Цель урока:
1. Обучающая:
- обобщение и контроль изученного материала по теме.
2. Воспитательная:
- осуществить идею коллективизма, взаимоподдержки;
- формировать умение учебного труда.
3. Развивающая:
- формирование логического мышления школьников.
Ход урока
Как рыба об лед, испокон веков
билась мысль мудрецов в своем
стремлении к единству во всем,
то есть исканий начало всех начал.
Д.И. Менделеев
Правила игры «Риск – Версия».
Класс делится на 2 команды. Каждый ученик имеет право «рисковать», т.е. ответить без подготовки. За это получает три балла. Если ответ не правильный, представитель этой команды имеет право помочь ему и получает два балла. За дополнение получает один балл. Каждый ученик собирает баллы. Оценка зависит от количества баллов. Капитан команды заполняет оценочный лист, где учащиеся выставляют оценки представителям своей команды за групповую работу, а также учащиеся сами себе выставляют оценки – самооценка. Побеждает та команда, которая имеет лучший результат.
Первый тур – теоретический: «Разминка».
Вопросы:
(отвечают командой, вопросы выведены на монитор ПК)
- Мельчайшая неделимая частица вещества? (10)
- Наименьшая частица многих веществ, состав и свойства которых такие же как у данного вещества? (7)
- Цифра, показывающая число атомов каждого элемента в молекуле вещества? (6)
- Из атомов каких элементов вещество состоит? (16)
- Число атомов каждого элемента в составе вещества? (12)
- Условная запись качественного и количественного состава вещества по средствам химических символов и индексов? (22)
- Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента? (5)
- Вещества, которые образованы атомами разных элементов, связанных между собой? (1)
- Силы взаимодействия, которые соединяет отдельные атомы в молекуле, ионы, кристаллы? (2)
- Способность атома элемента образовывать химические связи с другими атомами? (8)
- Химическая связь между атомами, осуществляемая с помощью общих электронных пар? (13)
- Способность его атомов притягивать к себе электронов связывающие их с другими атомами? (3)
- Формула молекулы, которой в каждая общая электронная пара изображается черточкой? (18)
- Молекулы состоят из символов элементов, вокруг которых точками обозначены валентные электроны (т.е. электроны внешнего уровня), а между атомами связывающие электронные пары? (23)
- Химическая связь между атомами с одинаковой электроотрицательностью? (20)
- Химическая связь между атомами, которые незначительно различаются по электроотрицательностью? (11)
- Качественный и количественный состав соединений молекулярного строения является постоянным независимо от способа получения? (15)
- Химическая связь между ионами, осуществляемая электростатическим притяжением? (4)
- Условный заряд атома в соединении, который приписывают ему, исходя из предположения, что соединение состоит только из ионов? (26)
- Степень окисления при отдаче электрона? (21)
- Число электронов, принятых данным атомом, ее проявляют только неметаллы? (24)
- Значение степени окисления имеют атомы в соединениях с неполярными связями? (9)
- Сложные вещества, состоящие из двух атомов разных химических элементов? (25)
- Закон постоянства состава открыл? (14)
- Теорию ковалентной связи разработал? (19)
- Величина постоянная Авогадро? (17)
Компьютер обрабатывает варианты ответов и выдает результаты в виде набранных баллов.
Варианты ответов:
- Сложные вещества.
- Химическая связь.
- Электроотрицательность.
- Ионная связь.
- Простые вещества.
- Индекс.
- Молекула.
- Валентность.
- Нулевое.
- Атом.
- Ковалентная полярная связь.
- Количественный состав вещества.
- Ковалентная связь.
- Французский ученый Ж. Л. Пруст 1799-1806гг.
- Закон постоянства состава.
- Качественный состав вещества.
- 6,02х1023 моль-1.
- Структурная формула вещества
- 1916г американский ученый Г. Льюис.
- Ковалентная неполярная связь.
- Отрицательная.
- Молекулярная формула вещества.
- Электронная формула вещества.
- Положительная степень окисления.
- Бинарные вещества.
- Степень окисления.
Также на мониторе компьютера высвечивается таблица правильных ответов (Приложение №1) после проверки результатов учащихся, для того чтобы еще раз закрепить пройденный материал.
Второй тур: «Риск – благородное дело».
По очереди каждому представителю от команды дается карточка. Кто быстрее и правильно решит, получает три балла, кто позже, но правильно – два балла.
