Цель: На примере химических свойств метанола и этанола показать физиологическое действие спиртов на организм человека. Создание ситуации необходимости социальнополезного выбора ЗОЖ.
Педагогические задачи: творческая целенаправленность педагогического процесса; развитие мотивации к познавательной деятельности; согласование педагогического процесса с психологическими и возрастными особенностями учащихся.
Изучаемые вопросы: Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование эфиров, окисление в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этанола и глицерина на основе их свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Учащийся должен уметь: Характеризовать строение и химические свойства спиртов, объяснять зависимость свойств спиртов от строения и состава, выполнять химический эксперимент по распознаванию многоатомных спиртов.
Ход урока
I. Организационный момент
Объявление цели и плана работы на урок, раздача дежурным учеником материалов.
II. Проверка домашнего задания:
1. Фронтальный опрос - разминка.
- Назвать функциональную группу.
- Общие формулы спиртов.
- Виды изомерии.
- Межклассовые изомеры спиртов.
- Какие атомы связывает водородная связь?
- Каким суффиксом указывают принадлежность к данному классу соединений?
- Назовите класс алкоголятов.
- Перечислите макроэлементы.
- На каком уровне организации начинаются различия между живой и неживой природой?
- Назовите класс вещества, характерных для состава живых организмов.
- Перечислите органические вещества.
- Рациональное название этанола …
- Название пропилового спирта по номенклатуре ИЮПАК …
- Тривиальное название этанола …
- Ядовитый двухатомный спирт.
- Сладкий трехатомный спирт.
2. Демонстрация и озвучивание домашнего творческого мини-проекта: «Изобразить из подручных материалов модели: этана, этена, этина, этанола. Определите цель и задачи по реализации проекта, защитите».
3. Опыт. Даны 3 флакона со следующими веществами: водой, этанолом, глицерином. Определить при помощи органолептической оценки местонахождение каждого вещества, промаркировать пробирки.
4. Творческое задание. «Найти из имеющихся источников и выписать основные химические свойства одноатомных спиртов и продукты реакции».
5. Тестирование: работа № 32. А. Строение, изомерия и номенклатура спиртов (приложение 1). Выполняют все учащиеся.
Физкультминутка.
III. Объяснение новой темы
1. Демонстрация опытов (приложение 2):
а) Качественная реакция на многоатомные спирты с записью уравнений реакции.
б) Горение C2H5OH с акцентированием внимания на свойства «ЛВЖ».
в) Окисление первичных спиртов до карбонильных соединений.
2. Беседа о физиологическом действии спиртов, сущности процесса алкогольного опьянения, алкоголизме, его последствиях и предупреждении (приложение 3).
3. Демонстрация диска «органическая химия» с комментариями (приложение 4).
IV. Закрепление нового материала
1. Выполнение упражнения № 13а по учебнику на странице 74. Работа над схемой № 7 стр. 186 (приложение 5).
2. Решение задачи № 14 стр. 74 (приложение 6).
3. Запись домашнего задания с комментариями по алгоритму решения:
а) обязательного: параграф № 9, упр. № 13б, № 14 (дорешать);
б) творческого: изготовление моделей многоатомных спиртов;
в) исследовательского: мини-проект или презентация на тему «Использование спиртов», «ЗОЖ и алкоголь».
4. Заполнение рефлексивных карточек (приложение 7).