Дидактические игры как средства оптимизации коррекционной работы воспитателя

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитатель специализированной группы для детей с нарушениями речи постоянно в своей деятельности решает задачи введения в самостоятельную речь воспитанников навыков и умений, полученных детьми на занятиях логопед. Квалификация и условия работы воспитателя коррекционной группы позволяют ему заниматься расширением лексического запаса дошкольников в процессе всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, игры, прогулка, подготовка к занятиям и пр.). Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности (до 5/6 всего времени пребывания в ДОУ) деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная), в рамках которой могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками. Одной из самых результативных форм работы с детьми дошкольного возраста являются специальные дидактические и развивающие игры.

Для малыша игра — самый радостный и комфортный способ познать мир.

«Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самостоятельности, самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах [Козырева О.А., ст. преподаватель КИЛК РО, г. Красноярск].

Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Пополнение, уточнение и активизацию речи целесообразно осуществлять не отрывочно, а в соответствии с лексическими темами, в рамках которых проводятся различные игры и упражнения.

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста. Их использование поможет воспитателю оптимизировать процесс коррекционной работы.

Дидактические игры по теме: ОСЕНЬ

1. «Найди свой листок»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания.
  • Закрепление названий цветов.

На маленьких карточках (6 штук) изображения листочков, отличающихся друг от друга по цвету. Дети вместе с педагогом рассматривают листочек. Называют его цвет. Затем на большом поле, где изображены все листочки, ребенок должен отыскать свой и закрыть его карточкой.

2. «Слушай дождик»

Цели:

  • Развитие слухового внимания.
  • Активизация словаря.

Педагог демонстрирует стук «дождика» (кончиков пальцев) по различным поверхностям – ткани, столу, стеклу, пластмассе и т.п. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, где «танцует» дождик.

3. «Такие разные листочки»

Цели:

  • Сравнение листочков разных деревьев по цвету и величине.
  • Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

В игре участвуют парные картинки с изображением листьев, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.

4. «Разноцветные тучки»

Цели:

  • Развитие умения сравнивать предметы по цвету.
  • Воспитание зрительного внимания.
  •  Активизация словаря.
  • Закрепление названий основных цветов.
  • Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

Детям предлагаются тучки разного цвета. Педагог говорит, что из тучек шел разноцветный дождик, и предлагает ребенку подобрать предметы, которые побывали под дождем из предложенной тучки.

Дидактические игры по теме: ИГРУШКИ

1. «Чего не стало»

Цели:

  • Обогащение словарного запаса по теме.
  • Развитие зрительного внимания.

На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.

2. «У кого какая игрушка»

Цели:

  • Сравнение игрушек по величине.
  • Активизация словаря.

Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине.

3. «Найди пару»

Цели:

  • Сравнение игрушек по цвету.
  • Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.

В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.

4. «Какой игрушки не хватает»

Цели:

  • Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме.
  • Воспитание зрительного внимания.
  • Активизация словаря.

Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает.

5. «Что здесь спрятано»

Цели:

  • Развитие воображения.
  • Активизация словаря по теме.

Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.

Дидактические игры по теме: ОДЕЖДА

1. «Одень Таню, одень Ваню»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания и логического мышления.
  • Активизация словаря по теме.
  • Закрепление названий цветов.

На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все.

2. «Выбери одежду для матрешек»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания.
  • Закрепление названий цветов.
  • Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.

3. «Кто во что одет»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом.

Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.

4. «Мишка и Мишутка»

Цели:

  • Развитие умения сравнивать предметы по величине.
  • Воспитание зрительного внимания.
  • Активизация словаря.
  • Образование уменьшительной формы существительных

Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.

Дидактические игры по теме: ДОМ

1. «Строим дом»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве.
  • Активизация словаря по теме.
  • Практическое употребление предлогов В, НА.

Детям предлагается построить дом для куклы из деталей конструктора, для нарисованной куклы из геометрических фигур. Свои действия ребенок комментирует, опираясь на вопросы педагога: Что это? Куда ты поставил крышу? Как кукла войдет в дом? И т.п.

