Элективные курсы по химии и экологии

Разделы: Химия, Экология


На протяжении несколько лет в школьную практику успешно внедряются элективные курсы. Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющие содержание пред профильной и профильной подготовки. Можно сказать, что внедрение элективных курсов это механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия. Это позволяет удовлетворять разнообразным познавательным интересам школьников.
Элективные курсы могут касаться любой тематики, могут лежать в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее, могут быть предметными и меж предметными. Ориентированы на особенности определённого региона и школы. Мы предлагаем элективные курсы по химии и экологии.
ЭКОЛОГИЯ СЕЛА.
Программа элективного курса.
9 класс
(22 часа)
Пояснительная записка.
Программа элективного курса направлена на непосредственное изучение социальных и биологических аспектов села. Элективный курс состоит из двух частей: описание природных и социальных особенностей села и оценка качества окружающей среды.
Учащимся предлагается изучение физико-географической характеристики местности, изучение растительного и животного мира села, изучение водоёмов находящихся на территории села. Опытным путем определение запыленности воздуха, загрязнение резиновой пылью, шумового загрязнения и качество воды. Изучение «экология человека» от его морфологических изменений и физиологических реакций до социальных проблем и образа жизни.
Лабораторные работы вполне доступны учащимся, как начинающим исследователям. Это в первую очередь исследования, направленные на изучение животного и растительного мира, отдельных видов загрязнений и их воздействия на живые организмы, изучение некоторых условий жизни человека, факторов его здоровья и болезни. Выбор доступных исследовательских работ определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературы (архивы, справочники, сеть интернет и др.).
Элективный курс обеспечивает интеграцию информации химического, биологического, физического характера.
Результатом курса является выполнение проекта исследовательского или социального характера. Защита работ проходит на уроке курса - «конференция», лучшие работы рекомендуются для выступления на школьной конференции.
Курс позволяет сформировать общую картину единого развития и взаимосвязи биологического и социального. Изучение и сохранение окружающей среды, демографические проблемы современности является одной из составляющих гармоничного развития биосферы в целом.

Цель: изучение природных и социальных особенностей села.
Задачи:
1. Изучение физико-географической, социальной характеристики села.
2. Опытным путем определить качество окружающей среды.
3.Формирование простейших исследовательских навыков.
Методы: поисковый, исследовательский, проектов, ИКТ, практический.
Методика выполнения исследовательских заданий.
Предлагаемые учебные задания рассчитаны на выполнение работ в малых группах по 2-3 учащихся. Каждая группа получает карточку - инструкцию, в которой представлен алгоритм выполнения задания. Группы работают одновременно и независимо друг от друга. По окончанию занятия группа готовит мини выступление. Учитель выполняет роль организатора – консультанта
Оборудование для проведения экологических исследований.

  • Приборы: микроскоп, весы аналитические, покровные стёкла, термометр, пипетка, лупа, фильтровальная бумага, пинцет, ножницы, нож, индикатор, лопата, пробирки со штативом, спиртовка, держатель.
  • Реактивы: раствор ацетата аммония, дитизона, серная кислота, хромат калия, вода.
  • Литература: карта села (административная, физико-географическая), физико-географическая карта России, Школьный атлас определитель растений, животных, насекомых, птиц (любой справочник краевой, районный). Сеть интернет.

Программа включает в себя два раздела:

ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛА.
ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Название практической работы Количество часов содержание
ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛА (10 часов)
1 Составление физико-географической
характеристики исследуемой территории.
2 Работа с картами России, Красноярского края и Ирбейского района для составления физико-географической
Характеристики с. Ирбейского.
2 История
села.
2 Экскурсия в районный музей.
Составление рассказа по истории села. (индивидуальная работа).
3 Изучение демографической ситуации села, района, края. 2 Демографическая ситуация в селе, районе, крае и России. Проблемы и пути их решения (разработкасоциальный проект). Экскурсия и сотрудничество с отделом социальной защиты населения. Работа в сети интернет.
4 Растительный и животный
мир исследуемой территории.
2 Работа с картой и атласом Ирбейского района, дополнительной литературой для составления характеристики
растительного и животного мира с. Ирбейского. Посещение Районного музея и школьного музея.
Благоустройство территории села. Проблемы и пути их решения (разработка социального проекта).
5 Урок – конференция. 1 Защита социальных проектов.
5 Изучение водоемов села. 1 Работа с физико-географической картой села для описания сети водоемов. Выбор и определение учащимися модельных территорий села Ирбейского.
&ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (12 часов)
1 Техника безопасности. 1 Изучение основных правил поведения техники безопасности в лаборатории. Составление памятки.
2 Определение свинца в окружающей среде. 2 Взятие и работа с пробой почвы. Создание вытяжки почвы и определение качественного содержания свинца с помощью хим. реактива дитизона.
3 Изучение запылённости воздуха
летом и зимой.
2 Зимой работа с пробой снега из исследуемой территории села (топка снега, фильтрование сухого остатка, взвешивание, математический расчет), Летом работа с растительностью (сбор верхней части растений, взвешивание, перевод пыли в раствор, фильтрование раствора, взвешивание сухой массы).
3 Изучение загрязнения окружающей
среды резиновой пылью.
2 Подсчет прохождения автотранспорта (легковой транспорт, грузовой транспорт) в час, в день и сутки. Математический расчет загрязнения резиновой пылью.
4 Изучение шумового загрязнения
территории.
2 Пользуясь справочными табличными данными о шумовом загрязнении различных источников определяем шумовое загрязнение территории (1-определить число источников загрязнения,2- оценить по шкале шумового загрязнения, 3- рассшитать среднее значение шумового загрязнения и сравнение с допустимой нормой в жилой зоне).
5 Изучение состава водоёмов. 2 Изучение растительного и животного мира водоемов на исследуемой территории. Влияние на почву, климат и воздух.
7 Урок - Конференция. 1 Защита исследовательских работ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
Программа элективного курса
9 класс
(11 часов)
Пояснительная записка.
Элективный курс рассматривает и углубляет базовый компонент химического образования.
Основной идеей программы является осознание необходимости химического анализа в жизни человека. Знакомство с профессиями, в которых используется химический анализ. Научится элементарным навыкам химического анализа.Предлагаемый материал имеет практическую и творческую направленность.
Итоговой аттестацией учащихся является составление и защита собственных экспериментальных химических задач.
Цель: Научится решать экспериментальные химические задачи. Пропаганда естественнонаучного профиля.
Задачи:

