План-конспект открытого урока по методике преподавания начального курса математики

Разделы: Математика


Цель: Обобщить знания студентов по теме.

Задачи:

  1. Закрепить знания по классификации простых задач и приёмы работы с ними.
  2. Повторить способы и формы записи решения задач.
  3. Развивать профессиональные умения работы с детьми.

Оборудование: текст программированного опроса, классификация простых задач, ключ с ответами, индивидуальные карточки с заданиями, тексты задач.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Методические указания

1. Организационный момент.

На уроке мы повторим знания по теме «Арифметические задачи».

Что такое задача?

(Задача – это жизненная ситуация, в которой необходимо установить связи между данными и искомыми величинами, на основании которых выбрать и выполнить арифметические действия).

На какие группы делим простые задачи?

(1. Задачи, формирующие понятие конкретного смысла арифметического действия.
2. Задачи, раскрывающие связь между компонентами и результатом арифметического действия.
3. Задачи, связанные с понятием разностного и кратного отношения.)

Фронтальная беседа.

2.1. Программированный опрос.

Уважаемые коллеги, вам необходимо определить группу и вид простой задачи.

Например. Задача: Ира прочитала за каникулы две книги. В одной книге 12 страниц, а в другой – 9 страниц. Сколько всего страниц прочитала Ира?

Эта задача относится к первой группе «Усвоение смысла арифметического действия» и к первому виду «Нахождение суммы 2-х слагаемых».

Ответ запишем так: 1.1.

Студенты используют классификацию простых задач и текст программированного опроса.
(См. приложение 1 и приложение 2).

2.2. Работа по индивидуальным карточкам.

Некоторые студенты получат индивидуальные карточки, в которых необходимо ответить на поставленные вопросы.

Выдаются карточки. (См. приложение 3).

3.1. Проверка программированного опроса.

Поменяйтесь работами в парах и проверьте их.

Предлагается ключ с ответами. (См. приложение 4).

3.2. Проверка работ по индивидуальным карточкам.

Отчёт студентов – ответы на поставленные вопросы. Дополнение и уточнение ответов.

Нужно ли начинающему учителю знать вид простой арифметической задачи?

(Нужно знать, чтобы определить методику работы с ней).

Фронтальная беседа.

4. Выбор приёма работы с задачей.

Рассмотрите следующие задачи.

Задача 1. Из первого улья взяли 25 кг мёда, а из второго на 5 кг больше, чем из первого. Сколько килограммов мёда взяли из второго улья?

Задача 2. Из первого улья взяли 25 кг мёда, что на 5 кг больше, чем из второго. Сколько килограммов мёда взяли из второго улья?

Какой приём обучения лучше использовать, работая с текстами данных задач?

Какой из вариантов организации работы выберете и почему?

Вариант 1. Фронтально разобрали и решили первую задачу. Вторую задачу ученики решали самостоятельно.

Вариант 2. Первую задачу решили в классе, вторую задачу учитель задал на дом.

Вариант 3. Учащиеся прочли сразу обе задачи. Учитель предложил уточнить их сходство и различие. Учащимся были заданы вопросы: «Можно ли получить одинаковые ответы? В какой задаче ответ получится больше? Почему?»

Какую подготовительную работу целесообразно провести перед решением этих задач?

Коллективная работа.

5. Способы и формы записи решения задач.

Каким способом решена предыдущая задача? (Арифметическим способом).

Какую форму записи решения использовали? (Выражение в одно действие).

Какие ещё способы решения задач знаете? (Алгебраический, практический, графический, схематическое моделирование, комбинированный).

Какие формы записи решения задач знаете? (По действиям, по действиям с пояснением, по действиям с вопросами, выражением, уравнением).

Фронтальная беседа.

6. Практическая работа по решению задач разными способами.

Решите задачу разными способами.

Вариант 1.

Задача. Два участка имеют одинаковую площадь. Ширина первого участка 20 м, ширина второго – 40 м. Найди длину первого участка, если известно, что длина второго – 75 м.

Вариант 2.

Задача. Из куска ткани длиной 24 м cшили 8 одинаковых костюмов. Сколько потребуется ткани на 32 таких же костюма?

Проверка решения задач.

Какие пропорциональные величины встретились в задачах? Почему их называют пропорциональными?

Практическая работа выполняется по вариантам.

7. Итог урока.

Какие знания и умения нужны учителю начальных классов для организации и проведения работы с задачами?

(1. Знать группы и виды задач для определения методики работы с ними.
2. Знать способы и формы записи решения задач.
3. Уметь решать задачи разных видов).

Фронтальная беседа.

8. Домашнее задание.

Подобрать или составить арифметические задачи и показать примы работы с ними: подбор схемы, данных, вопроса; изменения вопроса, данных; объяснение или выбор решения.