2. «Кто в домике живет»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания.
  • Закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в ед.ч.
  • Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины. Ребенок называет предмет и в зависимости от его величины помещает в соответствующий дом (Это большая подушка. Она будет в большом доме. А это маленькая подушечка. Она – в маленьком доме).

3. «Чего в доме не хватает»

Цели:

  • Развитие логического мышления и фразовой речи.
  • Активизация словаря по теме.

У детей карточки с изображением домиков, в которых не хватает одной детали – двери, крыши или окна. Ребенок смотрит на карточку и говорит: - В моем доме нет окошка. Там будет темно. и т.п. - Затем из предложенных геометрических фигур выбирает необходимую и «ремонтирует» дом.

4. «Чей дом»

Цели:

  • Развитие логического мышления.
  • Активизация словаря по теме.

В окошке нарисованного дома воспитатель выставляет предметы, принадлежащие сказочным героям или животным, дети определяют, кому принадлежит этот дом.

5. «Разноцветные домики»

Цели:

  • Закрепление сенсорных эталонов.
  • Активизация словаря по теме.
  • Развитие зрительного внимания.

На большом панно несколько домиков из геометрических фигур разного цвета. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые домики, все высокие домики, все низкие. Каждый ребенок выбирает для себя какую-либо геометрическую фигуру (например, синий прямоугольник), соотносит ее с деталью дома (это дверь) и отыскивает на панно такие же фигуры.

Дидактические игры по теме: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. «Кто нас зовет»

Цели:

  • Развитие слухового внимания.
  • Активизация словаря по теме.
  • Образование уменьшительной формы существительных в ед. ч.

В – 1. У воспитателя игрушки домашних животных и их детенышей, воспитатель закрывает игрушки ширмой, произносит звукоподражание за взрослого животного или за детеныша, дети угадывают, кто позвал.

В – 2. У детей изображения детенышей, а у воспитателя взрослые животные. Воспитатель показывает картинку, дети, у которых детеныши этого животного, «откликаются».

В – 3. Детям раздаются изображения животных и детенышей, воспитатель показывает большой или маленький круг, дети произносят соответствующее звукоподражание.

2. «Бюро находок»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания.
  • Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель показывает детям карточки с изображением частей тела животного. Дети определяют, кто это потерял: Это хвост, его потеряла кошка. А это лапки, их потерял щенок.

3. «Злой и добрый»

Цели:

  • Развитие логического мышления и фразовой речи.
  • Активизация словаря по теме.

На столе или в игрушечных домиках символы настроения (гнев, улыбка, грусть, испуг). У каждого ребенка карточки с изображением различных предметов или ситуаций. Детям предлагается разложить свои карточки к символам настроения и объяснить, когда животное бывает таким.

4. «Чья мама»

Цели:

  • Развитие логического мышления.
  • Активизация словаря по теме.
  • Согласование сущ. с числительными 1, 2, 3.

На больших картах у детей - изображения взрослого животного, у воспитателя маленькие карточки с изображением детенышей. Воспитатель показывает карточку, ребенок говорит «Это мой котенок». Затем, дети считают детенышей и говорят «У кошки 3 котенка» и т.п.

Дидактические игры по теме: ДЕРЕВЬЯ (ель и береза).

1. «Посади дерево»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве.
  • Активизация словаря по теме.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дети из деталей (треугольников, счетных палочек) собирают дерево на листке бумаги, на котором обозначена линия – земля.

2. «Прятки»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания.
  • Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД.
  • Формирование пространственных представлений и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям изображения различных деревьев и мелких картинок (гриб, лист, цветок, птичка, капелька). По заданию воспитателя дети располагают предметы под деревом, за деревом или на дереве, называя , где расположен предмет. Затем все закрывают глаза, а один ребенок под руководством воспитателя меняет предметы местами. Остальные должны определить, что изменилось.

3. «Украшаем елку»

Цели:

  • Развитие сенсорных представлений.
  • Упражнение в употреблении наречий ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ПОСРЕДИНЕ.

