Тема урока: Когда изобрели велосипед?
Цель урока:
- Знакомство обучающихся с историей развития и разнообразием современных моделей велосипеда;
- Уточнение знаний об устройстве велосипеда;
- Закрепление знаний безопасной езды на велосипеде.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- клей;
- конверты с деталями для работы;
- цветные карандаши.
ХОД УРОКА
Урок проводится с применением презентации. (Приложение)
I. Организационный момент
Все ли на месте,
Всё ли в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
(Cлайд 1)
II. Проверка изученного материала
(Cлайд 2)
- Подумайте и скажите, что это за животные?
- Когда жили динозавры?
- Чем они питались?
- Как передвигались динозавры?
- Как учёным удалось узнать о существовании этих животных?
- Почему они вымерли?
III. Работа над новой темой
Мудрая Черепаха приготовила для вас загадку. Отгадайте ее. (Cлайд 3)
У него два колеса,
И седло на раме,
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами.
- Правильно, это велосипед. Муравьишка видит его первый раз. “Наверное, его изобрели недавно” - подумал Муравьишка. (Cлайд 4)
- Ребята, а как думаете вы, когда изобрели велосипед?
Сегодня мы должны найти ответ на вопрос “Когда изобрели велосипед?”
Вы познакомитесь с историей развития и разнообразием моделей велосипеда, уточните знания об его устройстве, узнаете о правилах безопасной езды на этом виде транспорта.
1. Рассказ учителя
- Знаете ли вы, кто первым изобрел велосипед? (Cлайд 5)
Оказывается двести лет назад, а точнее 206 лет назад, жил в уральском селе Верхотурье кузнец Ефим Михеевич Артамонов. Он был большим выдумщиком и однажды придумал машину – самокат, у которого было 2 деревянных колеса и руль.
Хозяин завода, на котором работал кузнец, послал изобретателя с подарком в Москву к царю. Артамонов проехал две тысячи верст и через несколько месяцев доехал до Москвы.
Царю подарок понравился, он щедро наградил кузнеца за выдумку. Вскоре об изобретении кузнеца Артамонова забыли.
Вторым изобретателем был немецкий офицер Карл Фридрих Дрез. Он оснастил двухколесный самокат управляемым передним колесом. (Cлайд 6 )
А эта модель появилась 170 лет назад. Филлип Фишер построил экипаж с двухметровым передним колесом, снабженным педалями, и маленьким задним. Такой велосипед в народе прозвали “костотряс”. Он развивал скорость – 11 км/ч. (Cлайд 7)
Еще через несколько лет (25 лет) появился экипаж с педалями на переднем колесе и тормозом на заднем.
Разработал и создал такую модель велосипеда француз, каретных дел мастер – Пьер Мишо. Проживал он в Париже. Сначала было построено 2 велосипеда, а потом построено и продано – 142 машины. (Cлайд 8)
Стремясь еще больше увеличить быстроходность велосипеда, конструкторы придумали легкие металлические колеса с тонкими стальными спицами. Эту машину англичане-конструкторы назвали “пауком”. За быстроходность и множество тонких легких спиц. (Cлайд 9)
Толпа людей-зевак с любопытством рассматривала эту модель велосипедов. (Cлайды 10 ,11)
А потом начался самый настоящий бум велосипедов.
Первый велосипед для женщин был изобретен 137 лет назад, а более 150 лет назад Лоусон изобрел дамский велосипед со скошенной рамой (безопасный). (Слайд 12)
Тандем был изобретён для совместных прогулок. Езда на велосипеде стала особенно популярна. (Слайд 13)
2. Из каких частей состоит велосипед?
(Ответы детей: колеса, шина, обод, крылья, над колесами (пыльники), рама, руль, педали, седло.)
Учащиеся называют, а учитель показывает эти части. (Слайд 14)
3. Практическая работа. Работа в тетради
В конвертах лежат части велосипеда.
- Игра “Собери велосипед”.
- Ребята, вам нужно наклеить части велосипеда.
- Какие части приклеили?
(Ответы детей.)
4. Разнообразие велосипедов
В 20 веке велосипеды делят по различным признакам:
- По возрасту потребителей. (Слайд 15)
- По числу колес (одно-, двух-, трех-, четырехколесные)
- По предназначению (мужские и дамские, дорожные, складные, спортивные). (Слайд 16)
В 1900-х годах особой популярностью пользуется модель горного велосипеда. Такой велосипед легко преодолевал любую неровную территорию.
Современная гоночная модель. Прочность и лёгкость гоночного велосипеда достигается использованием комбинации металлов типа титан и колёсных дисков из углеродистого волокна.
5. Необычные велосипеды
- Чем необычны эти велосипеды? (Ответы детей)
(Слайд 17)
6. Работа в учебнике (стр. 83)
- Пронумеруйте модели велосипедов.
7. Безопасная езда
Для велосипедистов, так же, как и для водителей машин, есть правила безопасной езды. (Слайд 18)
- Кто знает, с какого возраста разрешается кататься на велосипеде по улицам и дорогам? (С 14 лет)
- А где можно кататься? (Во дворе, парке, стадионе)
Даже существуют дорожные знаки для велосипедистов. (Слайд 19)
- А вы знаете эти знаки? (“Велосипедная дорожка” (синий цвет), “Движение на велосипеде запрещено” (красный цвет))
IV. Итог урока
- Когда же изобрели велосипед?
- Пожалуйста, поднимите руки те, кому из вас показалось, что урок длился дольше, чем обычно?
- А кто почувствовал, что урок прошел быстрее, чем обычно?
- А у кого за время урока снизилось настроение?
- А у кого повысилось?
- Кто из вас устал на этом уроке?
- А кто чувствует, что у него прибавилось сил?
- Спасибо за работу. Молодцы! (Слайд 20)