Тема урока: Уникальность планеты Земля.
Задачи урока:
- Образовательные: обобщение и систематизация знаний о Земле как планете Солнечной системы, особенности оболочек Земли, обеспечивающие существование жизни на Земле.
- Развивающие: развитие у учащихся логического мышления, способностей делать выводы, умений применять знания в нестандартных ситуациях, развитие познавательного интереса к предмету.
- Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, сопереживания.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: мультимедийный комплекс, физическая карта мира, трафареты планет, контуры морей, озёр, островов и полуостровов.
Структура урока:
I. Организационный момент
- Цель урока.
- Разгадать кроссворд, чтобы определить ключевое слово в теме урока.
Вопросы для кроссворда:
1. Одна из планет близнецов (Уран).
2. Естественный спутник Земли (Луна).
3. Самая большая планета Солнечной системы
(Юпитер).
4. «Волосатая» (Комета).
5. Солнце – звезда жёлтый (Карлик).
6. Звёздная система (Галактика).
7. В космическом пространстве находится газ и
(пыль).
8. Самая дальняя планета солнечной системы
(Плутон).
9. Научное предположение (гипотеза).
10. Участки звёздного неба (Созвездия).
11. Космический камень, упавший на Землю
(метеорит).
12. Жидкие осадки (дождь).
II. Систематизация и обобщение
1) Класс работает по парам. Каждая пара получает карточку – задание. В парах дети работают совместно, находя нужную информацию. Отвечают по одному, причём сами выбирают задание, на которое будут отвечать. При ответах используются слайды презентации (см. Приложение 4).
Карточка 1
1. Используя трафареты расположить планеты
Солнечной системы по мере удаления их от Солнца
(работа с трафаретами на магнитной доске).
2. Назвать адрес Земли по плану:
- Вселенная
- Галактика
- Система
- Планета (Приложение 4, слайд 2)
Помощь на стр. 40-41.
Карточка 2
Игра «Кто такой? Что такое?» (Даны имена учёных,
необходимо назвать их заслуги в изучении Земли)
Аристотель, Пифагор, Птолемей, Коперник, Дж.
Бруно, Г.Галилей, Д.Бюффон, О.Шмидт, Д Джинс, И.Кант,
Лаплас. (Приложение 4,
слайд 3)
Помощь на стр. 6,7, 12,13.
Карточка 3
1. Каково внутреннее строение Земли?(Приложение
4, слайд 4)
2. Как называются неровности поверхности Земли?
Покажите на карте.
3. Какие бывают горные породы? Из чего состоят
горные породы?
4. Что называют полезными ископаемыми ? Приведите
примеры.
Помощь на стр. 56 – 59.
Карточка 4
1.Что такое вулкан? Каково его строение? Покажи
на карте вулканы.
2.какие бывают вулканы? Приведи примеры, покажи на
карте.
Помощь на стр.62 – 65.
Карточка 5
1. Определи материки по контуру. Покажи по карте
и назови их особенности. (см. Приложение
1)
(Приложение 4,
слайд 5)
Карточка 6
1. Что такое атмосфера?
2. Какие бывают облака?
3. Назови виды облаков.
Помощь на стр.74.
Карточка 7
1. Что такое погода?
2. Что называют климатом?
3. Объясни, что означают числа 21, 78, 1?
Помощь на стр. 74 – 75
Карточка 8
1.Что такое гидросфера? Перечисли её части.
2. Объясни, что означают числа: 96%, 2%, 2%, 0,02 %?
3. Покажи на карте океаны.
Помощь на стр.80.
Карточка 9
1. Как образуются и где располагаются ледники?
2. Что такое айсберги? В чём их опасность?
Помощь на стр.80 – 81.
Карточка 10
1. Какими бывают подземные воды?
2. Чем представлена вода в атмосфере?
3. Как человек использует подземные воды?
Помощь на стр. 81.
Карточка 11
1. Определи контуры морей и озёр (см. Приложение
2) (Приложение 4,
слайд 6)
2. Покажи моря и озёра на карте.
Помощь атлас на стр.6 – 7
Карточка 12
1. Определи по контурам острова и полуострова
(см. Приложение 3) (Приложение 4, слайд 7)
2. Покажи острова и полуострова на карте.
Помощь атлас на стр. 6 – 7
Карточка 13
Что означают числа? (Приложение
4, слайд 8)
8848, 1637, 2000, 6671, + 40, + 70, - 89,2; 6, 7.
Помощь на стр.67, 68.
Карточка 14
Игра «Самый, самый».
Назвать и показать по карте самый высокий материк, самый влажный материк, самое глубокое озеро мира, самый большой остров мира, самый большой остров нашей страны, самая длинная река мира, самый сухой материк.
Помощь атлас стр. 6-7
Карточка 15
1. Какие особенности расположения и движения
Земли в космическом пространстве имеют важное
значение для существования жизни на ней?
2. Какое значение имеет атмосфера для
существования живых организмов на Земле?
3. Что такое озоновый слой? Какова его роль на
планете?
4. Какую роль для живого играет вода?
5. Каково значение почвы для жизни на Земле?
Помощь на стр. 86 – 87
2) Обсуждение итогов работы с использованием презентации, физической карты мира, трафаретов, контуров.
III. Рефлексия
1. Что понравилось на уроке?
2. Какие трудности испытывали при выполнении
заданий?
3. Какие знания, полученные на уроке пригодятся в
жизни?
4. Подвести итог деятельности на уроке.
5. Выставление оценок.
IV. Домашнее задание
Творческое задание: сочинить стихотворение или оду об уникальности планеты Земля.