Пятиклассники имеют первичное представление о двух периодах истории человечества: первобытности и цивилизации. Они познакомились с признаками цивилизации, изучая тему «Древний Египет». Начали учиться умению читать историческую карту, опираясь на схему «стороны горизонта»; умению извлекать информацию из текста, иллюстрации, карты; коммуникативным умениям: слушать и слышать других, выступать, аргументировать.
Место урока: знакомство с данной цивилизацией (на основе признаков – территория, хозяйство, города, письменность, религия).
Цели:
- Oбразовательная – убедиться в том, что Древнее Междуречье – особая цивилизация
- Развивающая – продолжить формировать умение извлекать информацию из карты, текста, иллюстраций; умение сотрудничать.
- Воспитательная – воспитывать уважение к цивилизации Древнего Междуречья.
Оборудование: карта «Древний Египет и Передняя Азия», компьютер, проектор, презентация (приложение), доска-экран.
Тип урока: урок формирования новых знаний с использованием ИКТ.
План урока:
- Территория Междуречья.
- Природа и хозяйство.
- Города из глиняных кирпичей.
- Письменность Древнего Междуречья.
Ход урока
Организационный момент (2мин). Приветствие. Учащиеся записывают в тетрадях тему урока и называют предмет изучения.
Мотивационно-целевой этап (7 мин).
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Др. Междуречье иначе называют Двуречьем. Что можно предположить по поводу данного факта? Записывает на доске версии. Давайте сформулируем вопрос. Записывает на доске вопрос. Какие вопросы вы бы задали ещё к нашему предмету изучения? Записывает вопросы на доске. |
Версии: располагалось между двух рек; жители разговаривали на двух языках (две речи). Что такое Двуречье? Почему оно так называлось? Где находилось? Чем занимались жители? Как они одевались? Умели ли они писать? Было ли государство в Междуречье? Какие Боги там были? Были там города? Записывают вопросы. |
Открывает слайд презентации с главным вопросом: «Др.Междуречье – цивилизация?» Как вы думаете, правильно ли я объединила наши вопросы? Почему? Записывает признаки цивилизации на доске. |
Думают. Одни ребята соглашаются, другие – нет. Аргументируют (вспоминают признаки цивилизации): территория, хозяйство, государство, неравенство, письменность, религия. Соглашаются. Записывают вопрос. |
Открывает слайд с планом изучения. Сверим с нашими вопросами. Подчёркивает на доске вопросы, не отражённые в плане. |
Корректируют план в соответствии с заданными вопросами. |
Этап изучения нового материала (20 мин).
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Делит ребят на группы. Откройте стр. 31. Открывает слайд «территория» с картой. Зачем нам нужна карта? |
Открывают учебник на стр. 31. Записывают пункт. С помощью карты мы найдём территорию Др. Междуречья. Узнаем, что такое Др. М.; почему так называлось? |
В течение 3 минут в группах постарайтесь ответить на данные вопросы. |
Извлекают информацию из карты на стр.31 учебника, обсуждают. |
Внимательно слушаем ответ первой группы и дополняем. |
Др.М. находилось между двумя реками Тигр и Евфрат (показывают на карте слайда). Это страна. Объясняют название. Ребята других групп дополняют или исправляют. |
Проверяем. Открывает информацию о территории на слайде, объясняет. |
Понимают и записывают «Междуречье располагалось м/у реками Тигр и Евфрат, в западной Азии, на материке Евразия». |
2. Открывает слайд «природа и хозяйство». |
Записывают пункт. |
Подумайте и скажите после моего рассказа, каким занятиям способствовала природа Двуречья? По ходу рассказа составляем схему. Рассказывает: «Природа Двуречья тоже особая – 2 реки, которые разливались; тёплый климат, мягкая плодородная почва. В Двуречье – очень много глины! Совсем нет строительного камня (как в Египте) и леса – эти материалы заменяла глина. Лес закупали в других странах». |
Внимательно слушают, оформляют схему «природа и хозяйство». |
Какие занятия были в Двуречье? Обсудите ваши предложения в группах. |
Называют: земледелие, строительство насыпей, ограничивающих разливы; домов; ремесло – строительное, гончарное. Торговля. |
Проверяем занятия по слайду и карте. |
Сверяют. Завершают схему. |
3. Открывает слайд «города из глиняных кирпичей» с картой. |
Записывают пункт. |
Мы знаем, что наличие городов – признак цивилизации. Какую информацию даст нам карта? |
На карте мы можем увидеть города Междуречья. Называют. Записывают самые крупные города. |
Проверяем на слайде. В каждом городе был такой храм-башня (показывает на слайде). Он напоминал ступенчатую пирамиду и назывался «зиккурат». |
Слушают. Смотрят. |
Какой признак цивилизации в Др. Междуречье я описала? |
Религия. Ведь храм это жилище богов. Записывают термин «зиккурат». |
В таком виде зиккурат обнаружили археологи (показывает на слайде). |
Смотрят. |
4. Открывает слайд « письменность Др. Междуречья». |
Записывают пункт. |
Какие вопросы вы бы задали к данному признаку цивилизации? Записывает на доске вопросы. |
Какая была письменность в Древнем Междуречье? Как называлась письменность Древнего Междуречья? На чём и чем писали? Записывают вопросы. |
Открывает иллюстрации на слайде. Что вы можете сказать о письменности Двуречья, опираясь на данные иллюстрации? Групповая деятельность. |
Извлекают из иллюстраций информацию в виде версий. «Письменность похожа на рисунок; знаки вырезали на камне; в школе учились мальчики, они внимательно слушают учителя, отвечают и записывают...» |
Верны ли наши предположения? |
Сомневаются. |
Открывает информацию на слайде. |
Читают, записывают «письмо Двуречья – клинопись. Писали на мягкой глине заострённой палочкой». |
Рефлексивный этап (10 мин). Д/з.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Открывает последний слайд: «Древнее Междуречье – цивилизация?» |
Да, потому что в Др.Междуречье были признаки цивилизации – территория, города, хозяйство, религия, письменность. |
Чему мы учились на уроке? |
Учились находить информацию из карты, иллюстраций, работать в группе. |
На какие вопросы мы не ответили? |
Называют: «как одевались жители Междуречья? Было ли там государство? Какие Боги были в Двуречье? |
Значит наше задание на дом? Д/з: п. 13, уточнить информацию об изученных признаках из текста, найти ответ на наши вопросы. Выполнить задания в рабочей тетради № 46, 47, 49. |
Ответить на эти вопросы. |