Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- Познакомить с суффиксальным способом образования имён прилагательных. Дать представление о многообразии суффиксов, участвующих в этом процессе.
- Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся.
- Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Хоровое проговаривание слов:
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье без сомненья
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроке дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим… (О. Высотская).
– Сядьте те, у кого день рождения летом…,
кто родился осенью…,
зимой…,
весной.
2. Разминка.
Загадки:
Из-под снега вышел друг.
И весной запахло вдруг. (Подснежник).
– Что это за подснежник?
У него ярко-жёлтые цветы и очень интересные листья: нижняя сторона у них пушистая, мягкая, тёплая, а верхняя блестящая, гладкая и холодная. (Мать-и-мачеха).
Задание I ряду:
– Записать словарные слова, начинающиеся с букв, образующих слово:
- I вариант – подснежник
- II вариант – мать-и-мачеха
(После написания – проверка).
Задание II и III ряду – устная словарная работа с использованием средств обратной связи.
(Примечание: учитель называет слово – ученики при помощи карточек показывают безударную гласную в корне, проверяемую ударением).
Небесный, прошагать, молитва, скакун, объявить, пахучие, цветение, разглядел, овца, тепло, облегчение, разлиновать, облака, выглянуло, молчаливый, измельчить, ледышка, пятнистый, деревья.
– Какие из данных слов можно использовать для написания сочинения по теме «Весна»?
3. Актуализация имеющихся знаний. «Открытие» темы.
Задание: «цепочкой» объяснить пропущенные орфограммы.
(Учитель по ходу вставляет пропущенные орфограммы мелом красного цвета).
Запись на доске:
укр_плять |
|
|
|
(е) |
б_льной |
|
|
|
(о) |
со_ный |
|
|
|
(н) |
гуаш_ |
|
|
|
(ь) |
ко_лекция |
|
|
|
(л) |
см_шной |
|
|
|
(е) |
мес_ность |
|
|
|
(т) |
зап_сной |
|
|
|
(а) |
бульдо_ |
|
|
|
(г) |
согл_шаться |
|
|
|
(а) |
со_нце |
|
|
|
(л) |
пол_вать |
|
|
|
(и) |
пе_рон |
(р) |
|||
хру_кий |
(п) |
– Составьте предложения, используя как можно больше из предложенных слов.
Варианты учителя:
- Запасной игрок вышел на поле вместо больного спортсмена.
- Сонный бульдог лежал на перроне вокзала.
- Показалось солнце, и хрупкий лёд на перроне слегка подтаял.
- Смешной бульдог запачкал гуашью всю морду.
– О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? Найдите зашифрованное слово. (О прилагательном).
– Что вы знаете об имени прилагательном? (Прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чьи? В предложении бывает определением).
Задание: выпишите только прилагательные.
Больной, сонный, смешной, запасной, хрупкий.
– Что общего между прилагательными? (Они стоят в начальной форме: м.р. ед.ч. И.п.).
Найдите «лишнее» слово:
а) больной – может быть существительным и прилагательным,
б) хрупкий – у этого прилагательного мягкая основа,
в) сонный – окончание -ый.
– Как вы думаете, от какого слова образовалось прилагательное «сонный»? (От существительного «сон»).
– А при помощи чего? (Суффикса -н-).
– Как, по-вашему, может называться такой способ словообразования? (суффиксальный).
Таким образом, тема нашего урока – образование прилагательных суффиксальным способом.
4. Знакомство с новым материалом.
Учитель называет существительное.
Ученики образуют от него прилагательное указанного рода и подбирают к нему подходящее по смыслу существительное, выделяют суффикс.
(Один ученик работает у доски).
Варианты учителя:
Хрусталь – м.р. – … |
|
|
|
(хрустальный бокал). |
|
|
|
-н- |
Блин – ж.р. – … |
|
|
|
(блинная мука). |
|
|
|
-н- |
Камень – с.р. – … |
|
|
|
(каменное здание). |
|
|
|
-н- |
Мясо– м.р. – … |
|
|
|
(мясной суп). |
|
|
|
-н- |
Газета – ж.р. – … |
|
|
|
(газетная статья). |
|
|
|
-н- |
Дорога – м.р. – … |
|
|
|
(дорожный знак). |
|
|
|
-н- |
Печь – с.р. – … |
|
|
|
(печное отопление). |
|
|
|
-н- |
Речь – ж.р. – … |
|
|
|
(речевая разминка). |
|
|
|
-ев- |
– Итак, при помощи каких суффиксов могут образовываться прилагательные? (суффиксов -н-, -ев-).
