Цели:
- Познавательные: выработка навыков ведения проектной деятельности.
- Развивающие: развитие системного и творческого потенциала, повышение практической и научно-теоретической подготовки учащихся.
- Учебные: для учащихся 5–6-х классов – пропедевтика экономического образа мышления, использование полученных знаний на основе межпредметных связей (математика и экономика, литература и экономика, технология и экономика); для старшеклассников – возможность на новом этапе систематизировать и актуализировать полученные ранее знания.
- Воспитательные: для учащихся 5–6-х классов – развитие коммуникативных навыков и навыков работы в микро-группе; формирование умения коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; для старшеклассников – возможность совместной работы в тандеме «учитель – ученик», сближение учащихся и учителей, формирование коллектива единомышленников.
Подготовительный этап:
За две-три недели до проведения мероприятия
команды (по 5–6 человек в каждой) готовят
«Домашнее задание», состоящее из выбора названия
команды, а также девиза и эмблемы, отвечающие
общему стилю команды. Девиз может быть написан в
стихотворной форме, эмблемы нарисованы для
каждого члена команды или создана одна общая.
Примеры названий команд: «Денежка»,
«Гномики-экономики», «Купцы» и т.д.
Организаторы готовят костюмированную
инсценировку сказки с помощью старшеклассников,
компьютерную презентацию в Power Point для конкурса
«Что за прелесть эти сказки», часть конкурсов
(например, конкурс «Офис бизнесмена Кота в
сапогах») можно провести с использованием
персональных компьютеров, на экраны которых
выведены тексты заданий, и учащимся предлагается
набрать решения и ответы с помощью MicrosoftOfficeWord.
В процессе проведения игры за каждой
командой-участницей закрепляется один из героев
инсценированной сказки (старшеклассник, который
поможет пройти учащимся по этапам конкурсов).
Критерии оценки конкурсов организаторы
разрабатываются самостоятельно (в данном
сценарии приведены критерии, которые были
использованы во время проведения городского
мероприятия и являются ориентировочными, на базе
которых каждый может создать собственные).
Оборудование: персональный компьютер, проектор, демонстрационный экран, писчебумажные принадлежности, образцы схем изготовления кошельков по числу команд-участниц, фунтики (денежные единицы страны Экономики), тексты заданий по числу команд-участниц, бланки подведения итогов конкурсов для жюри, грамоты для награждения команды-победителя в каждой номинации (следует отметить, что номинаций должно быть не менее чем число команд-участниц).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учащиеся собираются в актовом зале за столиками, на которых стоят таблички с названиями команд. После приветственных слов организаторов игры учащимся предлагается посмотреть инсценировку сказки, которая поможет собравшимся сразу окунуться в мир превращений и волшебства.
Сценка «Как и почему люди начинают изучать экономику»
Действующие лица:
- Рассказчик. 5. Принц
- Король. 6. Принцесса
- Королева. 7. Помощницы – феи
- Волшебница.
Рассказчик: В одном дальнем
сказочном королевстве жили-были важный Король,
его модница жена Королева, их прекрасная
красавица Принцесса и молодой Принц, ваш, ребята,
ровесник. В наследство Королю и его семье
досталась волшебная палочка. Она выполняла любые
желания, и никто и ни в чем не знал отказа.
Король: Я хочу, чтобы сегодня у меня была
новая книга с картинками.
Феи (приносят книгу): Пожалуйста.
Королева: Хочу новое модное платье.
Феи (приносят с поклонами новое платье): Пожалуйста.
Принцесса: А я, а я, хочу, хочу.
Хочу…ой, даже не знаю, чего я хочу. Вроде бы все
уже есть. Ну, давайте что ли лыжи.
Король: Лыжи-то тебе зачем? Лето на
дворе.
Принцесса: А так, чтобы были. Надо же
брать, если дают.
Королева: Ты бы еще снега попросила
летом-то.
Король: Да ладно тебе, дорогая, пусть
лыжи берет, вдруг пригодятся.
Принцесса: А ты, чего хочешь, милый
мой братец?
