Классный час "Честь"

Разделы: Внеклассная работа


Цель — знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения.

Задачи:

  1. Образовательные:

— формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;

— ознакомление учащихся с понятиями “конфликт”, “компромисс”, базовыми нравственными категориями “добро” и “зло”.

  1. Развивающие:

— развитие познавательного интереса учащихся;

— развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;

— повышение активности учащихся на занятиях.

  1. Воспитательные:

— воспитание уважительного отношения к окружающим людям;

— формирование социально одобряемых форм поведения.

Оборудование и оформление:

а) на доске прикреплён плакат “Честь”;

б) на доске размещены цитаты с высказываниями великих людей;

в) перед каждым учеником лежит текст с выдержками из Уголовного кодекса.

Ход занятия

Вступительное слово социального педагога.

Честь — это очень высокое слово! Это высшее человеческое достоинство. Его можно изучать на каждом уроке и всё равно времени не хватит. Слишком много у него различных оттенков и цветов.

Учитель литературы.

“Честь имею”, — прощаясь, произносит чиновник в кинофильме по произведению Н.В. Гоголя. Но зрителю ясно, что чести тот не имеет, потому что только что получил взятку.

В другом кинофильме есть такой эпизод. Предавший Родину солдат стал работать на фашистскую разведку. Его забросили в тыл советской армии. Там он идёт по улице, а навстречу ему — воинский патруль. И он козыряет ему, то есть “отдаёт честь”. Получается, что он отдал то, чего у него не было.

1-й ученик.

О каких двух значениях слова “честь” идёт речь? Попытайтесь самостоятельно охарактеризовать честь как самое главное человеческое качество. Покажите высокое значение слова “честь”.

Учитель литературы.

Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер писал: “Честь дороже жизни”. Многие люди предпочитали умереть, но сохранить свою честь. Например, в старину, стремясь избежать позорного плена, воины бросались на собственные копья.

2-й ученик.

Во время войны честь человека проверялась в открытом бою. А что делать, когда она подвергается испытаниям, но враг человека скрыт? Например, когда против его чести выступает обыкновенная сплетня, клевета или очевидная ложь? В былые времена многие люди защищались от лжецов и клеветников, вызывая их на дуэль. И нередко сами при этом погибали, но честь свою спасали.

3-й ученик.

Почему они так поступали? Потому что в ином случае им пришлось бы жить с ощущением, что их честь запятнана. Ведь они жили в обществе. И мнение общества о человеке было для него чуть ли не самым главным в жизни. Человек не желал жить среди людей и чувствовать, что общество подозревает его в запятнанной чести.

Учитель литературы.

А.С. Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, когда все вокруг говорили о возможной супружеской измене его жены — красавицы Наталии. До сих пор идут споры о том, была ли измена на самом деле или её не было. Но всем известно, что недоброжелателей у Пушкина было множество. И они с удовольствием “полоскали” имя поэта и его жены в грязном корыте общественной молвы. У Пушкина не было другого выхода.

Социальный педагог.

Любой бесчестный поступок может привести к потере чести. Это и ложь, и клевета, и воровство, и предательство. И ещё многое другое, что не одобряется обществом, нормальными людьми. Как это происходит? Иногда очень просто. О бесчестном поступке или преступлении становится известно окружающим — и честь потеряна.

4-й ученик.

Некоторые люди этому не придают значения: честь руками не потрогаешь, она — не деньги, на неё ничего не купишь. Да и как можно потерять то, чего не видно?

5-й ученик.

Это очень опасное заблуждение. Не случайно существует старинная поговорка: “Дорожи платьем смолоду, а платьем — с нову”. Имеется ввиду, что бережное отношение к платью может продлить его век. А потерянная в молодости честь может уже не вернуться к человеку никогда. А жить без чести очень трудно.

Социальный педагог.

Руководитель школьного кооператива “Золотая рыбка” Антон Н. заключил договор с детским садом. В договоре было написано, что к сентябрю малыши получать красивые аквариумы с очень красивыми рыбками. Об этом областная газета даже статью напечатала. Детский сад перечислил кооперативу деньги. Все ждали симпатичный товар. Но не дождались. Антон с кем-то поссорился, с кем-то не сумел вовремя договориться. Часть денег детскому саду вернули. А Антон возглавил новый кооператив — по выращиванию ёлок и продаже ёлочных украшений для детских садов. Но ни одного договора заключить не смог.

