В 1492 г. на камне, и, доныне лежащем у старой немецкой кирхи, безымянный монах высек слова: «Об этом камне многие знают многое, каждый – что-нибудь, но никто не знает достаточно».
Цели урока:
- На конкретных примерах показать, что смена партийно – государственного руководства в СССР в октябре 1964 г означала и смену политического курса, отката от ряда демократических идей Н. С. Хрущева, складывание атмосферы застоя.
- Уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив; раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.
- Расширение культурного и политического кругозора учащихся.
- Продолжить формирование ряда учебных, социально – личностных, коммуникативных компетенций.
Основные понятия урока: ресталинизация, номенклатура, концепция «развитого социализма», противоречия в развитии художественной культуры, диссидентское движение
Этапы урока:
Мотивация, вводная речь учителя, постановка проблемы
I.Эвристическая беседа с элементами организованной дискуссии о «золотом веке номенклатуры».
II. «Отношения власти и общества»: рассказ учителя, дискуссия по теме.
III.Работа групп по проблемам темы.
IV.Представление результатов работы групп
V.Рефлексия.
Вступительное слово, цель:
Тема, о которой мы будем говорить сегодня, подобна этой надписи: многие знают о ней много, каждый – что-нибудь, но никто не знает достаточно. «Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 60-х – середине 80-х гг.» -слишком близки к нам эти годы и эмоции не уступили еще место анализу. Даже у присутствующих здесь наверняка существует своя точка зрения по этому вопросу.
Мело, мело по всей земле, во все пределы.
Свеча горела на столе, свеча горела!
Нет – никакая не свеча, горела люстра!
Очки на морде палача горели шустро.
А зал – зевал, а зал – скучал: мели Емеля.
Ведь не в тюрьму и не в Сучан, не к высшей мере.
И не к терновому венцу – колесованьем,
А как поленом по лицу – голосованьем.
И кто-то спьяну вопрошал: за что, кого там?
И кто-то жрал, и кто-то ржал над анекдотом.
Мы не забудем этот смех и эту скуку.
Мы поименно вспомним всех, кто поднял руку.
Эти строки передают атмосферу эпохи, о которой пойдет речь. Они предъявляют нравственный счет, который еще должен стать у нас нормой, строки о судьбе Бориса Леонидовича Пастернака, великого поэта XX, затравленного партийной прессой, а принадлежат строки одному из основателей «магнитофонной революции», предтечи Высоцкого – Александру Галичу.
В середине XX века, когда в нашем «Отчем доме (его слова) ложь и подлость обрели простор» Галич восклицал с болью:
Если правда у нас на знамени
Если смертной гордимся гордостью
Так чего ж мы в испуге замерли
Перед ложью и перед подлостью?
А действительно, почему? Наша задача выяснить сегодня: что происходило с властью и обществом в середине 60-х – середине 80-х г? И это не праздный вопрос: истоки быстрого крушения Советского Союза лежат здесь, в этой эпохе. Казалось бы, Хрущев своей деятельностью способствовал слому сталинщины, открылся путь к демократизации страны.
ОПРОС
1 вопрос. Давайте вспомним особенности общественно-политического развития СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. Почему этот период называют «золотым веком» номенклатуры?
ОТВЕТЫ
2 вопрос. На основании каких фактов можно сделать вывод о ресталинизации советского общества при Брежневе?
Я: ИТОГ. Вторая половина 60-х прошла в условиях постепенного угасания реформаторских устремлений при утверждении консервативно-охранительной линии во всех сферах жизни общества. Нас интересует содержание отношений между властью и обществом. Прежде всего – как теоретически обосновывался консервативный внутриполитический курс. Постарайтесь сформулировать эти теоретические обоснования из моего рассказа.
