Урок технологии. 2-й класс. "Пересечение множеств"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Образовательные:
    – повторить с учащимися понятия «множество», «подмножество»;
    начать изучение операций над множествами;
    – познакомить с понятием «пересечение множеств»;
    – учить определять элементы, принадлежащие пересечению множеств (классификация по двум и более свойствам).
  2. Развивающие: развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, синтез, классификация.
  3. Воспитательные: воспитывать умение работать в парах.

Оборудование: тетрадь «Информатика в играх и задачах 2 класс» (А.В.Горячев), проектор, компьютер, экран, муз. центр, диск П.И. Чайковского «Времена года (апрель)», муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал для работы в парах, карточки с закодированным словом, цветы для составления букета, диск «Мир информатики 1 класс».

Цели использования ИКТ:

  • Использование на организационном этапе музыкального центра (прослушивание произведения П.И.Чайковского «Времена года. Апрель») помогло создать у детей определённый настрой на урок, весеннее настроение.
  • Знакомство с новым понятием «пересечение множеств» происходило через задания, демонстрируемые на экране с помощью проектора. Использование проектора способствовало развитию активного внимания, интереса у детей при изучении нового отношения между множествами.
  • Учитывая возрастные особенности детей 2-го года обучения, на уроке была организована предметная деятельность (работа с предметными картинками).
  • При выполнении этого вида работы (заполнение вазы с фруктами и овощами) учащиеся работали в парах.
  • Для составления некоторых заданий использовался цифровой фотоаппарат, что способствовало так же повышению интереса к заданиям.
  • На этапе закрепления задания на экране с использованием проектора способствовали активизации внимания детей.
  • При подведении итогов, рефлексии использовался музыкальный центр для создания определённого настроения.
  • При подготовке урока с использованием ИКТ учитывались все санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к данному возрасту учащихся (частая смена видов деятельности, работа с экраном не более 7–10 минут, проведение гимнастики для глаз).

Презентация

Ход урока

Этап урока

Содержание

Примечание

1. Орг. Момент.

Звучит музыка П.И.Чайковский «Времена года (апрель)».

 

2. Сообщение целей и постановка задач урока.

Учитель: Здравствуйте ребята, мы начинаем урок технологии. Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте покажем, как мы умеем дружно работать.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим изучать множества и познакомимся с новыми отношениями между множествами.

 

 

Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая, –
Значит, к нам пришла весна
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая, –
Значит, к нам пришла весна
Если солнце разрумянит
Наши щёки докрасна,
Нам ещё приятней станет, –
Значит, к нам пришла весна.

Слайд № 1 с изображением весны.

3. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Наступила весна. Совсем скоро мы будем отмечать главный праздник наших мам и бабушек, всех женщин 8 марта. Все мальчики, мужчины дарят в этот день подарки.

 

А что же можно подарить в этот мамин день самому дорогому человеку на свете – нашей маме. (Ответы детей).

Учитель: Маме можно подарить множество цветов, множество открыток, множество конфет. Давайте вспомним, что такое множество (определение множества).

Дети: Множество – это объединение элементов, на основе каких-то общих свойств, признаков.

Слайд № 2.

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Молодцы. Самый любимый подарок для женщин – это цветы. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

ЗАДАНИЕ С ЦВЕТАМИ.

Вот цветы, которые мы подарим маме. Давайте распределим цветы по множествам, в первое множество поместим розы, во второе множество поместим все красные цветы.

Какие цветы попадут во множество красных цветов? Во множество роз? А куда попадут красные розы?

Давайте проверим наше предположение. Действительно, красная роза принадлежит и множеству «розы» и множеству «красные цветы» Эта общая часть двух множеств называется пересечением этих множеств, а множества – пересекающимися.

Сколько элементов во множестве роз? Сколько элементов во множестве красных цветов. Сколько элементов в пересечении? Назовите пересечение этих множеств.

Слайд № 3.

5. Закрепление пройденного материала.

Посмотрите, на следующий слайд. Итак, какие же отношения могут быть между множествами:

  • Если множества не имеют общих элементов – они являются непересекающимися
  • Если множества имеют общие элементы – они называются пересекающимися
  • Если элементы одного множества являются частью другого множества, то множества называются вложенными. Подмножество это частый случай пересечения.

