Тема урока: «Соседи восточных славян».
Цель: рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами.
Задачи образовательные: с помощью документов и письменных источников сформировать представление у учащихся о соседях славян; сформировать представление о взаимоотношениях и взаимовлиянии этих племен; учить формировать собственный взгляд на исторические события.
Задачи воспитательные: формировать у учащихся научное мировоззрение о народностях, проживавших в VI-IX вв. рядом со славянами; воспитывать нравственные качества уважения к другим народам; формировать навыки и умения работать в коллективе.
Задачи развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес к истории; развивать у учащихся творческие способности; развивать чувство воображения.
План:
1. Проверка домашнего задания.
2. Финноугорские племена.
3. Балтийские народы.
4. Ираноязычные племена, скифы.
5. Тюркский и Аварский каганат.
6. Волжская Булгария и Византия.
Основные понятия: колонизация, городище, каган, ислам.
Оборудование: карта «Расселение восточных славян», карта «Русь в IX-X веках», подборка документов и письменных источников, фотографии.
Проблемный вопрос: Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?
Ход урока
I. Проверка домашнего задания (15 мин)
а) фронтальный опрос:
- С какими племенами мы познакомились на прошлом уроке? (Восточные славяне)
- Кто такие праславяне? (Древние предки славян)
- Когда и где проживали праславяне? (В Центральной и Восточной Европе, 4 тысячи
лет назад)
- К какой языковой группе относились народы Восточной Европы? (Балтославянская
индоевропейская языковая группа)
- Когда и на кого разделились балтославянские племена? (В V веке до н.э. на балтов и
славян)
- Какую территорию занимали славяне? (Среднее течение р.Днепр до р.Одер и от Карпатских гор до р.Припять; от Черного до Балтийского моря)
- На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе? (Западные, южные, восточные; наши предки – восточные славяне)
б) работа с картой
- Покажите на карте территорию заселения славянами в VI-VIII веках н.э. (От оз.Ильмень до Причерноморских степей с севера на юг и от Карпатских гор до Реки Волга с запада на восток)
- Покажите на карте племенные союзы славян поляне – р.Днепр; ильменские словене – оз.Ильмень; древляне, дреговичи; полочане – р.Полота; кривичи, родимичи, вятичи; северяне, волыняне; уличи, тиверцы.
в) занятия славян, религия
В наше время возрождается интерес к жизни наших далеких предков. Посмотрите на фотографии, на которых ваши сверстники пытаются жить по законам предков в летнем молодежном лагере.
Ответьте на вопросы:
- Какие занятия, обычаи славян вы увидели?
- Какие занятия славян не увидели?
- Что указывает на религиозные верования славян?
- Есть ли внешнее сходство этих молодых людей с предками?
г) Расскажите об управлении в славянском племени
Власть принадлежала родовому старейшине. В соседской общине (вервь) власть принадлежала вече, которое избирало старейшин. Военное ополчение собирали в случае военной надобности.
II. Изучение нового материала (20 мин)
Работа ведется по документам, которые раздаются по рядам. Первый ряд получают раздаточный материал (документы № 1,2,3). Второй ряд получает раздаточный материал (№ 4). Третий ряд получает раздаточный материал (документы №5)
Знакомство с соседями славян мы начнем с жителей лесной полосы Восточной Европы, которые обитали на севере и северо-востоке от славян. Вот что об этом говорится в «Повести временных лет» - письменном источнике XII века:
Чтение документа № 1
« … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке- там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами, А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь,меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корь, нарова, ливонцы- эти говорят на своих языках».
Вопросы к документу:
- Назовите народы, перечисленные в документе? (Весь, меря, мурома, черемисы, мордва, чудь, Пермь, ямь (емь)
Учитель: Эти народы проживали на территории от Балтийского моря до Уральских гор.
Работаем с картой «Расселение славян», находим перечисленные народы.
На доску прикрепляем название языковой группы, к которой принадлежали эти народы – Финноугорские племена
Чтение документа № 2
Контакты славян с финноугорскими народами. В скобках указаны даты, когда данное слово впервые появляется в письменных источниках, которые сохранились до наших дней.
Народы |
Слова, заимствованные русским языком |
финны | Мойва (1550 г.), хижи (мелколесье) |
саамы | Морж (1526 г.), тундра (1631 г.) |
карелы | Пурга, нодья (лесной костер) |
коми | Нарта (1526 г.), пимы (валенки) |
(Народы России: энциклопедия, М.,1994,с.125)
Вопросы к документу:
- О каких контактах с финноугорскими племенами мы можем узнать из документов?
- Чем они занимались?
а) Ловили рыбу – мойва, морж – новые виды для славян.
б) Осваивали новые предметы быта – нарты, пимы, нодья – для выживания.
в) Освоение природы – тундра, пурга, хижи – мелколесье.
- Почему эти слова поздно попали в письменные источники? (В основном в летописях содержались церковные сведения, исторические события, а не хозяйственная жизнь)
Чтение документа № 3
Контакты финноугорских народов со славянами.