– А сейчас вы узнаете, какие ещё суффиксы участвуют в образовании прилагательных.
Работа с упражнением учебника.
Задание: Спишите. Выделите основы в однокоренных словах.
I вариант
- 2) Алтай – Алтайский (край).
- Москва – Московская (область).
- Город – городское (хозяйство).
- Море – морской (корабль).
- Село – сельский (житель).
II вариант
- 3) Холм – холмистая (местность).
- Ветвь – ветвистое (дерево).
- Ворс – ворсистая (ткань).
- Гора – гористый (склон).
- Лес – лесистая (равнина).
– Что отличает основы прилагательных от основ существительных?
Выделите суффиксы.
Проверка выполненного задания.
– Какие же ещё суффиксы участвуют в образовании прилагательных? (суффиксы -ск-, -ист-).
Работа с правилом:
Многие прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов -ск-, -н-, ист-.
5. Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Проблемная ситуация:
– Ребята, представьте, вы идёте по улице. Вдруг неожиданно подул сильный ветер, небо затянуло тяжёлыми облаками, началась гроза, а у вас нет зонтика. Как вы поступите?
(Варианты детей).
Вариант учителя: Надо зайти в магазин и переждать непогоду!
6. Самостоятельная работа.
Задание: запишите, в каком магазине можно купить тот или иной товар, выделите суффиксы, при помощи которых образовалось прилагательное.
Лыжи – спортивный |
|
|
|
-ивн- |
Украшения – ювелирный |
|
|
|
-н- |
Цветы – цветочный |
|
|
|
-очн- |
Молоко – молочный |
|
|
|
-н- |
Обувь – обувной |
|
|
|
-н- |
Овощи – овощной |
|
|
|
-н- |
Сувениры – сувенирный |
|
|
|
-н- |
Рыба – рыбный |
|
|
|
-н- |
Продукты – продуктовый |
|
|
|
-ов- |
Инструменты – хозяйственный |
|
|
|
-енн- |
Проверка выполнения задания.
– Какие ещё суффиксы могут участвовать в образовании прилагательных? (-ивн-, -очн-, -ов-, -енн-).
7. Задания творческого характера:
I ряд – Распространить предложение, добавив в него подходящие по смыслу прилагательные. Выделить ту часть слова, при помощи которой образовалось прилагательное.
В кондитерском магазине мы купили … торт, … халву, … пирожное, … конфеты.
II ряд – Вставить подходящие по смыслу определения. Выделить суффиксы, при помощи которых они образовались.
Улыбнулись … |
|
|
|
берёзки, |
|
|
|
(сонные) |
|
|
|
-н- |
Растрепали … |
|
|
|
косы. |
|
|
|
(шёлковые) |
|
|
|
-ов- |
Шелестят … |
|
|
|
серёжки, |
|
|
|
(зелёные) |
|
|
|
|
И горят… |
|
|
|
росы. |
|
|
|
(серебряные) |
|
|
|
-ян- |
(С. Есенин «С добрым утром»).
(Примечание: В скобках – авторский вариант, который озвучивается после выполнения задания).
III ряд – Ответить на «шуточные» вопросы, ответы записать в тетрадь, у прилагательных выделить суффикс:
– Какие ворота находятся в поле? |
|
|
|
(Футбольные ворота находятся в поле) |
|
|
|
-н- |
– Какой кистью не нарисуешь картину? |
|
|
|
(Рябиновой кистью не нарисуешь картину) |
|
|
|
-ов- |
– Каким ключом не открыть дверь? |
|
|
|
(Скрипичным (гаечным) ключом не открыть дверь) |
|
|
|
-ичн- (-ечн-) |
8. Итог. Рефлексия.
- Что узнали нового на уроке?
- Какое задание понравилось больше всего? Почему?
- Что показалось трудным?
- Что бы вы ещё хотели узнать по этой теме?
9. Домашнее задание.