Главная отличительная особенность всех человедческих технологий, к которым относятся и здоровьесберегающие образовательные технологии: высокая зависимость успешности их реализации от уровня профессиональной подготовки непосредственных исполнителей. Именно педагоги – реальные проводники всех новых идей, замыслов, инноваций, внедряемых в любом образовательном учреждении.
На протяжении уже нескольких лет наше образовательное учреждение работает по проблеме содействия здоровью детей. Это не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива на длительный период.
Настоящий этап предполагает активное включение в работу по содействию здоровью не только специалистов, формирующих здоровье ребёнка (врача, медицинской сестры, инструкторов по физической культуре, плаванию), но и практически всех педагогов и воспитателей, работающих с детьми и их родителями. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что педагог может сделать для здоровья ребёнка не меньше, чем врач. Это не значит, что воспитатель должен выполнять (подменять) функции медицинского работника. Просто необходимо работать так, чтобы в процессе обучения и воспитания максимально содействовать сохранению здоровья ребёнка. С данной точки зрения умение педагога строить образовательный процесс с учётом здоровьесберегающей доминанты, знание факторов формирующих здоровье детей и мер по его обеспечению на занятии, являются весьма существенными.
Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объёму образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности, частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий, у воспитанников старших и подготовительных групп, составляет примерно 40%. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведёт к ухудшению здоровья ребёнка. Для обеспечения условий успешного обучения дошкольников и одновременно сохранения их здоровья, все педагоги должны иметь необходимый уровень профессиональной грамотности в вопросах здоровьесбережения.
Мы провели специальное изучение исходного уровня знаний педагогов основ здоровьесберегающей педагогики и умений использовать её принципы, средства, методы и приёмы на занятии. Для этого были запланированы:
- собеседования с педагогами;
- ознакомление с конспектами занятий, разработанными воспитателями;
- аспектный анализ посещённых занятий.
Результаты изучения и сделанные выводы стали резервом для планирования оптимальной деятельности, направленной на решение конкретных проблем, связанных с внедрением здоровьесберегающих образовательных технологий.
С целью повышения научно-практической компетентности педагогов по проблеме внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий
нами, совместно с отделом охраны здоровья и физического воспитания ОГОУ ДПО (ПК) специалистов «Орловский институт усовершенствования учителей», разработан и в настоящее время успешно реализуется, тематический план занятий годичного семинара для всех категорий педагогических работников нашего образовательного учреждения:
«Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога ДОУ»
Основные задачи:
- формирование у педагогов компетенции в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий;
- обучение педагогов:
а) современным методам и приёмам организации и проведения работы по содействию здоровью ребёнка в процессе обучения (на занятиях);
б) вариативному использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Принципы отбора содержания обучения:
- наукоёмкость;
- практикоориентированность;
- природосообразность;
- значимость.
Среди многообразия форм работы при обучении педагогов мы выделяем как наиболее эффективные следующие:
- лекционные занятия;
- дискуссионно-практические занятия;
- разбор профессиональных ситуаций;
- индивидуальные консультации.
Тематическое планирование
Тема |
Кол-во часов |
|
1. |
Систематика и взаимосвязь здоровьесберегающих образовательных технологий. |
2 |
2. |
Предупреждение патологических нарушений, непосредственносвязанных с учебной деятельностью ребёнка. |
2 |
3. |
Технология разработки конспекта занятия со здоровьесберегающим сопровождением. Практикум (по подгруппам). |
28 |
4. |
Приёмы предупреждения и преодоления утомления детей на занятии: 4.1. Основные закономерности динамики умственной работоспособности в течение занятия (урока). |
222 |
5. |
Специальные здоровьесберегающие приёмы, методы, элементы: 5.1. Профилактика зрительного утомления, заболеваний органа зрения; |
22 |
6. |
Характеристика психических состояний детей на занятиях, негативно влияющих на здоровье: психическое перенапряжение,эмоциональный дистресс, психическое утомление, сильная тревожность.Психогимнастика, как оздоровительный момент на занятии. |
3 |
7. |
Авторские здоровьесберегающие методики и технологии. |
4 |
8. |
Здоровьесберегающие возможности цвета. |
2 |
9. |
Музыкотерапия. |
2 |
10. |
Оздоровительный момент на занятии: современные требования ксодержанию, месту и продолжительности. |
2 |
11. |
Анализ занятия с позиций здоровьесбережения. Методика и практикум (по подгруппам). |
8 |
|
Всего: |
45 |
В настоящее время существует много программ различного направления для дошкольных образовательных учреждений, что само по себе создаёт условия для выбора, творческого подхода и самореализации. Помочь педагогу сориентироваться в многообразии современных инновационных технологий – актуальная методическая задача. «Однако, независимо от выбранного пути, вопросы сохранения и приумножения детского здоровья входят в обязательный комплекс требований, предъявляемых жизнью к деятельности воспитателя». [1]
Список литературы
- Уланова С.А., Башканова Г.Л., Буткина С.Ю. «Пять шагов в детство», Методическое руководство для воспитателей ДОУ. – Сыктывкар, 2004.
- Смирнов Н.К. «Руководство по здоровьесберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования». – М.: АРКТИ, 2008.