Реформирование общества на основе принципиально новых экономических, социальных и политических факторов влечет за собой изменения в социальном заказе общества, где на первое место выходят такие понятия, как «личность», «информационная культура», «здоровый образ жизни».
Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками - 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше - с 8-10 лет.
Информация основана на проводимом ежегодно в рамках «Антинаркотического марафона» анонимном анкетировании учащихся школы. (Приложение 2)
Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 13 лет и старше.
Профилактика - это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие.
Коммуникативные навыки и модели поведения в этом возрасте играют важнейшую роль в становлении личности школьника. Как создать наиболее информативную и в тоже время комфортную обучающую среду для передачи знаний о здоровом образе жизни? Как эффективно передать ребенку правила и способы общения и успешного взаимодействия? Как выработать у подрастающего поколения навыки устойчивости к наркотическому давлению среды?
Общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния табака, алкоголя и наркотиков. На решение этой проблемы и направлен заявленный в аннотации социальный проект. (Приложение 1)
В период формирования информационного общества важными достижениями любого человека является его умение оперативно и качественно работать с информацией, его способность к всестороннему анализу информации и результатов ее обработки, а также к принятию обоснованных и своевременных решений на основе имеющейся информации.
В наибольшей мере на достижение умений работать с информацией ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. Это тот уровень образования и та предметная область, где закладывается фундамент информационной культуры, активизируется познавательная деятельность учащегося, формируются его мировоззрение и информационная коммуникабельность. От того, на сколько качественен этот фундамент, во многом будет зависеть судьба выпускника школы. Это обеспечит быструю адаптацию учащегося в информационном обществе после окончания школы. Поэтому работа над проектом была бы однобокой, если бы в ней не принимал участие преподаватель информатики школы Пономарева Татьяна Михайловна.
Выходя из-под опеки взрослых, молодые люди, как правило, оказываются не подготовленными к соблазнам взрослой жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем. В свою очередь, вредные привычки, закрепляясь под негативным влиянием социальной среды, неизбежно приобретают форму чрезвычайно опасных заболеваний. Среди них - различные виды зависимости, начиная от игромании и заканчивая наркоманией. Так как старшеклассники - это подростки того самого возраста, который все чаще характеризуется как возраст наркодебюта и начала активного употребления алкоголя можно и нужно говорить о психологических методах и средствах сохранения и укрепления здоровья, о формировании у школьников органической потребности в здоровом образе жизни и соответствующих формах его обеспечения.
Цель нашего проекта - выработка умений противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям посредством лекториев, обсуждения фильма DVD, публичных выступлений, презентаций, листовок с результатами анкетирования социальных опросов, которые призваны сформировать у школьников отрицательное отношение к психоактивным веществам и последствиями их употребления.
Социальный проект по развитию мотивации здорового образа жизни современного школьника
- Захарова Валентина Ивановна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель немецкого языка
Разделы: Школьная психологическая служба