Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий
Цели:
Образовательная:
- Повторение средних и кислых солей на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимосвязи и переходов друг в друга. Качественная реакция на карбонат - ион.
Развивающая:
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся,
- формирование исследовательских навыков
Воспитательная:
- формирование валеологической грамотности учащихся.
Применяемые технологии: технология развития критического мышления, технология разноуровневого обучения
Методы обучения:
- проблемный,
- исследовательский.
Организационные формы:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая
Оборудование:
- наборы реактивов для проведения опытов,
- компьютерная презентация <Приложение1>,
- карточки разного цвета с заданиями для самостоятельной работы.
Ход урока
Приветствие: Я рада встрече с вами, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем, чтобы наша встреча прошла плодотворно.
1. Стадия " вызов" ( мотивация, актуализация знаний, целеполагание ).
У доски ученица выполняет индивидуальное задание:
Запишите уравнения реакций переходов:
CO -> CO2 -> H2CO3 -> CO2
Демонстрация:
- Открывание бутылки с газированной водой, определение среды раствора.
- Какие соединения есть у углерода?
Кластер: Рисунок1
- Что уже изучено?
- Что предстоит изучить? Тема (Слайд 1-приложение1)
- Зачем нам это нужно?
(Ответы детей)
Кстати, зеленый цвет идеален для работы, он расслабляет и сосредотачивает одновременно.
Что мы должны узнать? Что должны уметь?
- Состав солей, названия - Распознавать опытным путем эти соли
- Свойства солей
- Практическое значение карбонатов
Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
2. Стадия осмысления (получение новой информации)
Для того чтобы приобрести ЗУН я предлагаю вам выполнить несколько заданий: (слайд 2- приложение1)
- Заполнение таблицы
- Мини-исследование
- Задание практической направленности
Предлагаю просмотреть первое задание. Оно вам дано на листочках желтого цвета, обратите внимание на экран.
Текст на слайде: (слайд 3- приложение1)
"Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, это цвет спелых овощей и фруктов, несет в себе позитивное начало, он помогает сконцентрировать внимание, стимулирует нервную систему, способствует улучшению памяти, повышает аппетит"
- Лечение цветом называется хромотерапией или цветотерапией и широко применяется на практике представителями нетрадиционной медицины.
Таблица 1. Практическое значение природных карбонатов
Формула | Химическое название | Техническое название | Области применения |
Na2CO3 | |||
NaHCO3 | Гидрокарбонат натрия | ||
K2CO3 | |||
CaCO3 | |||
Практическое значение природных карбонатов
Формула | Химическое название | Техническое название | Области применения |
Карбонат натрия | |||
Гидрокарбонат натрия | |||
Карбонат калия | |||
Карбонат кальция | |||
Гидрокарбонат аммония |
Какие вопросы возникли при выполнении задания?
Проверьте правильность выполнения по информации со слайда (слайды 4-5- приложение1)
Что узнали при выполнении данного задания? (сверяем с ЗУН)
Мотивация:
В романе Г.Р. Хаггарда "Клеопатра" описан такой эпизод:
: она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин : и : опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина растворяется в крепком уксусе. Вот от него не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли".
Какая реакция прошла? К какому заданию мы переходим?
Ребята объединяются в группы (групповая дифференциация) и выполняют лабораторные опыты, выбирая задания по степени трудности.
Задание дается на листочках синего цвета, на слайде информация: (сл.6- приложение1)
"Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни. Это универсальный цвет для тех, кто хочет сбросить вес - как никакой другой цвет, синий снижает аппетит".
Учитель: при выполнении опытов спокойствие и ум помогут правильно и без вреда для здоровья, т.е. соблюдая технику безопасности, сделать эту работу, что не нужно забывать при выполнении опытов? (Техника безопасности)
Инструктивная карта 1
Мини-исследование
Задание: Проведите реакцию взаимодействия мела и карбоната натрия с соляной кислотой
(поместите немного мела и раствора карбоната натрия в пробирки и налейте 1- 2 мл соляной кислоты)
Тема: Качественная реакция на карбонаты
Цель:
Гипотеза:
Результаты исследования
Что делаю? | Что наблюдаю? Уравнение реакции |
Вывод: На основе выполненных опытов :
Инструктивная карта 2
Мини-исследование
Задание: В трех пробирках даны кристаллические вещества: карбонат калия, хлорид калия и сульфат калия. Определите, где находится карбонат.
Тема: Распознавание карбонатов.
Цель:
Гипотеза:
Результаты исследования
Что делаю? | Что наблюдаю? Уравнение реакции |
Вывод:
Инструктивная карта 3
Мини-исследование
Задание: Проверьте какой из предложенных 2 минералов является карбонатом? Является ли накипь карбонатом?
Тема:
Цель:
Гипотеза:
Результаты исследования
Что делаю? | Что наблюдаю? Уравнение реакции |
Вывод:
Какой вывод можем сделать по проведенным исследованиям?
Обращение к ЗУН, что добавили?
3. Задание практической направленности.
Посмотрите на слайдах (слайд 7- приложение1) какие чудеса создает природа.
Зачем мы о них говорим? Ваши предположения?
Такие чудесные пещеры образуются там. Где есть известковые отложения, в основе реакция, уравнение которой:
CaCO3 + H2O + CO2 = Ca(HCO3)2
нерастворим растворим
Демонстрация: пропускание CO2 через известковую воду через помутнение до прозрачного и помутнение при нагревании.
Мотивация:
Для чего каждый из нас обязательно должен изучать химию?( к ЗУН)
Чтобы использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Представляют какие - то карбонаты опасность для нас в быту?
Какими знаниями о карбонатах мы можем воспользоваться в жизни?
На слайде: Оранжевый цвет согревает, действует омолаживающе. Энергия оранжевого пробуждает инициативность, предприимчивость, избавляет от разочарования и благотворно действует на почки.
Задания группам на листочках оранжевого цвета:
Задание 1 (юношам)
- Как можно устранить временную жесткость воды в бытовых условиях, почему нужно её устранять? Каким веществом можно удалить накипь и почему?
Задание 2 (девушкам)
- Зачем соду добавляем при приготовлении теста для тортов, печенья и других изделий? Обязательно её "гасить" кислотой?
Задание 3 (будущим медикам)
Задание 4 (садоводам- огородникам)
- В какие почвы для известкования можно вносить доломитную муку (CaCO3 и MgCO3) и почему?
Обсуждение результатов работы.
Д.З. Параграф 30 (учебник "Химия-9", автор О.С.Габриелян)
- Проверить есть ли в составе предметов бытовой химии карбонаты и какие?
- Сочинение или сказку "Карбонаты в моей жизни" или "Карбонаты в природе
3. Стадия размышления и рефлексии.
А сейчас сядьте поудобнее, можно закрыть глаза, расслабьтесь и обдумайте все, что происходило на уроке, выполните рефлексивный тест (слайд 8 - приложение1):
1. Я узнал (а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.
5. На уроке я поработал (а) добросовестно.
Поднимите руки те, кто поставил пять плюсов, у кого получилось четыре, у кого три?
Итог урока. Я думаю это мне ваша оценка. Благодарю вас за урок. Сдайте тетради, чтобы я тоже могла оценить вашу работу на уроке.