Цель: Обобщить знания студентов по теме.
Задачи:
- Закрепить знания по классификации простых задач и приёмы работы с ними.
- Повторить способы и формы записи решения задач.
- Развивать профессиональные умения работы с детьми.
Оборудование: текст программированного опроса, классификация простых задач, ключ с ответами, индивидуальные карточки с заданиями, тексты задач.
Ход урока
Этапы урока |
Содержание урока |
Методические указания |
1. Организационный момент. |
На уроке мы повторим знания по теме «Арифметические задачи». Что такое задача? (Задача – это жизненная ситуация, в которой необходимо установить связи между данными и искомыми величинами, на основании которых выбрать и выполнить арифметические действия). На какие группы делим простые задачи? (1. Задачи, формирующие понятие конкретного смысла арифметического действия. |
Фронтальная беседа. |
2.1. Программированный опрос. |
Уважаемые коллеги, вам необходимо определить группу и вид простой задачи. Например. Задача: Ира прочитала за каникулы две книги. В одной книге 12 страниц, а в другой – 9 страниц. Сколько всего страниц прочитала Ира? Эта задача относится к первой группе «Усвоение смысла арифметического действия» и к первому виду «Нахождение суммы 2-х слагаемых». Ответ запишем так: 1.1. |
Студенты используют классификацию простых задач и текст программированного опроса. |
2.2. Работа по индивидуальным карточкам. |
Некоторые студенты получат индивидуальные карточки, в которых необходимо ответить на поставленные вопросы. |
Выдаются карточки. (См. приложение 3). |
3.1. Проверка программированного опроса. |
Поменяйтесь работами в парах и проверьте их. |
Предлагается ключ с ответами. (См. приложение 4). |
3.2. Проверка работ по индивидуальным карточкам. |
Отчёт студентов – ответы на поставленные вопросы. Дополнение и уточнение ответов. Нужно ли начинающему учителю знать вид простой арифметической задачи? (Нужно знать, чтобы определить методику работы с ней). |
Фронтальная беседа. |
4. Выбор приёма работы с задачей. |
Рассмотрите следующие задачи. Задача 1. Из первого улья взяли 25 кг мёда, а из второго на 5 кг больше, чем из первого. Сколько килограммов мёда взяли из второго улья? Задача 2. Из первого улья взяли 25 кг мёда, что на 5 кг больше, чем из второго. Сколько килограммов мёда взяли из второго улья? Какой приём обучения лучше использовать, работая с текстами данных задач? Какой из вариантов организации работы выберете и почему? Вариант 1. Фронтально разобрали и решили первую задачу. Вторую задачу ученики решали самостоятельно. Вариант 2. Первую задачу решили в классе, вторую задачу учитель задал на дом. Вариант 3. Учащиеся прочли сразу обе задачи. Учитель предложил уточнить их сходство и различие. Учащимся были заданы вопросы: «Можно ли получить одинаковые ответы? В какой задаче ответ получится больше? Почему?» Какую подготовительную работу целесообразно провести перед решением этих задач? |
Коллективная работа. |
5. Способы и формы записи решения задач. |
Каким способом решена предыдущая задача? (Арифметическим способом). Какую форму записи решения использовали? (Выражение в одно действие). Какие ещё способы решения задач знаете? (Алгебраический, практический, графический, схематическое моделирование, комбинированный). Какие формы записи решения задач знаете? (По действиям, по действиям с пояснением, по действиям с вопросами, выражением, уравнением). |
Фронтальная беседа. |
6. Практическая работа по решению задач разными способами. |
Решите задачу разными способами. Вариант 1. Задача. Два участка имеют одинаковую площадь. Ширина первого участка 20 м, ширина второго – 40 м. Найди длину первого участка, если известно, что длина второго – 75 м. Вариант 2. Задача. Из куска ткани длиной 24 м cшили 8 одинаковых костюмов. Сколько потребуется ткани на 32 таких же костюма? Проверка решения задач. Какие пропорциональные величины встретились в задачах? Почему их называют пропорциональными? |
Практическая работа выполняется по вариантам. |
7. Итог урока. |
Какие знания и умения нужны учителю начальных классов для организации и проведения работы с задачами? (1. Знать группы и виды задач для определения методики работы с ними. |
Фронтальная беседа. |
8. Домашнее задание. |
Подобрать или составить арифметические задачи и показать примы работы с ними: подбор схемы, данных, вопроса; изменения вопроса, данных; объяснение или выбор решения. |
|