Инспектор.

В нашей стране развивается рыночная экономика. Заключаются тысячи, миллионы договоров. Договор — это юридический документ. Его нарушение приводит к юридическим последствиям. То есть в действие вступает закон. Если произошло нарушение договорных обязательств, пострадавшая сторона обращается в суд. Судья изучит договор, выяснит всё о его нарушении. Без договора сделать это было бы трудно: неизвестно кто и о чём устно договорился. Например, по закону суд может принудить нарушителя договора возместить ущерб пострадавшей стороне. Может оштрафовать нарушителя и т. д.

6-й ученик.

Честные предприниматели во всём мире очень дорожат своим именем, своёй честью. Даже договоры не всегда заключают. Договариваются на словах, пожали друг другу руки — и пошла работа. Пуще огня боится предприниматель допустить ошибку, не оправдать ожиданий, нарушить слово. Он боится лишиться чести. Если же это все-таки произошло, об этом узнают другие. Его бизнесу приходит конец: никто не хочет иметь дело с бесчестным (то есть без чести) человеком. Зачем в условиях рынка связываться с бесчестным, если рядом работает честный?

Социальный педагог.

В обществе существует много понятий чести. Например, честь президента страны, предпринимателя, рабочего, адвоката, чиновника — это профессиональная честь. А ещё есть воинская честь, девичья честь, честь школы, честь города, честь страны. Иногда вспоминают рыцарскую честь, дворянскую честь…

Коллективная работа

  1. В чём, по-Вашему, заключается суть этих видов чести? Расскажите об одном из них. Можно ли считать какую-либо честь самой главной, важной?
  2. Попытайтесь определить, какое значение слова “честь” наибольшим образом соответствует следующим действиям: (на доске)

трусость на поле боя

предательство интересов друга

нарушение купцом своего слова

супружеская измена мужа

потеря полкового знамени

молчание в ответ на клевету

зависть к чужим успехам

недобросовестная работа

оставление в опасности, в бою

пьянство

невыполнение просьбы

обман учителя

продажа наркотиков

легкомысленное поведение девушки

Инспектор.

(На столах перед каждым учащимся лежат выдержки из статей Уголовного кодекса.)

Познакомьтесь с выдержками из двух статей Уголовного кодекса Российской Федерацию подумайте, чем клевета отличается от оскорбления? Как Вы думаете, сумел бы А.С. Пушкин воспользоваться законом, чтобы достойно защитить свою честь? Как вы считаете, может быть, следовало бы и сегодня разрешать дуэли?

ИЗ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

Российской федерации

Статья 129. Клевета (приводится в сокращении)

  1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, — наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда…, либо обязательными работами, … либо исправительными работами на срок до одного года.
  2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении ил в средствах массовой информации, — наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда … вплоть до ареста на срок от трёх до шести месяцев (за особо опасные виды клеветы предусмотрено лишение свободы на срок до трёх лет).

Статья 130. Оскорбление (приводится в сокращении)

  1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — наказывается штрафом до 100 минимальных размеров оплаты труда…, либо обязательными работами…, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
  2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении…, — наказывается штрафом в размере до 200 минимальных…, вплоть до исправительных работ на срок до одного года.

Учитель литературы. (На доске.)

В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

Истинная честь не может терпеть неправду.

Г. Филдинг

Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

П. Корнель

Социальный педагог.

Говоря о человеческой чести, о чести личности, о чести человека, Владимир Даль в своём знаменитом словаре назвал её внутренним нравственным достоинством человека, доблестью, честностью, благородством души и чистой совестью. А немецкий философ Артур Шопенгауэр считал, что “честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь”.

Рефлексия. Учитель литературы.

ПОПЫТАЙТЕСЬ ПОСПОРИТЬ

(Коллективная работа)

  • Честь не в честь, как нечего есть (пословица).
  • Честь честью, а дело делом (пословица).
  • Кому люба честь, тому бы в передний угол сесть, а голодного, хоть за порог, только дай пирог (по словарю В.Даля).

И закончить наше занятие мне хотелось бы словами В. Шекспира: “Трудно запугать сердце, ничем не запятнанное”.