Цели:
- Образовательные:
– повторить с учащимися понятия «множество», «подмножество»;
начать изучение операций над множествами;
– познакомить с понятием «пересечение множеств»;
– учить определять элементы, принадлежащие пересечению множеств (классификация по двум и более свойствам). - Развивающие: развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, синтез, классификация.
- Воспитательные: воспитывать умение работать в парах.
Оборудование: тетрадь «Информатика в играх и задачах 2 класс» (А.В.Горячев), проектор, компьютер, экран, муз. центр, диск П.И. Чайковского «Времена года (апрель)», муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал для работы в парах, карточки с закодированным словом, цветы для составления букета, диск «Мир информатики 1 класс».
Цели использования ИКТ:
- Использование на организационном этапе музыкального центра (прослушивание произведения П.И.Чайковского «Времена года. Апрель») помогло создать у детей определённый настрой на урок, весеннее настроение.
- Знакомство с новым понятием «пересечение множеств» происходило через задания, демонстрируемые на экране с помощью проектора. Использование проектора способствовало развитию активного внимания, интереса у детей при изучении нового отношения между множествами.
- Учитывая возрастные особенности детей 2-го года обучения, на уроке была организована предметная деятельность (работа с предметными картинками).
- При выполнении этого вида работы (заполнение вазы с фруктами и овощами) учащиеся работали в парах.
- Для составления некоторых заданий использовался цифровой фотоаппарат, что способствовало так же повышению интереса к заданиям.
- На этапе закрепления задания на экране с использованием проектора способствовали активизации внимания детей.
- При подведении итогов, рефлексии использовался музыкальный центр для создания определённого настроения.
- При подготовке урока с использованием ИКТ учитывались все санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к данному возрасту учащихся (частая смена видов деятельности, работа с экраном не более 7–10 минут, проведение гимнастики для глаз).
Ход урока
Этап урока |
Содержание |
Примечание |
1. Орг. Момент. |
Звучит музыка П.И.Чайковский «Времена года (апрель)». |
|
2. Сообщение целей и постановка задач урока. |
Учитель: Здравствуйте ребята, мы начинаем урок технологии. Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте покажем, как мы умеем дружно работать. Учитель: Сегодня мы с вами продолжим изучать множества и познакомимся с новыми отношениями между множествами. |
|
|
Если речка голубая |
Слайд № 1 с изображением весны. |
3. Актуализация знаний учащихся. |
Учитель: Наступила весна. Совсем скоро мы будем отмечать главный праздник наших мам и бабушек, всех женщин 8 марта. Все мальчики, мужчины дарят в этот день подарки. |
|
А что же можно подарить в этот мамин день самому дорогому человеку на свете – нашей маме. (Ответы детей). Учитель: Маме можно подарить множество цветов, множество открыток, множество конфет. Давайте вспомним, что такое множество (определение множества). Дети: Множество – это объединение элементов, на основе каких-то общих свойств, признаков. |
Слайд № 2. |
|
4. Объяснение нового материала. |
Учитель: Молодцы. Самый любимый подарок для женщин – это цветы. Посмотрите, пожалуйста, на экран. ЗАДАНИЕ С ЦВЕТАМИ. Вот цветы, которые мы подарим маме. Давайте распределим цветы по множествам, в первое множество поместим розы, во второе множество поместим все красные цветы. Какие цветы попадут во множество красных цветов? Во множество роз? А куда попадут красные розы? Давайте проверим наше предположение. Действительно, красная роза принадлежит и множеству «розы» и множеству «красные цветы» Эта общая часть двух множеств называется пересечением этих множеств, а множества – пересекающимися. Сколько элементов во множестве роз? Сколько элементов во множестве красных цветов. Сколько элементов в пересечении? Назовите пересечение этих множеств. |
Слайд № 3. |
5. Закрепление пройденного материала. |
Посмотрите, на следующий слайд. Итак, какие же отношения могут быть между множествами:
|
Слайд № 4. |
– Давайте послушаем ещё раз об отношениях между множествами при помощи нашего электронного учителя Учитель: А теперь я предлагаю вам собрать букет для мамы. Для этого мы должны выполнить задания, за каждое правильно выполненное задание вы получите цветок. В конце урока мы посмотрим, какой букет у нас получился. |
Диск «Мир информатики». |
|
Задание № 61. Прочитайте задание. Давайте поработаем с отношениями между множествами в первом случае. Сколько элементов в первом множестве? Во втором множестве? Есть ли элементы, которые принадлежат обоим множествам. Как называются эти множества? |
Работа в тетради, комментируя с места. |
|
Молодцы, вот первый цветок в наш букет. Задание № 62 выполните самостоятельно. Давайте проверим. Какие множества оказались непересекающимися? Почему? Молодцы, в нашей вазе уже 2 цветка. |
Слайд № 5 |
|
6. Физ. минутка для глаз. |
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
|
|
7. Работа в парах. |
Учитель: Давайте, ребята, кроме букета подарим маме ещё маленький подарок, сделанный своими руками. Для этого я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните правила работы в парах:
На столах у вас лежат конверты. Выложите содержимое конвертов у себя на партах Задание, сложить предметы, которые я буду называть на тарелку. Слушайте внимательно, ваша задача – определить, какой предмет будет являться пересечением множеств.
Молодцы. Мы продолжаем собирать букет для мамы. |
2 человека работают в паре у доски с муляжами. |
Карандаш решил нарисовать маме подарок. Угадайте, что нарисовал карандаш. Задание № 64. Что можно нарисовать во множестве «красные предметы», «флажки». Кто догадался, какой предмет окажется в пересечении этих множеств? Проверьте задание, сравнив с экраном. Очередной цветок попадает в нашу вазу. |
Работа в тетради. Параллельно отображается на слайде № 6. |
|
8. Закрепление пройденного материала (работа в тетради). |
Давайте потренируемся в определении пересечения множеств. Выполним задание № 65. Как назовём первое множество? Сколько элементов в первом множестве? Какие элементы? Как можно назвать второе множество? Сколько элементов во втором множестве? Какие элементы? Сколько элементов оказалось в пересечении? Какие элементы? Почему эти элементы оказались в пересечении? Молодцы. Получаем ещё один цветок. |
Работа в тетради. Параллельно отображается на слайде № 7. |
9. Физ. минутка для крупных мышц. |
ФИЗМИНУТКА – Представьте, что мы с вами цветы. Утром цветок просыпается и тянется к солнышку, расправляя свои листочки, стебелёк, поднимает головку. Вечером цветок закрывается. Посмотрите, какой букет у нас получился |
|
|
Учитель: 8 марта мы поздравляем не только мам и бабушек, но и наших девочек. Я приготовила для девочек задание – сюрприз. Это задание поможет нам закрепить изученные сегодня отношения между множествами. Посмотрите на экран. Кто такие блондинки? В какое множество попадет фотография № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 и т.д. Почему некоторые фотографии можно отнести и к 1-му множеству и ко 2-му множеству. Как называется такое отношение между множествами? |
Слайд № 8. |
10. Итог. Рефлексия. |
У меня есть второй сюрприз для всех. Я закодировала для вас слово. Для того чтобы прочитать его, вам нужно произвести операцию декодирования. Какое слово получилось?
Звучит музыка П.И.Чайковский «Времена года (апрель)». Урок окончен. Спасибо за урок. |
Работа на карточках, проверка с помощью экрана (слайд № 9). |