На протяжении несколько лет в школьную практику успешно внедряются элективные курсы. Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющие содержание пред профильной и профильной подготовки. Можно сказать, что внедрение элективных курсов это механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний, позволяющие школьникам развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия. Это позволяет удовлетворять разнообразным познавательным интересам школьников.
Элективные курсы могут касаться любой тематики, могут лежать в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее, могут быть предметными и меж предметными. Ориентированы на особенности определённого региона и школы. Мы предлагаем элективные курсы по химии и экологии.
ЭКОЛОГИЯ СЕЛА.
Программа элективного курса.
9 класс
(22 часа)
Пояснительная записка.
Программа элективного курса направлена на непосредственное изучение социальных и биологических аспектов села. Элективный курс состоит из двух частей: описание природных и социальных особенностей села и оценка качества окружающей среды.
Учащимся предлагается изучение физико-географической характеристики местности, изучение растительного и животного мира села, изучение водоёмов находящихся на территории села. Опытным путем определение запыленности воздуха, загрязнение резиновой пылью, шумового загрязнения и качество воды. Изучение «экология человека» от его морфологических изменений и физиологических реакций до социальных проблем и образа жизни.
Лабораторные работы вполне доступны учащимся, как начинающим исследователям. Это в первую очередь исследования, направленные на изучение животного и растительного мира, отдельных видов загрязнений и их воздействия на живые организмы, изучение некоторых условий жизни человека, факторов его здоровья и болезни. Выбор доступных исследовательских работ определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературы (архивы, справочники, сеть интернет и др.).
Элективный курс обеспечивает интеграцию информации химического, биологического, физического характера.
Результатом курса является выполнение проекта исследовательского или социального характера. Защита работ проходит на уроке курса - «конференция», лучшие работы рекомендуются для выступления на школьной конференции.
Курс позволяет сформировать общую картину единого развития и взаимосвязи биологического и социального. Изучение и сохранение окружающей среды, демографические проблемы современности является одной из составляющих гармоничного развития биосферы в целом.
Цель: изучение природных и социальных особенностей села.
Задачи:
1. Изучение физико-географической, социальной характеристики села.
2. Опытным путем определить качество окружающей среды.
3.Формирование простейших исследовательских навыков.
Методы: поисковый, исследовательский, проектов, ИКТ, практический.
Методика выполнения исследовательских заданий.
Предлагаемые учебные задания рассчитаны на выполнение работ в малых группах по 2-3 учащихся. Каждая группа получает карточку - инструкцию, в которой представлен алгоритм выполнения задания. Группы работают одновременно и независимо друг от друга. По окончанию занятия группа готовит мини выступление. Учитель выполняет роль организатора – консультанта
Оборудование для проведения экологических исследований.
- Приборы: микроскоп, весы аналитические, покровные стёкла, термометр, пипетка, лупа, фильтровальная бумага, пинцет, ножницы, нож, индикатор, лопата, пробирки со штативом, спиртовка, держатель.
- Реактивы: раствор ацетата аммония, дитизона, серная кислота, хромат калия, вода.
- Литература: карта села (административная, физико-географическая), физико-географическая карта России, Школьный атлас определитель растений, животных, насекомых, птиц (любой справочник краевой, районный). Сеть интернет.
Программа включает в себя два раздела:
ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛА.
ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
№ | Название практической работы | Количество часов | содержание | |||
ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕЛА (10 часов) | ||||||
1 | Составление физико-географической характеристики исследуемой территории. |
2 | Работа с картами России, Красноярского края и Ирбейского района для составления физико-географической Характеристики с. Ирбейского. |
|||
2 | История села. |
2 | Экскурсия в районный музей. Составление рассказа по истории села. (индивидуальная работа). |
|||
3 | Изучение демографической ситуации села, района, края. | 2 | Демографическая ситуация в селе, районе, крае и России. Проблемы и пути их решения (разработкасоциальный проект). Экскурсия и сотрудничество с отделом социальной защиты населения. Работа в сети интернет. | |||
4 | Растительный и животный мир исследуемой территории. |
2 | Работа с картой и атласом Ирбейского района, дополнительной литературой для составления характеристики растительного и животного мира с. Ирбейского. Посещение Районного музея и школьного музея. Благоустройство территории села. Проблемы и пути их решения (разработка социального проекта). |
|||
5 | Урок – конференция. | 1 | Защита социальных проектов. | |||
5 | Изучение водоемов села. | 1 | Работа с физико-географической картой села для описания сети водоемов. Выбор и определение учащимися модельных территорий села Ирбейского. | |||
&ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (12 часов) | ||||||
1 | Техника безопасности. | 1 | Изучение основных правил поведения техники безопасности в лаборатории. Составление памятки. | |||
2 | Определение свинца в окружающей среде. | 2 | Взятие и работа с пробой почвы. Создание вытяжки почвы и определение качественного содержания свинца с помощью хим. реактива дитизона. | |||
3 | Изучение запылённости воздуха летом и зимой. |
2 | Зимой работа с пробой снега из исследуемой территории села (топка снега, фильтрование сухого остатка, взвешивание, математический расчет), Летом работа с растительностью (сбор верхней части растений, взвешивание, перевод пыли в раствор, фильтрование раствора, взвешивание сухой массы). | |||
3 | Изучение загрязнения окружающей среды резиновой пылью. |
2 | Подсчет прохождения автотранспорта (легковой транспорт, грузовой транспорт) в час, в день и сутки. Математический расчет загрязнения резиновой пылью. | |||
4 | Изучение шумового загрязнения территории. |
2 | Пользуясь справочными табличными данными о шумовом загрязнении различных источников определяем шумовое загрязнение территории (1-определить число источников загрязнения,2- оценить по шкале шумового загрязнения, 3- рассшитать среднее значение шумового загрязнения и сравнение с допустимой нормой в жилой зоне). | |||
5 | Изучение состава водоёмов. | 2 | Изучение растительного и животного мира водоемов на исследуемой территории. Влияние на почву, климат и воздух. | |||
7 | Урок - Конференция. | 1 | Защита исследовательских работ. |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
Программа элективного курса
9 класс
(11 часов)
Пояснительная записка.
Элективный курс рассматривает и углубляет базовый компонент химического образования.
Основной идеей программы является осознание необходимости химического анализа в жизни человека. Знакомство с профессиями, в которых используется химический анализ. Научится элементарным навыкам химического анализа.Предлагаемый материал имеет практическую и творческую направленность.
Итоговой аттестацией учащихся является составление и защита собственных экспериментальных химических задач.
Цель: Научится решать экспериментальные химические задачи. Пропаганда естественнонаучного профиля.
Задачи:
- Изучить основные способы разделения веществ.
- изучить основные способы распознавание веществ.
- Познакомится с основными способами решения экспериментальных задач.
- Научится анализировать полученные данные.
Формы работы: Предлагаемые задания курса рассчитаны на индивидуальную работу и работу в парах.
Методические рекомендации: для выполнения лабораторных работ можно использовать карточки – инструкции с алгоритмом выполнения.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, практический.
Оборудование и реактивы: специальное стандартное химическое оборудование и реактивы.
Тематический план курса
ТЕМА | КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ВИД КОНТРОЛЯ |
||
всего | теория | практика | ||
1. Химический анализ. | 1 | + | Памятка профессий в которых используется химический анализ. | |
1. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. | 2 | + | + | Лабораторная работа. |
2. Хроматография, как один из способов разделения смесей. | 2 | + | + | Лабораторная работа |
3. Распознавание кислот, оснований, солей. | 1 | + | + | Экспериментальная задача. |
4. Распознавание некоторых катионов металлов. | 1 | + | + | Экспериментальная задача. |
5. Распознавание некоторых анионов. | 1 | + | + | Экспериментальная задача. |
6. Выращивание химических водорослей. | 1 | + | Лабораторная работа. | |
7. Решение экологических задач. | 2 | Составление задачи. |
ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ.