С середины 60-х до середины 80-х в стране наблюдалась относительная стабильность. Она основывалась на стабильности партийной номенклатуры, обеспечившей себе практически несменяемость. Компартия, постоянно наращивающая свою численность, достигла к середине 80-х около 20 млн человек. Большинство мало-мальски значимых должностей могли быть заняты лишь членами партии. Это и были - годы застоя. Они породили свою идеологию. Уже во второй половине 60-х стало ясно, что цели, поставленные Программой КПСС, принятой на XXII съезде, в намеченные сроки реализовать не удастся. Новому руководству требовалась идейно-теоретическая, пропагандистская основа для своей деятельности. Начинается смещение акцентов с пропаганды идей коммунистического строительства на пропаганду уже достигнутой ступени развития. В 1967 г. Л.И.Брежнев заявил, что главным итогом пройденного советским народом исторического пути является построение развитого социалистического общества. Концепция развитого социализма создавала для брежневских теоретиков ряд важных преимущества:
- не ставился под сомнение сделанный И.В.Сталиным в 1936 г. вывод о построении в СССР основ социализма;
- не снимая формально лозунга Программы партии, позволяла отодвинуть коммунистическую перспективу на неопределенное будущее.
В основе новой концепции лежала идея полной, хотя и относительной однородности советского общества; отсутствие внутри него каких-либо реальных противоречий, а, соответственно, предполагалось и бесконфликтное его развитие. Это, в свою очередь, вело к формированию у руководства КПСС благодушног7о и самоуспокоенного восприятия окружающей действительности. Концепция развитого социализма опиралась на реальный факт создания индустриального общества в СССР, который и был объявлен построением развитого социализма.
Правда, пропаганда развитого социализма не могла ответить на вопросы о нехватке продуктов, товаров ширпотреба, о растущих негативных тенденциях : алкоголизме, апатии, карьеризме. Но такая цель и не ставилась. Требовалось оправдать все существующее в реальности, показать это как наивысшее достижение человеческой цивилизации, а все негативные, кризисные явления свести к «отдельным недостаткам».
Квинтэссенцией теоретических установок брежневской администрации стала принятая в 1977 г. новая Конституция СССР – «Конституция развитого социализма». В ее 6 статье закреплялось монопольное положение КПСС, которая определялась как руководящая и направляющая сила советского общества, как ядро его политической системы. Такой стать не было даже в сталинской , 1936 г. Конституции.
После смерти Брежнева в 1982 (ноябрь) во главе партии и государства встал Ю.В.Андропов, бывший в течении многих лет руководителем КГБ. В одном из своих первых выступлений на посту Генерального секретаря он признал наличие многих нерешенных проблем, а также то, «что одними лозунгами дело не сдвинешь». Признавая необходимость перемен, Андропов видел пути их осуществления, не сходя в целом с консервативно – коммунистических позиций. Андропов считал, что необходимо решительно взяться за наведение порядка и дисциплины на производстве. Развернулась деятельность по восстановлению законности и правопорядка в стране. Начались многие процессы о коррупции в высших эшелонах власти. Разрабатывались планы экономических и политических преобразований в свете выдвинутой Андроповым идеи «совершенствования развитого социализма». Период совершенствования развитого социализма виделся Ю.В.Андропову достаточно долгим.
Самому Андропову времени не отпустила. Он скончался в феврале 1984, а его преемник, друг Брежнева, престарелый и больной К.У.Черненко не успел заняться теорией социализма, но его практические шаги не оставляли сомнений, куда пойдет страна, проживи он дольше. Черненко восстановил в партии Молотова, н6а совести которого были тысячи жизней репрессированных людей. На это не решился даже Брежнев.
10 марта 1984 г. он умер и, с избранием М.С.Горбачева на пост Генерального секретаря, система получила последний шанс. Но это уже другое время и другая история. Нас же интересует эпоха 60-х – 80-х гг.
ВОПРОС - Как же обосновывался теоретически консервативный внутриполитический курс?
