ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен формированию статистических знаний и знаний по теории вероятности. Для нашего времени весьма актуален вопрос о введении в школьную программу элементов теории вероятности и статистики. Сейчас почти невозможно указать сферу жизнедеятельности человека, где бы не использовались элементы теории вероятности и статистики. Неоспорима роль статистики и теории вероятности в прогнозировании различных социальных и экономических событий, проявление аномальных природных явлений. Современная физика, химия, биология, демография, социология, лингвистика, философия, весь комплекс социально-экономических наук развиваются на вероятностно-статистической базе.
В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов, и даже сводки погоды в газетах сообщают о том, что “завтра ожидается дождь с вероятностью 40%”, оставляя нас в полной растерянности: брать зонтик или нет?
И ребенок в своей жизни ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями, ведь игра и азарт составляют существенную часть его жизни.
Подготовку человека к таким проблемам во всем мире осуществляет школьный курс математики. Задачи, которые ставит перед выпускниками средней базовой школы жизнь, в большинстве своем связаны с необходимостью анализа влияния случайных факторов и принятия решений в ситуациях, имеющих вероятностную основу. Учащимся необходимы знания статистики и теории вероятности, которые они будут применять при изучении различных предметов. Преподаватели физики, химии, биологии, географии, экономики, информатики ощущают острую потребность в том, чтобы выразить основные закономерности этих наук на языке вероятностных понятий.
Цель данного курса – помочь обучающимся в формировании знаний, развивающих вероятностно-статистических стиль мышления.
Задачи курса:
- научить решать статистические задачи и задачи по теории вероятности;
- научить применять полученные знания в жизненных ситуациях;
- развивать способности к математической деятельности;
- предоставить возможность проанализировать свои способности к математической деятельности;
- научить ориентироваться в мире современных профессий;
- научить общаться с людьми;
- познакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.
Программа рассчитана для учащихся 9-х классов с различным уровнем обучаемости и подготовки. Изучение данного элективного курса совместно с информатикой позволит вызвать интерес к обоим предметам и показать их значимость в жизнедеятельности человека.
Основными формами работы являются практические занятия и исследовательские работы, которые выполняются в группах или индивидуально – по выбору учащихся.
Элективный курс “Что день грядущий нам готовит?” в объеме 10 часов проводится в 1 четверти учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс построен по принципу – от простейших понятий и задач к более сложным заданиям. Задания интересны и доступны учащимся 9-х классов, не владеющим вычислительными навыками и умениями сравнивать, сопоставлять, делать выводы, не требующие серьезных умозаключений. Предлагаемые задания позволяют учащимся овладеть исследовательскими навыками, научиться работать с научно-популярной литературой. Создать буклет или презентацию. Для тех школьников, которые не проявили еще интереса к математике, эти занятия помогут вызвать интерес к предмету и желание узнать больше. Ситуации, взятые из жизни, не дублируют содержание базового курса основной школы.
Содержание курса состоит из двух тем и практикума, которому уделяется большое внимание.
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1 |
Исторический экскурс. Статистика
|
2 |
2 |
Теория вероятностей
|
2 |
3 |
Практикум
|
6 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Главное внимание в курсе должно уделяться изучению программ обработки информации и умению представлять обработанные данные.
Основной тип занятий – практикум. Подавляющее большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать: |
|
Уметь: |
|
Критерием эффективности реализации программы элективного курса служит выполнение творческих работ:
- Создание презентации “Как, играя в рулетку, получить наибольший выигрыш?”
- Создание презентации “Какова вероятность наступления в нашей школе карантина?”
- Создание буклета “Изучение покупательского спроса на бытовую технику в магазинах нашего города.”
Критерии оценивания творческой работы:
Количество баллов |
Дизайн |
Содержание |
5 |
Работа выполнена творчески. В работе использованы 2 или более графических изображений. |
|
4 |
Работа выполнена творчески. В ней использовано 1 графическое изображение. |
|
3 | Работа включает 1 или более графических объектов. |
|
2 |
Работа не завершена. |
|
Используя данные критерии, каждый учащийся имеет возможность сам себя оценивать с помощью данной таблицы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абчук В.А. 250 занимательных задач по менеджменту и маркетингу. - Вита - Пресс, 1997.
2. Буминович Е.А.,Булычев В.А. Вероятность и статистика. Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
3. Глеман М., Ворга Т. Вероятность в играх и развлечениях. – М.: Просвещение, 1979.
4. *Гуревич В.Ю. Элементы теории вероятностей. Учебное пособие в двух частях . –Минск: НИИ педагогики, 1976.
5. *Гуцанович С.А. Занимательная математика в базовой школе. Пособие для учителя. – Минск, Тетра Системс, 2004.
6. Лютикас В. Школьнику о теории вероятностей. – М.: Просвещение, 1983.
7. *Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятности. – М.: Просвещение, 2003.
8. *Уваренков И.М. Элементы теории вероятностей в курсе математики средней школы. – Смоленск; Смоленский гос. Пединститут им. К.Маркса.
* литература для учителя
Дидактический материал
- Монета бросается 2 раза. Какова вероятность:
- Игральная кость бросается два раза. Какова вероятность того, что сумма выпавших очков равна 6?
- В результате ряда испытаний было обнаружено, что при 200 выстрелах стрелок попадает в цель в среднем 190 раз. Какова вероятность Р поражения цели этим стрелком? Сколько для него попаданий в цель можно ожидать при 1000 выстрелов?
- Известно, что в партии из 1000 деталей отдел технического контроля обнаружил 50 нестандартных деталей. Оценить вероятность обнаружения бракованной детали.
- В ящике лежат 20 шаров, отличающихся только цветом: 7 белых и 13 черных. Из ящика наудачу вынимают один шар. Какова вероятность события:
а). выпадения герба хотя бы один раз;
б). двукратного выпадения герба?
а). А – “вынут белый шар”;
б). В – “вынут черный шар”;
в). С – “вынут красный шар”;
г). D – “вынут белый или черный шар”.
- Бросаются две игральные кости - желтая и зеленая. Какова вероятность того, что появятся:
- на желтой кости 2 очка, на зеленой – 3 очка;
- на одной кости 2 очка, на другой 3 очка;
- на желтой кости 5 очков;
- на желтой кости четное число очков;
- на обеих костях четные очки;
- на желтой кости число очков, кратное 3, а на зеленой – четное число очков;
- на обеих костях одинаковые очки;
- очки, сумма которых не больше 3;
- очки, сумма которых равна 11;
- очки, сумма которых не меньше 10?
7. На трех карточках написаны цифры 1,2,3 (на каждой карточке по одной цифре). Случайным образом из этого набора выбирают последовательно по одной карточке и кладут в ряд, образуя трехзначное число. Какова вероятность того, что образуется число: 1). 321; 2). 231 ?
8. В ящике имеется 3 одинаковых по размеру кубика: красный (к), черный (ч) и белый (б). Вытаскивая их наугад, кладем 3 кубика на стол последовательно один за другим. Какова вероятность того, что появится последовательность кубиков “ ч б к ”?
См. презентацию и приложения.