(12 часов)
Программа элективного курса.
9 класс
Цель: Познакомить учащихся с различными оценками экологического состояния воды. Пропаганда естественно научного профиля.
Задачи:
- Усилить роль лабораторных и практических работ, которые способствуют повышению знаний о воде.
- Формирование практических умений, которые обеспечивают наглядное восприятие экологических проблем вызванных загрязнением водоёмов.
Формы работы:
Предлагаемые задания курса рассчитаны на индивидуальную работу и работу в парах. Коллективное подведение итогов.
Методические рекомендации: для выполнения лабораторных работ можно использовать карточки – инструкции с алгоритмом выполнения работы.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, практический, ИКТ.
Оборудование и реактивы: специальное стандартное химическое оборудование и реактивы.
Тематический план курса
ТЕМА | КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ВИД КОНТРОЛЯ |
||
всего | теория | практика | ||
1. Гидросфера – водная оболочка Земли. Строение молекулы воды. Дистиллированная, мёртвая, живая воды. | 1 | + | Конструирование модели молекулы воды | |
2. Физические и химические свойства воды. | 1 | + | + | Заполнение таблицы |
3. Растворимость веществ в воде. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные Растворы. | 1 | + | + | Практическая работа |
4. Приготовление раствора с заданной массовой долей. | 1 | + | Практическая работа | |
5. Приготовление истинного и коллоидного раствора их практическое значение. | 1 | + | + | Практическая работа |
6. Определение и устранение временной и постоянной жесткости воды. | 1 | Практическая работа | ||
7. Проблемы нефтяного загрязнения воды. Способы ликвидации нефтяных пятен. | 1 | + | + | Лабораторная работа |
8. Определение органолептических характеристик вод из разных водоёмов (река Канн, речка Ирбейчик, водопровод, дождевая вода). | 2 | + | Лабораторная работа | |
9. Водный голод планеты. | 1 | + | + | Разработка памятки рационального использования пресной воды. |
10. Биологическая роль воды в живой клетке. | 2 | просмотр фильма |
Рефлексия. |
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ ИЛИ
«ВЕСЬ МИР ОДНА ДЕРЕВНЯ».
(7 часов)
Программа элективного курса.
9 класс
Цель: Изучение социально-экологических особенностей человечества.
Задачи:
- Рассмотреть основные особенности демографии человечества.
- Рассмотреть демографическую политику разных стран.
- Раскрыть и углубить ведущие экологические понятия.
- Формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, культурное население и др.)
Формы работы: Предлагаемые задания курса рассчитаны на работу в парах.
Методические рекомендации: для выполнения лабораторных работ можно использовать карточки – инструкции с алгоритмом выполнения.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, практический.
Оборудование и реактивы: специальное стандартное химическое оборудование и реактивы.
Формы работы:
Предлагаемые задания курса рассчитаны на индивидуальную работу и работу в парах. Коллективные подведения итогов.
Тематический план курса
ТЕМА | КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ВИД КОНТРОЛЯ |
||
всего | теория | практика | ||
1 Экологическая демография | 1 | + | + | Составление таблицы |
2 Рост численности населения | 1 | + | + | Построение графика |
3 Социально-географические особенности демографии человечества. | 1 | + | + | Составление таблицы Построение диаграммы |
4 Весь мир – одна деревня. | 1 | + | Практическая работа | |
5 Демографические перспективы. | 1 | + | + | Построение гипотез |
6 Если нельзя купить за деньги. | 1 | + | Практическая работа | |
7Просмотр видеофильма «Начало» | 1 | + | Рефлексия |
- Литература: Физическая карта России, школьный атлас, дидактические карточки, любой справочный материал по численности населения, интернет.