  1. Изучить основные способы разделения веществ.
  2. изучить основные способы распознавание веществ.
  3. Познакомится с основными способами решения экспериментальных задач.
  4. Научится анализировать полученные данные.

Формы работы: Предлагаемые задания курса рассчитаны на индивидуальную работу и работу в парах.
Методические рекомендации: для выполнения лабораторных работ можно использовать карточки – инструкции с алгоритмом выполнения.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, практический.
Оборудование и реактивы: специальное стандартное химическое оборудование и реактивы.

Тематический план курса

ТЕМА КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВИД
КОНТРОЛЯ
всего теория практика
1. Химический анализ. 1 +   Памятка профессий в которых используется химический анализ.
1. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. 2 + + Лабораторная работа.
2. Хроматография, как один из способов разделения смесей. 2 + + Лабораторная работа
3. Распознавание кислот, оснований, солей. 1 + + Экспериментальная задача.
4. Распознавание некоторых катионов металлов. 1 + + Экспериментальная задача.
5. Распознавание некоторых анионов. 1 + + Экспериментальная задача.
6. Выращивание химических водорослей. 1   + Лабораторная работа.
7. Решение экологических задач. 2     Составление задачи.

ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ.
(12 часов)
Программа элективного курса.
9 класс
Цель: Познакомить учащихся с различными оценками экологического состояния воды. Пропаганда естественно научного профиля.
Задачи:

  • Усилить роль лабораторных и практических работ, которые способствуют повышению знаний о воде.
  • Формирование практических умений, которые обеспечивают наглядное восприятие экологических проблем вызванных загрязнением водоёмов.

Формы работы:
Предлагаемые задания курса рассчитаны на индивидуальную работу и работу в парах. Коллективное подведение итогов.
Методические рекомендации: для выполнения лабораторных работ можно использовать карточки – инструкции с алгоритмом выполнения работы.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, практический, ИКТ.
Оборудование и реактивы: специальное стандартное химическое оборудование и реактивы.

Тематический план курса

ТЕМА КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВИД
КОНТРОЛЯ
всего теория практика
1. Гидросфера – водная оболочка Земли. Строение молекулы воды. Дистиллированная, мёртвая, живая воды. 1 +   Конструирование модели молекулы воды
2. Физические и химические свойства воды. 1 + + Заполнение таблицы
3. Растворимость веществ в воде. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные Растворы. 1 + + Практическая работа
4. Приготовление раствора с заданной массовой долей. 1   + Практическая работа
5. Приготовление истинного и коллоидного раствора их практическое значение. 1 + + Практическая работа
6. Определение и устранение временной и постоянной жесткости воды. 1     Практическая работа
7. Проблемы нефтяного загрязнения воды. Способы ликвидации нефтяных пятен. 1 + + Лабораторная работа
8. Определение органолептических характеристик вод из разных водоёмов (река Канн, речка Ирбейчик, водопровод, дождевая вода). 2   + Лабораторная работа
9. Водный голод планеты. 1 + + Разработка памятки рационального использования пресной воды.
10. Биологическая роль воды в живой клетке. 2

просмотр фильма

Рефлексия.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ ИЛИ
«ВЕСЬ МИР ОДНА ДЕРЕВНЯ».
(7 часов)
Программа элективного курса.
9 класс
Цель: Изучение социально-экологических особенностей человечества.
Задачи:

  • Рассмотреть основные особенности демографии человечества.
  • Рассмотреть демографическую политику разных стран.
  • Раскрыть и углубить ведущие экологические понятия.
  • Формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, культурное население и др.)

Формы работы: Предлагаемые задания курса рассчитаны на работу в парах.
Методические рекомендации: для выполнения лабораторных работ можно использовать карточки – инструкции с алгоритмом выполнения.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, практический.
Оборудование и реактивы: специальное стандартное химическое оборудование и реактивы.
Формы работы:
Предлагаемые задания курса рассчитаны на индивидуальную работу и работу в парах. Коллективные подведения итогов.

Тематический план курса

ТЕМА КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВИД
КОНТРОЛЯ
всего теория практика
1 Экологическая демография 1 + + Составление таблицы
2 Рост численности населения 1 + + Построение графика
3 Социально-географические особенности демографии человечества. 1 + + Составление таблицы
Построение диаграммы
4 Весь мир – одна деревня. 1   + Практическая работа
5 Демографические перспективы. 1 + + Построение гипотез
6 Если нельзя купить за деньги. 1   + Практическая работа
7Просмотр видеофильма «Начало» 1   + Рефлексия
  • Литература: Физическая карта России, школьный атлас, дидактические карточки, любой справочный материал по численности населения, интернет.