Подготовка к уроку:
- Создание слайдов презентации.
- Создание программы решения квадратных уравнений на языке программирования Basic (на предыдущем уроке).
План урока:
- Повторение формул корней квадратного уравнения и основных операторов языка Basic.
- Самостоятельная работа по вариантам.
- Решение уравнений, приводимых к квадратным заменой переменной.
- Решение биквадратных уравнений.
- Решение дробно-рациональных уравнений.
- Решение неравенств.
- Задание на дом.
- Подведение итогов.
Цели урока:
- Образовательная: повторение формул корней квадратных уравнений, повторение решения уравнений и неравенств, приводимых к квадратным, повторение основных операторов языка программирования Basic составление программы для решения биквадратных уравнений.
- Воспитательная: развитие познавательного интереса, развитие внимания, расширение кругозора учащихся.
- Развивающая: развитие коммуникативных, информационных компетенций, развитие памяти, преодоление трудностей, умение работать в команде, повышение интереса к математике и информатике.
Ход урока
Учитель информатики: Здравствуйте, позвольте как хозяйке кабинета приветствовать Вас здесь. Урок у нас сегодня необычный: мы будем заниматься математикой, а её инструментов будет служить информатика.
Учитель математики: Целями сегодняшнего урока будут: повторение формул корней квадратного уравнения, повторение решения уравнений и неравенств, приводимых к квадратным, то есть подготовка к экзамену.
Учитель информатики: цель нашей части урока – повторить основные операторы языка программирования Basic и написание программы для решения биквадратных уравнений. Итак, начнем! (Приложение).
Учитель математики: Необходимо выйти к доске и написать общий вид квадратного уравнения. Что нужно найти, чтобы определить количество корней у уравнения? Правильно, дискриминант. Слово «Дискриминант» переводится как «различитель». Если дискриминант больше нуля, то уравнение имеет два корня, если равен нулю, то один корень, и если дискриминант меньше нуля, то уравнение не имеет корней.
Учитель информатики: А теперь давайте перечислим основные операторы языка программирования Basic: Print – вывод, Input – ввод с клавиатуры, Cls – очистка экрана, Let – оператор присвоения, If Then – оператор условия. Молодцы! А сейчас, чтобы вы ещё раз хорошенько для себя уяснили все формулы и операторы, проведем самостоятельную работу. Для этого поделимся на математиков и информатиков. Каждый выполняет свой вариант, после выполнения задания вы меняетесь листочками и проверяете друг у друга, выставляя оценки, математики проверяют у информатиков и наоборот.
На эту работу отводится 7 минут.
Самостоятельная работа для математиков:
Решить уравнения.
- 2х2 + 3х – 14 = 0
- 2х2 – х – 3 = 0
Самостоятельная работа для информатиков:
Вставить пропущенные слова.
- Оператор … очищает экран.
- Блок действия в схеме алгоритма обозначается …
- Оператор … позволяет ввести данные с клавиатуры.
- Для того, чтобы напечатать результат работы программы на экране, нужно воспользоваться оператором …
- Чтобы вычислить квадратный корень на языке Basic, нужен оператор …
Учитель информатики: Итак, переходим к основной части нашего урока. Для решения квадратных уравнений необходимо знать несколько формул. А что нужно сделать для того, чтобы эти уравнения решать с помощью ЭВМ?
- Составить алгоритм решения и написать программу.
- Правильно! Составим алгоритм решения квадратного уравнения на доске (один ученик идет к доске, остальные работают в тетрадях).
А теперь по этому алгоритму составим программу на языке программирования Basic: (один ученик к доске, остальные работают за компьютерами).
10 Csl
20 Input a,b,c
30 D= b^2 – 4*a*c
40 If D>=0 then goto 50 else goto 90
50 X1 = (-b+sqr(D))/(2*a)
60 X2 = (-b-sqr(D))/(2*a)
70 Print «X1=»; X1
80 Print «X2=»;X2
85 GOTO 100
90 Print «корней нет»
100 End
Учитель математики: Давайте попробуем решить квадратное уравнение с помощью ЭВМ.
100х² -160 +63 = 0
Вводим коэффициенты: 100, -160, 63
Получаем ответ: х1=0,9 х1 = 0,7
Таким образом, имея программу можно решать любые квадратные уравнения. Но оказывается не только их.
