Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Разделы: Физика


В настоящее время практически не осталось образовательных учреждений, члены администрации которой и учителя не проявляли бы максимальной ответственности за состояние физического благополучия школьников, валеологизации образовательного процесса в целом.

Что характерно для современного урока?

  • информационная перегрузка учащихся;
  • высокая интенсивность урока;
  • чрезмерное нервно-психическое напряжение;
  • стрессирующая среда;
  • недостаточная двигательная активность школьников;
  • игнорирование учителем их психофизиологических особенностей.

Валеологический подход к уроку направлен на разрешение следующего противоречия: между существующей организацией обучения на уроке, наносящей ущерб здоровью школьников, с одной стороны, и, с другой, необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.
Перед учителем стоит проблема: как организовать здоровьесберегающий учебный процесс на уроке?
Основной принцип решения проблемы – валеологически обоснованное преобразование урока.
Что такое валеологически обоснованный урок? Это такая организация процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объёма учебного материала, методов и форм учебно-познавательной деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует  валеологическую культуру, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности.

Одной из важнейших составляющих валеологически обоснованной организации учебного процесса является умение учителя реализовать на уроке здоровьесберегающие технологии и приёмы обучения, обеспечивающие более качественное и быстрое усвоение знаний и снижающие нагрузки обучающихся.
Современная школа предъявляет огромные требования к памяти ученика. Школьники буквально захлёбываются в лавинах обрушивающейся на них информации, для усвоения которой им приходится самостоятельно, стихийно находить приёмы запоминания.
Вместе с тем в настоящее время существует необъятное море теорий и фактов, способных улучшить память любого человека. Достаточно освоить несколько стандартных мнемонических приёмов.

Библиотечная метафора, информационные деревья, опоры, схема, вилла Цицерона, цифро-буквенный и словесно-числовой коды, ранжирование, ритмизация – вот неполный перечень принципов, оптимизирующих способности по запоминанию и – в итоге – развивающие память, интеллект, креативность.
Рекомендуя ученику тот или иной мнемонический приём, следует учитывать, каким основным способом усвоения и обработки информации он владеет. Одни школьники лучше воспринимают учебный материал визуально (визуалы), другие – через слуховой аппарат (аудиалы), а третьи – через ощущения, эмоциональную сферу (кинестетики). В связи с чем следует привести анкетирование учащегося на выявление доминирующей модальности.
Любой школьный предмет – широчайшее поле деятельности по использованию принципов запоминания. Вот как можно реализовать эти принципы при изучении физики.

Учащимся среднего школьного возраста мнемонические приёмы предлагаются в более адаптированной форме.
Основные положения молекулярной теории и их опытные обоснования хорошо запоминаются учениками с помощью «метода крючков». Каждое положение молекулярной теории и её доказательство фиксируется на отдельной части картинки или открытки. Материал отрабатывается и затем воспроизводится с помощью этой же картинки.

При запоминании таких тем, как «Способы увеличения и уменьшения давления», «Виды трения», «Физика и техника», «Виды теплопередачи в природе и технике», детям рекомендуется «снять фильм», связав события и понятия в одну историю, вдохнуть в неё жизнь, создавая движущиеся образы в цвете, а затем прокрутить «фильм» на своём внутреннем экране. То, что схватывается пятью чувствами, память не может отпустить.

Большую силу имеет метод структурирования материала и конструирования опор на примере построения схем. Этот метод использовал выдающийся педагог Шаталов, создавший широко известную систему «опорных сигналов». «Рисунок скажет больше, чем тысяча слов,» - гласит китайская поговорка. Когда мы мыслим картинками, в нашей памяти возникает интенсивно функционирующая информационная сеть. Метод Шаталова помогает оптимизировать способности по запоминанию в любом возрасте.

При подготовке доклада и сообщения эффективно использовать метод «виллы Цицерона». Известный оратор и политик Древнего Рима Марк Туллий Цицерон часами выступал в сенате и никогда не пользовался записями. Реальные факты он запоминал с помощью специального приёма: разучивая свои речи, он произносил их дома, переходя из комнаты в комнату. Выступая затем в римском сенате, он мысленно шёл по дому и «натыкался» глазами на ту информацию, которую специально фиксировал.

Со старшими школьниками можно сделать дальнейшие итоги к пониманию механизмов памяти.
«Магическая семёрка» - это свойство нашей памяти, способной усваивать около семи, не связанных между собой информационных единиц. Для того, чтобы справиться с большими объёмами информации, её следует разбить не более чем на семь частей, содержащих относительно однородные сведения.
Основой памяти является хорошо развитая и упорядоченная информационная система. Для пояснения можно привести следующую аналогию. Если в комнату внести и свалить в кучу три тысячи томов, то найти нужную книгу почти невозможно. Но если те же три тысячи книг как-то упорядочить, создать библиотеку с каталогом, то поиск радикально упрощается.

Хорошо организованную память можно сравнить с научной библиотекой, имеющей мощную систему каталогов, позволяющих найти нужную книгу среди тысяч других. Чем лучше организована наша внутренняя картотека, тем легче найти ту полочку, где хранится интересующая нас информация.

Создать полку – значит собрать воедино и систематизировать все сведения по избранной теме. В течение примерно трёх-пяти дней необходимо «погонять» полученную полку, занося на неё дополнительную информацию. Самое важное – это возможно более частое использование информации; что обеспечивает быстрый рост информационного дерева – совокупность связанных информационных фрагментов.
Такой системой организации своей памяти пользовался Наполеон, восхищавший современников мощью своего ума и воли. Он говорил, что различные сведения, объекты и дела уложены у него в голове, как они могли быть уложены в комоде. Старшеклассникам под силу создать в своей памяти чётко действующий наполеоновский комод – те самые «ящики и «полки» для всех тем физики, для всех задач, с которыми приходится сталкиваться.
Следует познакомить учащихся с «теорией эффективного повторения», с кривой забывания, выведенной немецким психологом Германом Эббингаузом и рекомендуемым ритмом повторения.
Не лишним привести учащимся следующее высказывание  С. Джонсона: «искусство памяти зависит от искусства внимания».
Действительно, прежде чем попасть в хранилище памяти, информация должна сначала попасть в поле внимания. То, что не привлекло нашего внимания, не имеет доступа в память.
Внимание – это тот фильтр, с помощью которого мозг отсеивает маловажное и организует поиск информации, необходимой для решения взятой под контроль задачи. Полная включённость в дело – основа основ нормальной памяти и главный залог успеха любой деятельности.