Принц: А я хочу новую компьютерную
игрушку, а то мне мои 1300954 уже давным-давно
надоели. Пусть будет на одну больше.
Рассказчик: Кроме того, каждую
неделю во дворце устраивались праздники. Никто
ничего и никогда в этой семье не делал сам, и
ни о чем не беспокоился. Волшебная палочка
исполняла любые их прихоти. И так бы все и
продолжалось, если бы однажды….
В одно замечательное воскресное утро Король и
его семья собрались на прогулку в королевский
парк. Долго ли, коротко ли они гуляли – мне
неведомо, но только пришло время, и они
проголодались…
Король: Я бы сейчас перекусил и,
самое главное, съел свое любимое сливочное масло
– я ведь никогда без него не обедаю.
Королева: А я хочу съесть много
мармелада, шоколада, конфет, зефира, тортов и
всякую разную вкуснятину.
Принцесса: А я на диете, и поэтому
хочу заказать зелень, капусту, морковь, авокадо,
огурцы, помидоры и горошек в награду себе,
любимой, за то, что так правильно питаюсь.
Принц: А мне побольше морепродуктов,
омаров, моллюсков и водорослей. Рыбки бы еще не
помешало, главное, не лопнуть и попробовать все.
Рассказчик: Король взмахнул
волшебной палочкой и появился стол со
всевозможными яствами, которые заказали себе Его
Величество и его семья.
И только собрались они перекусить, как откуда ни
возьмись, появилась маленькая сгорбленная
старушка.
Волшебница: Здравствуйте, добрые
люди. Мир вашему дому. Милые люди, я так голодна.
Дайте мне, пожалуйста, поесть.
Король: Ну, уж нет.
Королева: Еще чего.
Принцесса: Самим мало.
Принц: Иди, иди отсюда, старая.
(Старушка скидывает плащ и превращается в
прекрасную волшебницу).
Рассказчик: Старушка посмотрела на
них с сожалением и исчезла, будто ее и не было. А
вслед за ней исчез и стол с королевским обедом.
Все удивились, Король стал размахивать волшебной
палочкой, но у него ничего не получалось. Поняли
все, что это была не просто прохожая, а… кто,
ребята (обращение к залу).
Ответ хором: ВОЛШЕБНИЦА.
Рассказчик: Конечно же, это была
Волшебница. И в наказание за жадность, она лишила
волшебную палочку ее волшебной силы.
Король: Как нам теперь жить?
Королева: О, горе нам, горе. Как же мы
теперь будем королевством править, детей
растить? Как нам жить без волшебной палочки: мы же
ничего сами не умеем
Принцесса: А как же мы теперь будем все
желания наши исполнять? Ведь мы даже еду не умеем
приготовить, а есть я хочу все сильнее и сильнее.
Ой, я, кажется, сейчас упаду в голодный обморок.
Принц: Да не ной ты. Не одна ты ничего
делать не умеешь! Надо что-то придумывать!
Король: Да что придумывать-то? Что
придумывать??
Королева: Надо найти волшебницу,
попросить у нее прощения и уговорить вернуть
силу волшебной палочке.
Король: Да я бы и сам рад сделать это, но
где ее искать? Я и имени-то ее не знаю, кто она и
откуда.
(и тут появляется волшебница)
Волшебница: Я – Волшебница, Волшебница
Экономика. Я давным-давно за вами наблюдаю. В
последнее время вы стали ленивыми и жадными, и
ничего не хотели сделать САМИ. И поэтому были
наказаны.
Король: Прости нас, пожалуйста.
Королева: Мы больше так не будем!
Принцесса: Верни силу
Волшебной палочке!
Принц: Без нее мы прожить не можем
Волшебница: Ладно-ладно, не плачьте.
Я давно не сержусь на вас, но силу Волшебной
палочке не верну. Вместо этого я приглашаю вас в
страну Экономику. И в этой стране я многому научу
вас. Вы сможете исполнять свои желания и без
Волшебной палочки, но для этого вам нужно будет
набраться терпения и хорошо учиться. Вы согласны?