1 карточка: определить тип химической связи:
а) NaCL (ионная), б) MgBr2 (ионная), в) CO2 (полярная), г) H2 (неполярная).
2 карточка: определить степень окисления:
а) AL2O3 (+3;-2), б) K2O (+1;-2), в) Mn2O7 (+7;-2), г) K2SO4 (+1;+6;-2).
3 карточка: определить формулу по степеням окисления:
а) P+5O-2 (Р2О5), б) Ca+2CL-1(СаCl2), в) Ba+2I-1(ВаI2), г) Mn+7O-2 (Mn2O7).
4 карточка: дать химические названия веществ:
а) H2O (вода), б) SO2 (оксид серыIV), в) CL2 (хлор), г) NH3 (аммиак).
5 карточка: определить тип химической связи:
а) MgF2 (ионная), б) ALCL3 (ионная), в) N2 (неполярная), г) CO2 (полярная).
6 карточка: в каком соединении азот проявляет степень окисления -3:
а) NO2, б) N2O3, в) Na3N.
7 карточка: определите степень окисления хлора в соединениях: CL2, KCL, KCLO4. (0, -1, +7)
8 карточка: выпишите из предложенного ряда веществ ионные соединения: CH4, CaCL2, O2, KF, NH3, Mg.
9 карточка: какие вещества имеют ковалентную неполярную связь: H2, H2O, O2, CO2.
10 карточка: определить качественный и количественный состав аммиака (качественный: азот, водород; количественный: 1 атом азота, 3 атома водорода).
11 карточка: число не спаренных электронов в атоме фосфора равно: 5, 3, 1, 7.
12 карточка: составьте схему образования ионной связи между атомами кальция и хлора, натрия и серы, магния и кислорода. (СаCl2, Na2S, MgO)
13 карточка: в каком соединении степень окисления фтора равна 0: OF2, HF, F2, KF.
Экспериментальная пауза.
Можно провести любой опыт, яркий, запоминающийся. Я показываю обычно взаимодействие натрия с водой. Для этого беру чашку Петри, наливаю воды, капаю несколько капель фенолфталеина и бросаю кусочек натрия. Яркий результат эксперимента вызывает восторг и интерес к предмету.
Вопрос. Какие процессы течения химического превращения наблюдайте?
Школьники обычно отвечают безошибочно. Это – выделение газа, появление малинового цвета, быстрое растворение натрия, быстрая скорость течения реакции, изменение среды. К этому времени учащиеся 8 класса еще не умеют писать реакции. Поэтому я сама пишу на доске уравнение:
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
Третий тур: «Ваша версия решения задачи».
Двум учащимся с разных команд дается задача. Кто раньше решит правильно получает 3 балла. Кто позже правильно решил задачу получает 2 балла. И так решают все участники.
- Определить сколько атомов содержится в двух молях железа Fe. (1.2х1024 атомов)
- Определите массу воды, количеством вещества 0.5 моль. (9г.)
- Вычислите, какое количество вещества составляет 22.4г оксида кальция CaO. (0.4 моль)
- Вычислите массу 3х1025 молекул воды. (900г)
- Массовые доли меди и кислорода в оксиде меди равно соответственно 88.8% и 11.2% установите простейшую формулу этого оксида. (Cu2O)
- Рассчитайте количество вещества в образце магния массой 6г. (0,25 моль)
- Определите число молекул в 0,1 моль брома Br2. (6х1022 молекул)
- Рассчитайте массовую долю углерода в метане CH4. (75%)
- Вычислите молярную массу фосфорной кислоты H3PO4. (98г/моль)
- Определите массовые доли (%) углерода и кислорода в углекислом газе СО2. (27,27% и 72,73%)
- Вычислите массовые доли элементов в бертолетовой соли KCLO3. (31,8%, 29% и 39,2%)
- Определите содержание серы (с точностью до 1%) в данном соединении H2SO4. (33%)
- Чему равна молекулярная масса оксида данного элемента CL(VII). (133)
Четвертый тур: «Домашнее задание».
Заранее дается задание командам составить кроссворд из десяти понятий по данной главе. По команде передают противникам. В команде обсуждают вместе. Кто раньше решит, получают на команду три балла, кто позже – два балла.
Подведение итогов.
Собираю оценочный лист (Приложение №2). Выставляю оценки. Выводятся итоги и результаты команд.
Заключительное слово учителя:
Ты молодчина! И в это поверь.
Открыта тобой в мир химии дверь.
Надеемся все мы, что лет через пять
Прекрасным ученым сможешь ты стать.