Урок химии в 9-м классе по теме "Карбонаты - соли угольной кислоты"

Разделы: Химия


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Цели:

Образовательная:

  • Повторение средних и кислых солей на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимосвязи и переходов друг в друга. Качественная реакция на карбонат - ион.

Развивающая:

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся,
  • формирование исследовательских навыков

Воспитательная:

  • формирование валеологической грамотности учащихся.

Применяемые технологии: технология развития критического мышления, технология разноуровневого обучения

Методы обучения:

  • проблемный,
  • исследовательский.

Организационные формы:

  • фронтальная,
  • индивидуальная,
  • групповая

Оборудование:

  • наборы реактивов для проведения опытов,
  • компьютерная презентация <Приложение1>,
  • карточки разного цвета с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока

Приветствие: Я рада встрече с вами, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем, чтобы наша встреча прошла плодотворно.

1. Стадия " вызов" ( мотивация, актуализация знаний, целеполагание ).

У доски ученица выполняет индивидуальное задание:

Запишите уравнения реакций переходов:

CO -> CO2 -> H2CO3 -> CO2

Демонстрация:

  • Открывание бутылки с газированной водой, определение среды раствора.
  • Какие соединения есть у углерода?

Кластер: Рисунок1

- Что уже изучено?

- Что предстоит изучить? Тема (Слайд 1-приложение1)

- Зачем нам это нужно?

(Ответы детей)

Кстати, зеленый цвет идеален для работы, он расслабляет и сосредотачивает одновременно.

Что мы должны узнать? Что должны уметь?

- Состав солей, названия - Распознавать опытным путем эти соли

- Свойства солей

- Практическое значение карбонатов

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

2. Стадия осмысления (получение новой информации)

Для того чтобы приобрести ЗУН я предлагаю вам выполнить несколько заданий: (слайд 2- приложение1)

- Заполнение таблицы

- Мини-исследование

- Задание практической направленности

Предлагаю просмотреть первое задание. Оно вам дано на листочках желтого цвета, обратите внимание на экран.

Текст на слайде: (слайд 3- приложение1)

"Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, это цвет спелых овощей и фруктов, несет в себе позитивное начало, он помогает сконцентрировать внимание, стимулирует нервную систему, способствует улучшению памяти, повышает аппетит"

- Лечение цветом называется хромотерапией или цветотерапией и широко применяется на практике представителями нетрадиционной медицины.

Таблица 1. Практическое значение природных карбонатов

Формула Химическое название Техническое название Области применения
Na2CO3      
NaHCO3 Гидрокарбонат натрия    
K2CO3      
CaCO3      
   
   

 Практическое значение природных карбонатов

Формула Химическое название Техническое название Области применения
  Карбонат натрия    
  Гидрокарбонат натрия    
  Карбонат калия    
  Карбонат кальция    
   
   
  Гидрокарбонат аммония    

Какие вопросы возникли при выполнении задания?

Проверьте правильность выполнения по информации со слайда (слайды 4-5- приложение1)

Что узнали при выполнении данного задания? (сверяем с ЗУН)

Мотивация:

В романе Г.Р. Хаггарда "Клеопатра" описан такой эпизод:

: она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин : и : опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина растворяется в крепком уксусе. Вот от него не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли".

Какая реакция прошла? К какому заданию мы переходим?

Ребята объединяются в группы (групповая дифференциация) и выполняют лабораторные опыты, выбирая задания по степени трудности.

Задание дается на листочках синего цвета, на слайде информация: (сл.6- приложение1)

"Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создает атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни. Это универсальный цвет для тех, кто хочет сбросить вес - как никакой другой цвет, синий снижает аппетит".

Учитель: при выполнении опытов спокойствие и ум помогут правильно и без вреда для здоровья, т.е. соблюдая технику безопасности, сделать эту работу, что не нужно забывать при выполнении опытов? (Техника безопасности)

Инструктивная карта 1

Мини-исследование

Задание: Проведите реакцию взаимодействия мела и карбоната натрия с соляной кислотой

(поместите немного мела и раствора карбоната натрия в пробирки и налейте 1- 2 мл соляной кислоты)

Тема: Качественная реакция на карбонаты

Цель:

Гипотеза:

Результаты исследования

Что делаю? Что наблюдаю? Уравнение реакции
   

Вывод: На основе выполненных опытов :

Инструктивная карта 2

Мини-исследование

Задание: В трех пробирках даны кристаллические вещества: карбонат калия, хлорид калия и сульфат калия. Определите, где находится карбонат.

Тема: Распознавание карбонатов.

Цель:

Гипотеза:

Результаты исследования

Что делаю? Что наблюдаю? Уравнение реакции
   

Вывод:

Инструктивная карта 3

Мини-исследование

Задание: Проверьте какой из предложенных 2 минералов является карбонатом? Является ли накипь карбонатом?

Тема:

Цель:

Гипотеза:

Результаты исследования

Что делаю? Что наблюдаю? Уравнение реакции
   

Вывод:

Какой вывод можем сделать по проведенным исследованиям?

Обращение к ЗУН, что добавили?

3. Задание практической направленности.

Посмотрите на слайдах (слайд 7- приложение1) какие чудеса создает природа.

Зачем мы о них говорим? Ваши предположения?

Такие чудесные пещеры образуются там. Где есть известковые отложения, в основе реакция, уравнение которой:

CaCO3 + H2O + CO2 = Ca(HCO3)2

    нерастворим                        растворим

Демонстрация: пропускание CO2 через известковую воду через помутнение до прозрачного и помутнение при нагревании.

Мотивация:

Для чего каждый из нас обязательно должен изучать химию?( к ЗУН)

Чтобы использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Представляют какие - то карбонаты опасность для нас в быту?

Какими знаниями о карбонатах мы можем воспользоваться в жизни?

(слайд 8- приложение1)

На слайде: Оранжевый цвет согревает, действует омолаживающе. Энергия оранжевого пробуждает инициативность, предприимчивость, избавляет от разочарования и благотворно действует на почки.

Задания группам на листочках оранжевого цвета:

Задание 1 (юношам)

  • Как можно устранить временную жесткость воды в бытовых условиях, почему нужно её устранять? Каким веществом можно удалить накипь и почему?

Задание 2 (девушкам)

  • Зачем соду добавляем при приготовлении теста для тортов, печенья и других изделий? Обязательно её "гасить" кислотой?

Задание 3 (будущим медикам)

  • Почему для устранения изжоги в желудке нужно использовать 3%-ный раствор пищевой соды? Чем можно заменить его?

Задание 4 (садоводам- огородникам)

  • В какие почвы для известкования можно вносить доломитную муку (CaCO3 и MgCO3) и почему?

Обсуждение результатов работы.

Д.З. Параграф 30 (учебник "Химия-9", автор О.С.Габриелян)

  • Проверить есть ли в составе предметов бытовой химии карбонаты и какие?
  • Сочинение или сказку "Карбонаты в моей жизни" или "Карбонаты в природе

3. Стадия размышления и рефлексии.

А сейчас сядьте поудобнее, можно закрыть глаза, расслабьтесь и обдумайте все, что происходило на уроке, выполните рефлексивный тест (слайд 8 - приложение1):

1. Я узнал (а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.

5. На уроке я поработал (а) добросовестно.

Поднимите руки те, кто поставил пять плюсов, у кого получилось четыре, у кого три?

Итог урока. Я думаю это мне ваша оценка. Благодарю вас за урок. Сдайте тетради, чтобы я тоже могла оценить вашу работу на уроке.