У детей карточки с изображением елки и разноцветные кружки – шарики (у каждого ребенка по 3). Дети по заданию воспитателя располагают кружки на своей елочке. Затем воспитатель предлагает детям «нарядить» елочку, как им хочется, и рассказать, где какой шарик.

Дидактические игры по теме: НАСЕКОМЫЕ

1. «Найди место»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета.
  • Активизация словаря по теме.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть лист картона с выложенными на нем разноцветными квадратами (зеленый, желтый с черными полосками, красный с желтыми пятнами, черный, красный с черными кружками) и вырезанные по контуру фигурки кузнечика, мухи, божьей коровки, пчелы, бабочки. Задача детей, найти для насекомого свой «домик».

2. «Прятки»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания.
  • Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В.
  • Формирование пространственных представлений и фразовой речи.

Воспитатель предлагает детям на таблице с изображением полянки отыскать как можно больше насекомых (видна только часть туловища), называя, где они находятся.

3. «Для чего это нужно»

Цели:

  • Развитие логического мышления.
  • Активизация словаря по теме.
  • Практическое употребление простого предложения.

Воспитатель называет части тела насекомого, например, КРЫЛЬЯ, дети имитируют полет; ЛАПКИ – ползание. Слова воспитателя чередуются. Постепенно темп увеличивается.

4. «Большой – маленький»

Цели:

  • Активизация словаря по теме.
  • Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.
  • Развитие фразовой речи.

Воспитатель называет большое насекомое

ПЧЕЛА
МУХА
ЖУК

Дети – маленькое (пчелка, мушка, жучок)

Дидактические игры по теме: ПОСУДА

1. «Накрой стол»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания, умения соотносить цвета.
  • Активизация словаря по теме.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитатель предлагает детям выбрать из расставленных на столе предметов посуды те, которые нужны для чаепития. Задача детей – накрыть к чаю столик с синей салфеткой (выбирается посуда синего цвета), аналогично проводится работа с другими цветами.

2. «Помощники»

Цели:

  • Развитие слухового внимания.
  • Формирование логического мышления и фразовой речи.

Воспитатель говорит, что мама очень устала, предлагает детям помочь ей помыть и вытереть посуду, уточняет, какую посуду моют (грязную), а какую вытирают (мокрую). Затем воспитатель называет: МОКРАЯ ТАРЕЛКА, дети отвечают: БУДЕМ ВЫТИРАТЬ ; воспитатель – ГРЯЗНАЯ КАСТРЮЛЯ, дети – БУДЕМ МЫТЬ и т.п.

3. «Разбитая посуда»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания и памяти.
  • Активизация словаря по теме.

Практическое употребление простого предложения.

На столе перед детьми карточки с изображением посуды или кукольная посуда (до 5 предметов). Воспитатель рассматривает и называет ее вместе с детьми. Затем предлагает детям закрыть глаза – «отдохнуть», убирает один предмет. Когда дети открывают глаза, они называют, какая посуда «разбилась». Можно убирать небьющуюся посуду, обращая внимание детей на то, что этот предмет нельзя разбить.

4. «Большой – маленький»

Цели:

  • Активизация словаря по теме.
  • Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.

Игра «Три медведя »: В магазин посуды пришли три медведя. Дети – продавцы. Они предлагают мишкам посуду по размеру, рассказывают, почему медвежонку нужна тарелочка, а большому медведю тарелка.

Дидактические игры по теме: ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

1. «Собери снеговика»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
  • Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний, маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

2. «Наоборот»

Цели:

  • Развитие слухового внимания, логического мышления.
  • Активизация словаря – закрепление в речи слов – антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный) и т.п.

3. «Что зимой бывает»

Цели:

  • Развитие представлений о приметах зимы.
  • Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

4. «Снежинки»

Цели:

  • Развитие сильного направленного выдоха.
  • Закрепление в речи предлога НА.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке; подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

5. «Что прячется за сугробом»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания.
  • Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Педагог прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, солнышко, снежинка, дерево, шапка, шарф, рукавичка и т.п.), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.