Слайд № 4.

– Давайте послушаем ещё раз об отношениях между множествами при помощи нашего электронного учителя

Учитель: А теперь я предлагаю вам собрать букет для мамы. Для этого мы должны выполнить задания, за каждое правильно выполненное задание вы получите цветок. В конце урока мы посмотрим, какой букет у нас получился.

Диск «Мир информатики».

Задание № 61.

Прочитайте задание. Давайте поработаем с отношениями между множествами в первом случае. Сколько элементов в первом множестве? Во втором множестве? Есть ли элементы, которые принадлежат обоим множествам. Как называются эти множества?

Работа в тетради, комментируя с места.

Молодцы, вот первый цветок в наш букет. Задание № 62 выполните самостоятельно.

Давайте проверим. Какие множества оказались непересекающимися? Почему? Молодцы, в нашей вазе уже 2 цветка.

Слайд № 5

6. Физ. минутка для глаз.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

  • На счёт 1, 2, 3, 4, 5 – глаза закрыты. На счёт 6, 7, 8, 9, 10 – дети моргают.
  • Нарисуйте глазами цифру 8.
  • «Светофор».

 

7. Работа в парах.

Учитель: Давайте, ребята, кроме букета подарим маме ещё маленький подарок, сделанный своими руками. Для этого я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните правила работы в парах:

  • Работать дружно.
  • Выслушивать мнение соседа.
  • Принимать решение вместе.

На столах у вас лежат конверты. Выложите содержимое конвертов у себя на партах Задание, сложить предметы, которые я буду называть на тарелку. Слушайте внимательно, ваша задача – определить, какой предмет будет являться пересечением множеств.

  • Множество предметов красного цвета – множество овощей.
  • Множество синих предметов – множество ягод.
  • Множество жёлтых предметов – множество фруктов.
  • Множество предметов оранжевого цвета – множество съедобных предметов – множество предметов круглой формы.

Молодцы.

Мы продолжаем собирать букет для мамы.

2 человека работают в паре у доски с муляжами.

Карандаш решил нарисовать маме подарок. Угадайте, что нарисовал карандаш.

Задание № 64.

Что можно нарисовать во множестве «красные предметы», «флажки». Кто догадался, какой предмет окажется в пересечении этих множеств?

Проверьте задание, сравнив с экраном. Очередной цветок попадает в нашу вазу.

Работа в тетради. Параллельно отображается на слайде № 6.

8. Закрепление пройденного материала (работа в тетради).

Давайте потренируемся в определении пересечения множеств.

Выполним задание № 65.

Как назовём первое множество? Сколько элементов в первом множестве? Какие элементы? Как можно назвать второе множество? Сколько элементов во втором множестве? Какие элементы? Сколько элементов оказалось в пересечении? Какие элементы? Почему эти элементы оказались в пересечении? Молодцы. Получаем ещё один цветок.

Работа в тетради. Параллельно отображается на слайде № 7.

9. Физ. минутка для крупных мышц.

ФИЗМИНУТКА

– Представьте, что мы с вами цветы. Утром цветок просыпается и тянется к солнышку, расправляя свои листочки, стебелёк, поднимает головку. Вечером цветок закрывается.

Посмотрите, какой букет у нас получился

 

 

Учитель: 8 марта мы поздравляем не только мам и бабушек, но и наших девочек. Я приготовила для девочек задание – сюрприз. Это задание поможет нам закрепить изученные сегодня отношения между множествами. Посмотрите на экран.

Кто такие блондинки? В какое множество попадет фотография № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6 и т.д.

Почему некоторые фотографии можно отнести и к 1-му множеству и ко 2-му множеству. Как называется такое отношение между множествами?

Слайд № 8.

10. Итог. Рефлексия.

У меня есть второй сюрприз для всех. Я закодировала для вас слово. Для того чтобы прочитать его, вам нужно произвести операцию декодирования. Какое слово получилось?

  • Какое задание вам сегодня больше всего понравилось?
  • Какое задание вызвало затруднение
  • Кто доволен работой на уроке?
  • Повесьте цветок на дерево настроения

Звучит музыка П.И.Чайковский «Времена года (апрель)».

Урок окончен. Спасибо за урок.

Работа на карточках, проверка с помощью экрана (слайд № 9).