- концепция развитого социализма;
- новая Конституция, закрепившая монопольное положение КПСС;
- концепция совершенствования развитого социализма, период которого будет достаточно долгим;
ВЫВОД: Как видите, правящая элита, опасаясь за собственное положение, ревностно оберегала идеологические догмы.
А как общество реагировало на консервацию режима? Культура– лучший индикатор отношений в обществе.
Во времена, которые мы сейчас деликатно именуем застойными, в одном из московских театров вдруг отпели Чацкого и возвеличили Молчалина. И рецензент нашелся, который принялся растолковывать нам, что крикуны свое откричали, а положиться можно лишь на благоразумного Молчалина. А.Галич сочинил свой «Старательский вальсок».
… Промолчи – попадешь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи.
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не «против» конечно, а «за»
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолода!
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание – золото!
Промолчи –попадешь в первачи.
Промолчи, промолчи, промолчи.
А потом, когда стали вы первыми,
Вас заела речей маета.
Но под всеми словесными перлами –
Проступала пятном – немота.
Пусть другие кричат от отчаяния,
От обиды, от боли, от голода,
Вы то знали – доходней молчание
Потому что молчание золото.
Этот эпизод - осколочек того зеркала, которое мы называем культурой, это отражение противоборства двух жизненных позиций. Факты, которыми мы располагаем, свидетельствуют о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре: «официально - охранительной», выполнявшей специальный заказ властей и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.
ВОПРОС: Постараемся определить содержание этих направлений Проблемы группам:
! группа: Как в отечественной культуре проявилось демократическое направление?
2 группа: Основные направления официально- охранительного курса.
3 группа Какие формы сопротивления режиму складываются в этот период?
Устно, 5 минут
I.
1.Реабилитация в художественной прозе - Сталина
2.Расцвет производственной тематики
3.Практика госзаказов на постановку фильмов.
4.Усиление идеологического контроля над средствами массовой информации.
5.Возрастание цензурного пресса.
6.Вновь – ждановские оценки отдельных произведений и их авторов.
7.Опустился «железный занавес», отделивший советских людей от зарубежной культуры.
8.Преследование за инакомыслие: изгнание с работы, невозможность творчества, выдворение за границу.
II
1.Появление целой плеяды творческой интеллигенции, имевшей собственное суждение, оценки, сомнения и выступившие с ними публично.
2.Развитие деревенской прозы, повествующей о судьбах российской деревни.
3.Проблемы нравственности.
4.Поски смысла жизни и роль интеллигенции в ней.
5. «Магнитофонная революция».
III.
Возникновение диссидентского движения, куда входили национально – освободительные, религиозные, правозащитные организации и движения.
- 1969 г. открытая общественная ассоциация Инициативная группа защиты прав человека.
- 1976 г. группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР.
- впервые инакомыслие коснулось армии
1969 – подпольный Союз борьбы за демократические права.
1975 – восстание на корабле «Сторожевой»под руководством капитана 3 ранга Саблина.
Прежде, чем мы подведем итог урока, рассмотрим один документ
с.230, Плоткин «Материалы», Солженицын «Жить не по лжи»
Вопрос – Почему писатель обратился к обществу именно с таким призывом?
ВЫВОД : Бесперебойно, соответственно замыслам ее творцов, функционировала политическая система в благоприятном застойном режиме, но уже начинает ощущаться прерывистость ее ритма. В отличие от политической сферы, застой, как червоточина, разъедал то позитивное в общественном и индивидуальном сознании, что еще существовало. Росли лицемерие, бездушность, апатия, стремительно падало доверие к власти. Диссидентское движение отражало резко обострившиеся противоречия в духовной сфере и попытки властей включить машину репрессий успеха не приносили. Духовный кризис общества, а вместе с ним ощущение необходимости перемен продолжали углубляться.
Углубление противоречий между властью и обществом в конечном счете, привело к неизбежному краху системы.
Домашнее задание: параграф 47, вопрос 1 – 3 устно.
Повторить параграф 44.