В наше время люди все в большей мере осознают, что именно творчество - одна из самых важных составляющих профессионального успеха. Наряду с учебными занятиями важную роль в развитии творческих способностей и формировании познавательной самостоятельности учащихся играет внеурочная работа. Она направлена на поддержание интереса и формирование прочных, глубоких знаний по изучаемым предметам. Одно из направлений внеурочной работы - экологическое воспитание школьников. Экологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Изучение экологии способствует осознаю того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Экологическое образование стимулирует работу мысли ребят, развивает самостоятельность мышления, способствует разносторонней творческой деятельности.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологического воспитания, экологического и нравственного сознания.
Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием.
Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др.
Формирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто. И все-таки, общеобразовательная школа призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время.
Сейчас существует много экологических проблем. И не только в нашей стране, но и во всем мире. Это происходит от того, что школа всегда очень мало уделяла внимания экологическому воспитанию и воспитанию учащихся. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д.
Одной из основных причин незрелости экологического сознания учащихся нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания. Далеко не каждый ученик имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем, представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений средств массовой информации. Разрозненные сведения не дают возможности ученику выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относится к природе, не наносить ей урона. Задача образования тут - обеспечить системный характер экологического воспитания и воспитания населения.
Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы учеников, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия знаний. Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. С этой целью в нашем учебном заведении проводится внеклассное мероприятие «Экологический набат». В ней участвуют учащиеся 9-11 классов, а все остальные школьники приглашаются в качестве слушателей. На конференции учащиеся выступают со своими презентациями по теме мероприятия.
Предлагаем некоторые работы учеников. (Cм. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.