Попробуем решить уравнение методом замены переменной (приложение).
1) (х+2)² – 2(х+2) – 3= 0
х + 2 = t
t² – 2t – 3 =0
С помощью нашей программы получаем корни этого уравнения:
t1 = 3 |
|
|
|
t2 = - 1 |
х +2 = 3 |
|
|
|
х + 2 = - 1 |
х = 1 |
|
|
|
х = - 3 |
Ответ: х1 = 1, х2 = -3
2) (х² – 5х +4)(х² – 5х +6) = 120
х² – 5х = у
(у + 4)(у + 6) = 120
у² + 10у – 96 = 0
у1 = -16 |
|
|
|
у2 = 6 |
х² – 5х = -16 |
|
|
|
х² – 5х = 6 |
корней нет |
|
|
|
х1 = -1, х2 = 6 |
Ответ: х1 = -1, х2 = 6
Учитель информатики: Скажите, пожалуйста, эта программа подходит для решения биквадратного уравнения?
Подходит, но она не вычисляет окончательные корни такого уравнения.
Давайте переделаем программу.
(Один ученик у доски, остальные на местах).
10 Csl
20 Input a,b,c
30 D= b^2 – 4*a*c
40 If D>=0 then goto 50 else goto 90
50 t1 = (-b+sqr(D))/(2*a)
60 t2 = (-b-sqr(D))/(2*a)
70 If t1 >= 0 then 72 else goto 90
72 x1 = sqr (t1)
73 x2 = - sqr(t1)
74 If t2 >= 0 then 74 else goto 90
75 x3 = sqr (t2)
76 x4 = - sqr(t2)
77 Print x1,x2,x3,x4
78 goto 100
85 GOTO 100
90 Print «корней нет»
100 End
Учитель информатики: Давайте посмотрим насколько быстро решаются биквадратные уравнения с помощью ЭВМ.
1) х4 – 17х² + 4 = 0
х² = t
t² – 17t +4 = 0
Ответ: x1 = 2, x2 = - 2, x3 = 0,5, x4 = - 0,5
2) 4х4 – 5х² + 1 = 0
Ответ: х1 = 1, х2 = - 1, х3 = 0,5, х4 = - 0,5
Физкультминутка.
Учитель математики: А теперь возвращаемся к нашей первоначальной программе и с её помощью будем решать дробно-рациональные уравнения.
1) (2х² – 3х – 14)/(х +2) = 0
х1 = 3,5 € ОДЗ
х2 = -2 не € ОДЗ
Ответ: х = 3,5
2) (2х² – 5х – 7)/(х +1) = 0
х1 = 3,5 € ОДЗ
х2 = -1 не € ОДЗ
Ответ: х = 3,5
Учитель математики: Следующее задание: определить область допустимых значений.
у = √ 5х² – 6х + 1
5х² – 6х + 1 ≥ 0
х1 = 1
х2 = 0,2
С помощью числовой прямой определяем, что х € (-∞; 0,2] U [1;+∞).
Учитель математики: Теперь попробуем решить квадратное неравенство 2х² + 15х < 8 и найти все решения, принадлежащие промежутку [-1; 2].
2х² + 15х < 8
2х² + 15х – 8 = 0
х1 = 0,5 х2 = -8
Ответ: х € [-1;0,5)
Учитель информатики: посмотрите на ваше домашнее задание (приложение). Мы задали вам задание и по математике и по информатике, выполняете на те дни, когда у нас следующие уроки. Задание по математике со звездочкой для более сильных учеников.
Домашнее задание по математике:
- Решить уравнения:
а) (х2 – х)2 – 14(х2 – х) + 24 = 0
б) (х2 + 4х)(х2 + 4х – 17) + 60 = 0
* в) х6 – 5х5 + 6х4 – х2 + 5х – 6 = 0 - Решить неравенство:
а) 3х2 – 14х + 15 ≥ 0
б) х2 – 10х + 21 < 0
Домашнее задание по информатике: Повторить основные операторы языка Basic и условные обозначения блок-схем алгоритма.
Учитель информатики: А сейчас подведём итоги урока. Тех целей, что мы ставили на начало урока, мы достигли. Мы с вами повторили решение квадратных уравнений и неравенств, повторили основные операторы языка программирования Basic и создали программу, которая будет помогать нам при решении квадратных уравнений и неравенств. Спасибо за урок!