Тип урока: Сообщение новых знаний.
Вид урока: Комбинированный.
Цель: Познакомить учащихся с историческими событиями 1941-1944 г. (блокада Ленинграда).
Задачи:
- развитие и расширение представлений учащихся о Великой Отечественной войне и её героях;
- развивать интерес к истории, кругозор и речь детей, творческое воображение;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Оборудование:
- Презентация «900 дней и ночей». (Приложение)
- Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
- Симфония «Ленинградская».
- Музыка «Поклонимся великим тем годам».
- Выставка книг о блокаде Ленинграда.
- Письма в виде треугольников.
План урока:
I. Вводная часть.
II. Работа над пройденным материалом.
III. Работа над новым материалом:
- блокада Ленинграда;
- блокадный хлеб;
- дорога жизни;
- прорыв блокады;
- память жива…
IV. Итог урока.
Ход урока
I. Вводная часть
1) Организационный момент
- Сегодня мы проведём с вами необычный урок, т.к. на нём присутствует много гостей. Поприветствуем их.
2) Знакомство с планом урока
(Слайд 2)
- Обратите внимание на план нашего урока. Помощницей нашего урока звезда , которая будет указывать путь, на каком этапе урока мы находимся.
II. Работа над пройденным материалом
1) Вступительное слово учителя
- Урок я начну со стихотворения Щипачёва «22 июня 1941 года».
(Слайд 3)
- О чём это стихотворение?
2) Опрос домашнего задания
- Началась война. Советский народ встал на защиту своей Родины. В годы войны единственной связью между солдатами и их родными были письма (треуголки), которые очень долго доходили до адресата.
- Мы тоже получили почту, в каждом из них содержится вопрос. Вам ребята нужно найти эти письма (используются подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса по методике В.Ф.Базарного).
1 Какие события происходили в сентябре 1941 года?
9 Расскажи, как готовились москвичи к обороне города? Как выглядела столица в годы войны?
4 Почему фашистам не удалось захватить Москву?
1 Расскажи о героизме в боях на подступах к городу.
- Когда произошла важнейшая битва под Москвой?
Вывод: в 1941 году наши войска отстояли Москву, до окончания войны было ещё далеко.
III. Работа над новым материалом
1) Сообщение темы и цели урока
(Слайды 4 и 5)
- На сегодняшнем нашем уроке мы вспомним о событиях, которые происходили в городе - герое Ленинграде, изучив тему «900 дней и ночей».
- В качестве эпиграфа нашего урока взяты слова:
«Был город – фронт,
была блокада…»
2) Блокада Ленинграда
- «Тревожные дни наступили в Ленинграде: город на осадном положении враг у ворот. С 1941 года начался новый этап в истории города - этап суровых испытаний и битв. Великая Отечественная война изменила облик Ленинграда. Город стал фронтом».
О. Берггольц. (Читают дети)
Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда страна моя, печальная страна…Кронштадтский злой, неукротимый ветер в моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах заснули дети, ночная стража встала у ворот.Над Ленинградом – смертельная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой.
- Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда, фашистам удалось блокировать (окружить) город с суши. 8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады. Начался отсчёт блокадных дней и ночей.
Из воспоминаний. (Читают дети)
- Мы живём в осаждённом городе. Враг от нас на расстоянии пушечного выстрела. Окопы вырыты за жилыми домами. Баррикады перерезали улицы. Война пришла в город. Бульвары и сады изрыты щелями. Окна первых этажей закрыты щитами. У входа – ящики с песком, бочки с водой. Плакаты на улицах зовут: «Ленинградцы, учитесь гасить зажигательные бомбы!»
(Слайды 6, 7, 8)
4 сентября – первая бомба упала на жилой дом по Невскому проспекту, 119.
9 сентября – в командование Ленинградским фронтом вступил генерал армии Жуков.
13 октября – на Металлическом заводе построен бронепоезд. Он сразу ушел на фронт.
4 ноября – в городе разорвалось более 200 вражеских снарядов. Муки осталось на 8 дней, крупы – на 9 дней.
3) Блокадный хлеб
- Блокада мешала завозить в город продукты питания, продовольственные склады пострадали от вражеских бомбардировок.
По карточкам горожанам выдавали только хлеб, других продуктов просто не было. 2 сентября снижение норм продажи хлеба.
(Слайды 9, 10, 11)
«Бедный ленинградский ломтик хлеба – он почти не весит на руке» (О. Берггольц)
2 сентября |
600 г. |
300 г. |
1 октября |
400 г. |
200 г. |
13 ноября |
300 г. |
150 г. |
20 ноября |
250 г. |
125 г. |
Из воспоминаний главного механика Дикова 2-го Ленинградского хлебозавода. (Читают дети)
- До блокады мало кто интересовался нашим заводом. Продукцию мы изготовляем скромную - булочные изделия: плетёнки, сайки, калачи, сдобу.
В блокаду мы стали важнейшим «объектом». После бомбёжек больше всего интересовались, не случилось ли чего с нами. Мы не выпекали больше сдобу, но мы ежедневно обеспечивали хлебным пайком сотни тысяч человек, и, чем меньше порция, тем дороже она казалась людям.
Блокадный хлеб. Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нём было муки – мякина, отруби, целлюлоза. И всё же это был хлеб, почти единственное питание Ленинградцев.