Король: Конечно, согласны.
Королева: Ой, это так интересно!
Принцесса: И я тоже хочу многому
научиться сама.
Принц: Ну а я, как все. Хотя, конечно, мне
и самому очень интересно: что же нас ждет за
воротами этой неизведанной страны Экономики.
Волшебница: Так вперед, друзья мои, к
новым знаниям, свершениям и достижениям!!!
Рассказчик (обращаясь к залу): А мы,
ребята, приглашаем вас всех вместе с нашими
героями в удивительное путешествие по стране
Экономики. А проводниками для вас станут наши
сказочные герои, которые тоже будут учиться
вместе с вами. Поверьте, за каждой дверью вас ждут
невероятные события. Удачи! В добрый путь!!!
Организаторы объявляют первый конкурс «Презентация команды»
Команды представляются, члены жюри оценивают содержательность выступления, его соответствие названию и целям игры.
Критерии оценки | фунтики |
Оригинальность названия, девиза, эмблемы | 1 –10 |
Соответствие темы игры названию команды | 1 –10 |
Артистизм представления команды | 1 –10 |
Итого | 3 – 30 |
В таблице указано минимальное и максимальное
количество баллов по каждому критерию.
Победитель в этой номинации по окончании игры
награждается грамотой «За лучшую
презентацию своей команды»
Спасибо! Теперь знакомство состоялось, а значит, можно начать наш основной путь в страну Экономики. На каждом этапе команды будут зарабатывать волшебные деньги (фунтики). И потребуется кошелек, куда будут складываться заработанная валюта. Поэтому предлагается каждой команде самостоятельно смастерить кошельки по образцу.
Второй конкурс. Изготовление кошелька способом оригами для заработанных командой фунтиков
Критерии | фунтики |
Правильность выполнения работы | 1 – 5 |
Аккуратность выполнения работы | 1 – 5 |
Скорость выполнения | 1 – 5 |
Итого | 3 – 15 |
Победитель в этой номинации по окончании игры награждается грамотой «Самым рукодельным экономистам»
Первые, закончившие изготовление кошельков,
сразу же уходят на следующие этапы конкурса.
Здесь целесообразно разработать для каждой
команды (или для каждой пары команд) отдельный
маршрут движения по кабинетам, где проходят
конкурсы. Это позволит избежать суеты,
неорганизованности и упростит работу жюри.
Третий конкурс «Что за прелесть эти сказки»
В нашей сказочной стране выходит ежедневная газета «Сказочные новости» (презентация выполнена в Power Point). Подумайте, из каких сказок эти "экономические новости". На обсуждение каждой «новости» командам отводится 1 минута.
О правилах торговли. В день своего совершеннолетия царственная молодая особа едва не погибла, используя незнакомое ей колющее орудие труда. Данная особа допустила ошибку, не ознакомившись предварительно с инструкцией по эксплуатации данного орудия. Будьте бдительны при покупке бытовой техники и других товаров народного потребления («Спящая красавица»)
Невероятное происшествие. Во время праздника репутация некоего государственного чиновника существенно пострадала из-за мошенничества при выполнении заказа на пошив мундира. Единственный, кто заметил несоответствие, был несовершеннолетний гражданин. Обращаем ваше внимание на то, что по закону нашего царства услуга должна быть оказана в срок и качественно («Голый король»)
Заслуженная награда. Молодой специалист женского пола назначена на одну из главных должностей нашего царства за большие достижения в деле ведения домашнего хозяйства («Золушка»)
В мире искусства. Всемирно известный квинтет музыкантов прибыл на гастроли в нашу столицу с тем, чтобы дать единственный концерт на главной площади. Вход на концерт по пригласительным билетам («Бременские музыканты»)
Вести с полей страны. В этом году выращен невиданный урожай популярных корнеплодов. К сожалению, все имеющиеся в наличии капитальные и человеческие ресурсы не в состоянии пока справится с уборкой. Возникли опасения, что урожай останется на полях до тех пор, пока не будут привлечены секретные особо мощные силы («Репка»)
Проблемы молодежи. Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть – посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество. («Сказка о царе Салтане»)
Критерии оценки – по 5 фунтиков за каждую правильно разгаданную сказку. Максимальное количество фунтиков – 30.
