Цели урока:
- Образовательная: сформировать знания о периоде Смуты в России, определить причины Смуты, охарактеризовать политику Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, осветить ход борьбы с польско-литовской интервенцией.
- Развивающая: продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с источниками, выделять главное, делать вывод.
- Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: самозванчество, семибоярщина, интервенция.
Ход урока.
«Это был период самый несчастнейший!
Отечество наше походило
более на темный лес,
нежели на государство »
Карамзин Н.М.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что такое опричнина?
- Какие последствия она могла иметь для дальнейшего развития страны?
3. Изучение нового материала
Учитель: сегодня нам предстоит повторить события, дать оценку места и роли в жизни страны того периода истории, когда все находилось в движении, с невероятной быстротой сменялись правители, то есть период Смутного времени.
Вспомните, что такое Смута? Почему это время было названо Смутным?
Учитель: Итак, первое с чего мы начнем - это составление плана. Подумайте, какие вопросы, по какому плану мы с вами рассмотрим эту тему.
ПЛАН:
- Понятие и причины Смутного времени
- События Смутного времени
- Последствия Смутного времени
- Роль и место смуты в истории России.
1.Итак, что же такое Смута, Смутное время?
Учащиеся дают определение.
Учитель:
Звучит немолчно в зареве набат,Так видятся причины Смуты русскому поэту начала ХХ века Кузьмину. Мы сейчас выделим и рассмотрим причины, которые выделяют разные историки. Обратите внимание на распечатки (Приложение 1), прочитайте и выберите наиболее важные причины.
А на траве – в кровавой багрянице
Царя Феодора убитый брат,
В заре горит грядущих гроз багрянец,
Мятеж и мрак, невнятные слова,
И чудится далекий самозванец,
И пленная, растленная Москва!
Ученики читают и выделяют. Затем записывают наиболее важные в тетрадь.
- Тяжелый затяжной хозяйственный кризис, который был вызван опричниной, но приобрел катастрофический характер в условиях неурожая.
- Пресечение династии Рюриковичей, что открывало большие возможности для борьбы за власть- то есть династический кризис.
- В стране происходил процесс закрепощения крестьян, ухудшалось положение простого крестьянства.
- Претензии Польши на русские земли и престол.
2.Учитель: Платонов выделил 3 периода Смутного времени:
- династический
- социальный
- национальный
Теперь рассмотрим основные события Смутного времени. Группе учащихся было дано опережающее задание: подготовить сообщения о правителях смутного времени, событиях. Вы должны внимательно прослушать и выделить основные события и записать в таблицу (приложение 2). Определить какие события можно отнести, по- вашему мнению, к каждому периоду (по Платонову).
3. Закрепление
- Каковы же были последствия, и итоги этого времени? (Использовать учебник)
Сейчас вам дано 3-4 мин. на обсуждение этого вопроса.
Последствия: 1. Страшное разорение и запустение страны. Население сократилось почти на треть. 2. Ослабление влияния боярства. 3. Подъем национального самосознание. Понимание значимости общенациональных интересов. 4. Потеря земель.
4. Домашнее задание: поразмышляйте над словами эпиграфа. Согласны ли Вы с автором? Напишите мини-сочинение-рассуждение.