уроке по теме “Искусство” в 11 классе дается в качестве эпиграфа поговорка Art is long, life is short. Учащимся предлагается сделать внутриязыковое перефразирование, т. е. дать свое понимание известному выражению “Жизнь коротка, искусство вечно”. На этом этапе у многих возникает проблема – недостаток лексических средств для выражения своих мыслей. Следующий этап – самостоятельная работа по поиску, отбору необходимой лексики. Результатом этой работы является word web (словесная паутина с ключевым словом “Art”), в которой лексика особым образом организована самим учащимся, в зависимости от того, что взять за основу построения паутины (виды искусства, направления или жанры в них).
Количество и разнообразие лексики зависит от того, как хорошо учащийся поработал со словарем, дополнительными источниками информации и от личного понимания, что такое искусство, какие виды существуют в культуре и что он сам считает искусством, приводя этому соответствующие аргументы. При представлении word web, учащийся дает определение понятия art (свое или из толкового словаря), комментирует принцип подбора лексики и свое понимание поговорки. На данном этапе хорошо идет работа по составлению тематических синквейнов.
Далее идет работа с тематическими аудио и печатными текстами, видеоматериалом. Работа над темой завершается сочинением “Art in our life”, в котором учащиеся раскрывают свое понимание искусства, роли искусства в жизни вообще и в их собственной жизни. По желанию учащимся предлагается выполнить тематическую презентацию в Power Point.
Параллельно с лексической темой идет освоение грамматики. В данной теме – это глагол. Дается задание, которое кажется простым – указать функции глаголов to be и to have в тематическом тексте. Здесь опять возникает проблема нехватки грамматических средств. Поэтому учащиеся начинают самостоятельную работу по поиску и переработке грамматического материала и оформляют свою работу в форме grammar web.
В данном случае ключевым словом является verb (глагол). Учащийся работает со справочными пособиями, использует имеющиеся знания, консультируется с другими учащимися и с учителем. По завершении работы каждый дает определение понятия “глагол” и объясняет принцип построения своей паутины. Исследуя грамматику языка, учащиеся самостоятельно выстраивают систему понятий. В старшей школе учащиеся уже вполне могут говорить о языке на языке. Далее для закрепления идет работа по определению функций глагола и его грамматических признаков в тематических текстах. Затем учащиеся самостоятельно составляют карточки с предложениями на изучаемый грамматический и лексический материал, для его лучшего осмысления, обмениваются ими и выполняют задание.
При такой организации работы с учебным материалом урок является формой консультирования, экспертной оценки проделанной работы, местом, где происходит коммуникация не только на языке, но и о языке. А предметный материал – средством для развития ключевых компетенций.