Победитель в этой номинации по окончании игры награждается грамотой «За лучшее знание классической литературы на экономические темы»
Четвертый конкурс «Офис бизнесмена Кота в сапогах»
Командам предлагается решить занимательные экономические задачи.
Первая задача: В Древней Руси имели хождение следующие деньги: деньга, полушка, грош, алтын и др. Рассчитай, сколько и каких денег составляет каждая монета, и закончи таблицу:
1 деньга = 2 полушки 1 копейка = 2 деньги = ... полушки 1 грош = 2 копейки = ... деньги = ... полушек 1 алтын = 3 копейки = ... деньги = ... полушек 1 гривенник = 10 копеек = ... деньги = ... полушек 1 пятиалтынный = 15 копеек = ... алтын = ... деньги = …полушек 1 двугривенный = 20 копеек = ... деньги = ... полушек |
Ответ: 1 копейка = 2 деньгам = 4 полушкам,
1 грош = 2 копейкам = 4 деньгам = 8 полушкам, 1 алтын = 3
копейкам = 6 деньгам = 12 полушкам, 1 гривенник = 10
копейкам = 20 деньгам = 40 полушкам, 1 пятиалтынный =
15 копейкам = 5 алтынам = 30 деньгам = 60 полушкам, 1
двугривенный = 20 копейкам = 40 деньгам = 80 полушкам.
Оценка – 15 фунтиков за полностью
правильный ответ
Вторая задача: какие из этих товаров в
свое время выступали у разных народов мира в
качестве денег? Показать: сушеную рыбу, мешочек с
солью, картинку с изображением коровы, ракушки,
кусочек меха, пакетик чая, бусы.
Ответ: все эти предметы в разные
исторические эпохи выступали в роли денег.
Сушеная рыба – в Исландии, соль – у многих
народов Европы и Азии, скот – в Древней Греции,
раковины каури – на островах Полинезии, пушнина
– в России, чай – в Китае, бусы – у аборигенов
островов Тихого и Атлантического океанов.
Оценка – 15 фунтиков за полностью
правильный ответ
Третья задача: двое крестьян поделили
между собой 7 рублей, причем один получил на 3
рубля больше другого. Сколько денег досталось
каждому?
Ответ: Один из крестьян получил 2 рубля,
второй – 5 рублей.
Оценка – 5 фунтиков за правильный ответ
Четвертая задача: В двух бумажниках
всего было 250 рублей. Если из одного переложить в
другой 25 рублей, то в обоих бумажниках денег
станет поровну. Сколько рублей было в каждом
бумажнике сначала?
Ответ: в одном бумажнике сначала было –
150 рублей, в другом – 100 рублей
Оценка – 10 фунтиков за правильный ответ
Максимальное количество фунтиков – 45 .
Победитель в этой номинации по окончании игры
награждается грамотой «Лучшим бухгалтерам
конкурса»
Пятый конкурс «Экономический узел связи»
Каждой команде дается одинаковый экономический текст. Члены команды выстраиваются в цепочку, первый в цепочке получает текст и читает его в течение нескольких минут. Затем шепотом передает основной смысл и содержание текста следующему члену команды, тот – следующему и так далее. Последний член команды на листе бумаги записывает окончательный вариант изложенного текста. Оценивается точность передачи материала. Максимальное количество фунтиков – 30.
«… Король был поражен. Он привык быть королем и
не знал, что он не только король, но и потребитель.
– А что такое товары? – все же спросил он у
волшебницы.
– А что такое услуги? – поинтересовалась
королева.
– То, что помогает нам удовлетворять
потребности, относится к товарам и услугам, –
пояснила волшебница. – Но между товарами и
услугами есть различие. Товарами называются
вещи, предметы, которые мы используем для
удовлетворения своих потребностей. Их можно
увидеть, потрогать руками, перенести с места на
место, спрятать или сломать.