Елена Рывина «Блокада». (Читают дети)
Дети, плача, хлеба просили-
Нет страшнее пытки такой!
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене крепостной.Но тогда летели снаряды,
Бомбы, здания рвали на куски,
И без крика падали рядом
Дети, матери, старики.Без воды, без тепла, без света,
День, который похож на ночь.
Может, в мире и силы нет,
Чтобы всё это превозмочь!
Работа по учебнику с. 60.
- Обратите внимание на дневник Тани Савичевой Ленинградской школьницы, которой в начале войны было 11 лет.
(Слайд 12 работа проводится по методике академика Базарного с использованием сенсорно - координаторных тренажей в позе свободного стояния 5 мин.)
Ольга Берггольц «Армия». (Читают дети)
Мне скажут – Армия…
Я вспомню день – зимой,
Январский день сорок второго года.
Моя подруга шла с детьми домой-
Они несли с реки в бутылках воду.
И путь был страшен, хоть и не далёк.
И подошел к ним человек в шинели,
Взглянул – и вынул хлебный свой поёк,
Трёхсотграммовый, весь обледенелый,
И разломил и детям дал чужим,
И постоял, пока они поели.
И мать рукою, серою, как дым,
Дотронулась до рукава шинели.
Дотронулась, не посветлев в лице…
Не ведал мир движенья благородней.
Мы знали ВСЕ о жизни наших армий,
Стоявших с нами в городе, в кольце.
- С 25 декабря повышены нормы выдачи хлеба на 50 г.
4) Дорога жизни
- Единственной дорогой, по которой можно было доставить в город военное снаряжение и продовольствие, вывезти раненых и больных, была дорога через Ладожское озеро. Ленинградцы называли её «Дорогой жизни». (Слайды 13 и 14)
13 ноября – принято решение о строительстве ледовой трассы по Ладоге.
17 ноября – на лёд Ладоги вышла первая разведывательная группа, с задачей пройти до деревни Кобона.
23 ноября – по Ладоге прошла первая автоколонна с продовольствием.
1 декабря – по дороге жизни перевезено 800 тонн муки.
Из воспоминаний шофёра «Дороги жизни» М.Твердохлеба. (Читают дети)
- Гитлеровцы легли на боевой курс, и давай всю трассу свинцовым дождём поливать, да бомбить. Грохот, вой стоит, фонтаны воды и льда поднимаются, вверх летят какие- то обломки. Смотришь, и деться не знаешь куда. И такой беспомощной песчинкой себя чувствуешь, кажется, вся огненная сила фашистская против тебя обернулась. (Слайды 15 и 16)
П.Богданов «Ладога». (Читают дети)
Зимой машины мчались вереницей
И лёд на Ладоге трещал.
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.Эх, Ладога, родная Ладога!
Метели, штормы, грозная волна…
Недаром Ладога родная.
«Дорогой жизни» названа.
- После тяжелой холодной зимы в условиях блокады появились, наконец, первые лучи солнца, зазеленела трава. В мае возобновились занятия в школах. В осаждённом городе родилась симфония «Ленинградская». (Слайды 17 и 18)
5) Прорыв блокады
(Слайды 19 и 20)
9 января 1943 г. – началась операция по прорыву блокады.
18 января 1943 г. – блокада Ленинграда была прорвана.
От Советского информбюро сообщение 19 января 1943 года.
Из выступления по радио 3 февраля 1944 г. О.Берггольц
- В Ленинграде тихо. По солнечной стороне Невского, «наиболее опасной стороне», гуляют детишки. Дети в нашем городе могут теперь спокойно гулять по солнечной стороне! Им можно спокойно жить в комнатах, выходящих на солнечную сторону! И даже можно спокойно, крепко спать, зная, что тебя не убьют, и проснуться на тихой- тихой, заре жизни живым и здоровым…
О, дорогая, дальняя, ты слышишь?
Разорвано проклятое кольцо!
Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,
В сияющих слезах твоё лицо.
(Слайды 21, 22, 23)
24 января 1944 г. – освобождены города Пушкин, Павловск.
27 января 1944 г. – враг отброшен от города на 100 км.
Полное снятие блокады Ленинграда завершено!
Через год, город Ленинград был награждён Орденом Ленина.
6) Память жива…
а) Монумент на Пискарёвском кладбище. (Слайды 24 и 25)
- 9 мая 1960 г., в день 15-й годовщины победы советского народа над фашисткой Германией, состоялось торжественное открытие величественного монумента в память жителей и защиту города, погибших в годы войны. Монумент воздвигнут на Пискарёвском кладбище, где находятся братские могилы.
б) Указ о присвоении город- герой Ленинград. (Слайд 26)
в) Выставка книг о блокаде Ленинграда. (Слайд 27)
IV. Итог урока
(Сайд 28)
(Под музыку)
Поклонимся великим тем годам
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны и рядовым
Поклонимся и мёртвым и живым
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья!
(Минута молчания)
V. Оценки за урок. Домашнее задание с. 56- 59 пересказ
Учебник «Беседы о России» Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф.
Литература
1. Колпакова Д. Был город – фронт, была блокада… - Ленинград: Детская литература, 1984.
2. Голикова В.А. Подвиг народа. – Москва: Политиздат, 1984.
(Слайд 29)