«Основу экономики вепсов издревле составляло земледелие (с пережитками подсечной системы), главными орудиями которого служили топор (кирвез), соха (адр), борона-суковатка (ягез), зубчатый серп (сирп), цеп для молочения зерна (чеп)». (Народы России: энциклопедия, М., 1994, с.125)
Вопросы к документу:
- Какие сведения мы можем получить из этого документа о занятиях соседей славян? (Основное занятие - земледелие. Соседи славян заимствовали названия орудий труда – «серп», «цеп» - похожее произношение)
- Почему славяне не заимствовали у финноугорских народов слова: «кирвез», «ядр», «ягез»? (У славян уже были вои названия – топор, соха, борона)
Вывод: Жители лесной зоны жили в суровом климате, не получали большие урожаи. Поэтому занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, собирательством, а долгие зимние дни занимались ремеслом. Жили они в полуземлянках. Рядом с поселением строили городище – территория защищенная рвом и земляным валом – сюда в случае опасности сгоняли скот, приносили зерно и имущество. Религия – язычество.
На северо-западе проживали балты (балтийские народы). На доску прикрепляем термин. На карте находим племена: литовцы, латыши (латгалы), пруссы, ятвяги.нарва, ливы, эсты, земгалы.
Читаем документ №4
Контакты славян с балтийскими народами (балты). Балты- это литовцы, латыши. А также ныне существующие пруссы, ятвяги. От балтийских народов к славянам пришли названия:
Русское слово |
Народ |
Литовское слово |
дёготь-темная густая жидкость из древесины | белорусы, поляки, русские, украинцы,словаки | Лит: дегугцас, дегти-«гореть» |
толока – работа общиной за угощение, взаимопомощь |
белорусы, поляки, русские, украинцы |
Лит: тэлкти - «набирать, нанимать» |
янтарь - окаменевшая древесная смола желтого цвета |
белорусы, сербы, русские, украинцы, хорваты | Лит: гинтарас |
баланда – жидкое кушанье (чаще плохое) |
белорусы, русские, украинцы |
Лит: баланда «лебеда» |
кувшин – глиняный сосуд, с ручкой, носиком |
белорусы, русские | Лит: каушинас |
Возможно, от балтийских народов нам достались слова: зубр – самбрис (на ятвяжском), рука – ранка (на литовском), десять – дэшимтас (на литовском), жив – гивас (на литовском), озеро – эжэрас (на литовском).
Вопросы к документам:
- О каких контактах славян с балтами говорят источники?
а) Охота (зубр)
б) Обмен, торговля (дёготь, янтарь), кувшин.
в) Пища (травяные супы на основе лебеды). У славян зерновые супы и каши.
Вывод: Существовали тесные контакты, близкие языки, заимствование слов.
Религия – язычество. ( не Перун, а Перкунас, Перкунь).
Основные занятия – земледелие, охота, ремесло, рыбная ловля.
На юге соседями славян были ираноязычные племена. Прикрепляем на доску термин.
К ним принадлежали скифы. Они занимали территорию Северного Причерноморья и Крымский полуостров.
На карте находим места проживания скифов.
Читаем документ № 5
Геродот о народах Северного Причерноморья
«Восточнее скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут… За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таври (Крымский полуостров), а на восток- до рва, выкопанного потомками слепых рабов (на Керченском полуострове)»
В VII веке до н.э. скифы обитали в Причерноморских степях. В III веке до н.э. образовали рабовладельческое государство на территории современного полуострова Крым. Возможно потомки скифов слились с древнеславянскими племенами и обогатили славянский язык словами: «хорошо», «топор», «собака». Эти слова существовали на ряду со славянскими словами: «добро», «секира», «пёс».
Вопросы к документу:
- Чем занимались скифы? (Скотоводством, земледелием, ремеслом)
Вывод: Происходило мирные контакты, постепенное проникновение и заимствование культур, слов (бог, богатырь, хата, топор, собака).
Общий вывод: Со всеми этими народами славяне мирно жили, происходило взаимное влияние друг на друга, мирного освоения соседних территорий. Такой процесс называется колонизация.
- Как же сложилась судьба у соседних народов? Свои государства создали: Литва, Латвия, Эстония. Национальные образования на территории нашей страны имеет народность мордва. К малым народам России относятся: весь.(после 1918 г. Имеет официальное название – вепсы). Другие народы растворились в славянском населении (меря, мурома).
- Почему большинство народностей растворилось в славянском населении? (Славянские племена были более многочисленными и находились на более высоком уровне развития)
III. Самостоятельная работа с учебником. Читаем стр.16-18 (10 мин)
На карте находим государства: Тюркский каганат, Аварский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византийская империя.
Заполняем таблицу: Государственные образования тюркоязычных народов VI-IX вв.
На доску прикрепить термин.
Государства |
Место расположения, время |
Управление, |
Основные |
Итог |
Тюркский |
от Монголии до |
каган |
кочевники-ско- |
распад |
Аварский |
на территории |
каган, |
кочевники- |
VII в. |
Хазарский |
Нижнее Поволжье,
|
хан язычество, |
кочевники- |
VIII в. брали |
Волжская ханство |
Среднее Поволжье |
хан ислам |
земледелие, скотоводство |
Xв.- зависимость от XII в.подчинили |
Византийская |
Балканский п-ов, |
Император |
земледелие, |
могущественная |
При отсутствии времени в таблицу заносим данные о Тюркском каганате, Аварском каганате, Хазарском каганате. Данные о Волжской Булгарии и Византийской империи ученики заносят в таблицу в качестве домашнего задания.
Учитель: Можем ли мы теперь ответить на основной вопрос? Благоприятное ли было окружение у славян для дальнейшего развития?
Да, с большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство
IV. Подведение итогов
Домашнее задание. § 2, продолжить заполнение таблицы.