– Я понял, – кивнул король, – стол, хлеб, масло,
пальто, зубная щетка – это все товары.
– С товарами все ясно, – сказала принцесса. – А
что такое «услуга»?
– К услугам относятся виды деятельности, которые
могут удовлетворять потребности людей, –
ответила волшебница. – Если парикмахер сделал
вам новую стрижку – он оказал вам услугу. Врач
вылечил больной зуб – это услуга. Таксист довез
домой – это тоже услуга. Услуги оказывают юристы,
продавцы, дворники, садовники, почтальоны,
учителя.
– Так-так, если разобраться, – сказал король, –
то для удовлетворения большинства потребностей
нам нужны товары и услуги…».
Победитель в этой номинации по окончании игры награждается грамотой «Лучшим экономическим связистам»
Шестой конкурс «Денежная река»
Командам раздаются карточки с фрагментами русских пословиц и поговорок на экономическую тему. Команды собирают пословицы, и каждая из них дает право команде на дощечку в мостике. По этим дощечкам команда переходит через Денежную реку и получает на противоположном берегу десять фунтиков. Если команда не может собрать некоторые из пословиц, то придумывает разные способы, как перебраться через речку. Например, переносят на спине членов команды, перепрыгивают по «камням» и т.п. В этом случае команда получает столько фунтиков, сколько отгадано пословиц.
Задание: А лень портит, рядом идут, не имей 100 рублей, сделал на грош, да вдруг алтын, платит дважды, такова ему и плата, без труда, да рубль – перевоз, а испортил на гривенник, труд кормит, не вытащишь и рыбку из пруда, каков работник, скупой, рубль бережёт, а имей 100 друзей, не было ни гроша, копейка, счастье и труд, за морем телушка – полушка.
Ответ: 1. труд кормит, а лень портит, 2.
счастье и труд рядом идут, 3. не имей 100 рублей, а
имей 100 друзей, 4. сделал на грош, а испортил на
гривенник. 5. не было гроша, да вдруг алтын, 6.
скупой платит дважды, 7. каков работник, такова
ему и плата, 8. без труда не вытащишь и рыбку из
пруда, 9. копейка рубль бережет, 10. за морем
телушка – полушка, да рубль – перевоз.
Победитель в этой номинации по окончании игры
награждается грамотой «За преодоление
препятствий на пути познания»
Седьмой конкурс «Город мастеров»
Этот конкурс подразумевает использование проектной методики. Команды в условиях ограниченного времени создают мини-проекты «Денежная единица африканской страны Бмынгрании». На листах А4 учащиеся изображают придуманную ими купюру в 5 бмынгров, соблюдая все необходимые требования, предъявляемые к денежным единицам. Оценивается конкурс по следующим критериям:
Критерии | фунтики |
наличие номинала денежной единицы | 5 |
наличие водяных знаков и других элементов защиты купюры | 5 |
наличие серии и номера купюры, года выпуска | 10 |
название банка страны | 10 |
оригинальность изображений на купюре, отражающих специфику страны | 10 |
Итого | 40 |
Победитель в этой номинации по окончании игры награждается грамотой «За самый оригинальный творческий проект»
По окончании игры команды снова собираются в
актовом зале, где происходит награждение
победителей в различных номинациях.
Команде, по итогам всех конкурсов набравшей
наибольшее количество фунтиков, присуждается
номинация «Команда миллионеров».
Можно провести мини-анкетирование участников команд по следующим вопросам:
- Какой конкурс оказался самым сложным?
- Какой конкурс стал для вас самым занимательным?
- Что нового вы узнали из сегодняшней игры?
- Что хотелось бы вам узнать в рамках школьного предмета экономика?
Подобное анкетирование поможет в будущем организаторам скорректировать проведение игры в сторону ее большей занимательности и познавательности (с точки зрения учащихся).
Литература:
- Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Учебное пособие для 5 – 6 классов – М.: Вита-пресс, 2005.
- Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Рабочая тетрадь для 5 – 6 классов – М.: Вита-пресс, 2007.
- Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Методическое пособие – М.: Вита-пресс, 2003.