Духовность

Разделы: Школьная психологическая служба


Каким  я представляю духовно богатого человека.

В духовной жизни, так же как и в жизни физической,
существует вдыхание и выдыхание,
душе необходимо поглощать чувства другой души,
усваивать их себе, чтобы ей же вернуть их обогащёнными.
Без этого прекрасного явления нет жизни для человеческого сердца,
ему тогда не хватает воздуха, оно страдает и чахнет.
О. Бальзак (1799 – 1850).

Задав себе вопрос: «Каким я представляю духовно богатого человека?», я задумалась. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова даётся такое определение духовности: «Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается. По-моему духовный мир человека – это есть  единство разума, чувств, воли. Мир каждой личности индивидуален и неповторим.
Здоровье телесное тесно связано с духовным здоровьем человека, его мировоззренческой культурой и культурой быта. А последние формируются и полученным образованием, и той культурной средой, которое окружает личность. Именно семья – прежде всего семья! – должна взять на себя главную заботу по воспитанию духовно богатой и зрелой личности.
Затем наибольший вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Учитель – это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить  свой жизненный путь. Он является живым источником знаний и умений. Учитель распространяет, передаёт новым поколениям самое ценное, главное, что накоплено наукой, искусством с глубокой древности до наших дней.
Хочу отметить, что чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Если человек интересуется прошлой культурой человеческого рода, это несомненно способствует его интеллектуальному и духовному развитию.
Духовная жизнь человека невозможна также без радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования, знания, потребности, способности, стремления, цели.
Чтобы быть духовно богатым человеком, надо приобщаться к духовной культуре, то есть, надо научиться удовлетворить духовные потребности. Например, важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: « Все люди от природы стремятся к знанию».  А французский мыслитель XVI века М.Монтень утверждал: «Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».
Другой важной духовной потребностью является эстетическая. Надо стремиться осваивать мир по законам красоты,  видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения.
Дальше хочется остановиться на ещё одной духовной потребности человека – в общении. Надо развивать в себе такие подлинно человеческие потребности – как любовь к человеку, дружба, товарищество, моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество.
Духовные запросы человека разные. Один ищет книги, побуждающие размышлять о смысле человеческой жизни, другой не выходит за пределы приключенческой литературы. Один вчитывается в описание природы, другой пропускает эти страницы. Одному нужна серьёзная музыка, другому только развлекательный жанр…
В процессе духовного потребления средствами достижения цели являются, с одной стороны, материальные возможности и, с другой стороны – соответствующие знания и навыки. Чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить её в библиотеке или купить. Чтобы слушать музыку, надо либо попасть в концертный зал, либо владеть записями и техническими устройствами.
Подняться до вершины духовной культуры нельзя без знаний о литературе и искусстве, о писателях и художниках, без навыков смотреть и видеть, слушать и слышать, читать и понимать. Уровень образования и общей культуры личности влияет на потребление духовных ценностей. По - моему, чем выше культура человека, тем больше средств из семейного бюджета он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей (покупку книг, подписку на журналы, посещение театров и так далее), тем больше свободного времени затрачивает на самообразование, чтение художественной литературы и другие виды духовного потребления и творчества.
Но нельзя забывать и о качественной характеристике духовного потребления. Можно наслаждаться шедеврами мирового музыкального творчества или в то же время слушать примитивные произведения, ценность которых сомнительна. Кто-то смотрит только «Вести», а кто-то часами сидит у телевизора и смотрит всё подряд. Всё зависит от духовных запросов человека.
На развитие духовного богатства человека оказывает влияние и мода. Модными могут стать те или иные книги, спектакли, стихи и песни.
Книги, радио и телевидение являются распространёнными средствами для обогащения духовных ценностей. Чтение книг - это важнейший вид духовного обогащения. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»,-   говорил французский философ Д. Дидро(1713-1784). А другой французский мыслитель – Р. Декарт(1596-1650) писал: «Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков – их авторами, и причём учебная беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей».
В наше время много внимания стали уделять и церкви. Она тоже вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.
Подведя итог, хочу отметить, что духовная потребность людей многообразна, у каждого широкий выбор её форм и видов. Он может быть учёным или писателем, актёром или художником, учителем или библиотекарем экскурсоводом и так далее. Он может участвовать в народном театре, конкурсах художественной самодеятельности. А главное – каждый должен общаться с книгой, музыкой, театром и кино. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. Надо помнить такое высказывание русского писателя Л.Н. Толстого (1828-1910): «Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот».

Использованная литература:

1. Политическое и духовное развитие современного общества. /Е.И.Жильцова, Э.Н.Егорова, И.Н.Сухолет; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой.-М.:Просвещение, 1993г.
2. Формирование духовных потребностей личности на основе идей И.Я.Яковлева. Автор В.Н.Никифорова. Чебоксары. 1998г.