Цели урока:
1.развивать умение находить корень в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова, подбирать проверочные слова;
2.воспитывать любовь к родной природе;
3. учить методам и приёмам, помогающим сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Оборудование:
1. запись Чайковский “Времена года. Декабрь”;
2. карточки со словами;
3. Игра “Лото”.
Ход урока
- Введение в урок.
- Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье.
2. Лексическая работа.
- Как вы понимаете значение слова “здоровье”? (Здоровье - это когда человек себя хорошо чувствует. Когда у человека хорошее настроение и он не болеет.)
- А теперь обобщите всё, что вы сказали о том, как вы понимаете значение слова “здоровье”?
- В толковом слова С.А.Ожегова значение этого слова объясняется так: “Здоровье-это нормальное состояние, самочувствие организма человека”.
- Посмотрите на доску и прочитайте слово так, как мы его будем писать. Объясните написание данного слова. (В слове 3 слога, ударение падает на второй слог, в первом слоге непроверяемая безударная гласная буква О. В этом слове пишется разделительный мягкий знак.)
3. Орфографическая работа.
- Прочитайте запись:
Здоровье дороже богатства.
Физкультура и труд здоровье несут.
Ум да здоровье дороже всего.
- Как сказать одним словом, что здесь написано?
-Найдите пословицу, в словах которой самое большое количество орфограмм.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Запишите пословицу по памяти в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.
-Что ещё способствует укреплению здоровья?
На доске появляется плакат “Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья”.
4. Секреты здоровья.
- Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе.
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица волшебница зима.
(На доске картина зимнего леса)
- Русский композитор П.И.Чайковский в своём музыкальном альбоме три странички посвятил зиме. Закройте глаза. Давайте попытаемся представить, какие картины зимней природы он мог видеть, когда писал эту музыку. (После прослушивания дети высказывают своё мнение).
- А теперь послушайте вот эти строки:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
- Что вы можете сказать? (Эти строки можно было читать, слушая музыку, именно такую картину видел П.И.Чайковский)
5.Физминутка.
- Давайте немного передохнём. Встаньте. Мы в лесу. Какой прекрасный чистый воздух. Сделали глубокий вздох, выдох, ещё раз. А щёчки начали замерзать, потрём их, пальчики замёрзли, помнём их. Ножками потопаем. А теперь покажите, как зимой вы играете в снежки. Согрелись? Садитесь.
- Мы любовались красотой зимнего леса. Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (глаза)
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
Запись: прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые.
6. Продолжение темы урока.
- Идём мы по лесу, а зима-то злится. Закидала нас снежками с заданиями. Убеждена, что вы сможете всё сделать правильно. Докажем, что мы всё можем?
А) Работа в парах (“снежки” раздаются 4-ым средним ученикам, они выполняют, ученик(сильный), сидящий рядом проверяет и оценивает работу)
Б) Работа по учебнику. Упр.118 (с.15) (выполняют остальные учащиеся)
- Прочитайте слова 1 группы. Что их объединяет?
Слова 2 группы.
В) Работа с сигнальными карточками.
- Многие поэты посвящали стихи зиме. Вот одно из них. Автор А.С.Пушкин. Я начну, а потом вы хором продолжите.
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница зима.
(Дети читают с доски)
Пришла, рассыпалась, кл…ками
Повисла на суках дубов.
Л…гла в…лнистыми к…врами
Среди п…лей, в…круг х…лмов.
(Дети сигнальными карточками показывают пропущенные буквы, частично
комментируя)
Г) Оздоровительная минутка.
- Чтобы глаза отдохнули, выполним такие упражнения:
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
- Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо - вниз.
- Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за указательным пальцем: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отводите обратно. Повторите 5 раз.
- Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.
- Не забывайте эти упражнения при выполнении домашней работы.
Д) Игра – Лото “Найди корень”
- У каждого из вас карточка со словами и три жетона. Я показываю картинку, если у вас на карточке есть однокоренное слово, вы закрываете его жетоном. Игра продолжается до тех пор, пока первый из вас не закрывает все три слова.
- Выигравший читает первое слово, остальные игроки находят на своих карточках родственные слова и читают их.
7.Итог урока.
- Хорошая получилась прогулка по лесу. Но она подошла к концу. Наш урок близок к завершению. Как вы думаете, что мы должны сделать? (подвести итог)
- Чему мы учились на уроке?
- Что называется корнем?
- О чём мы говорили на уроке?
- Как вы поняли, что такое здоровье?
- Заканчивая наш урок, хочу пожелать всем вам здоровья. Ведь только здоровый человек поистине счастлив и видит, как прекрасен мир вокруг.