Тема: Обобщающий урок-игра «Экологическое ассорти», по теме «Судьба природы – наша судьба».
Цель: обобщить и проверить знания детей по изученному разделу; развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности; воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД УРОКА
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Файл презентации можно получить по запросу у автора статьи.)
1. Организационный момент
2. Введение в тему урока
Берегите Землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Учитель. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
3. Актуализация полученных знаний
Учитель. Сегодня на уроке мы проведём игру «Экологическое ассорти».
-От какого слова образовано прилагательное «экологическое»?
-А что такое экология?
-Как вы понимаете значение этого слова?
-А вот как определяет слово «экология» словарь Ожегова.
-Экология-наука об отношениях растительных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
-Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства ПРИРОДЫ.
Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства? На все эти вопросы мы ответим сегодня на уроке.
4. Работа по теме урока
Класс делится на две команды. За каждое, правильно выполненное задание, команда получает жетон. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество жетонов. Начинаем игру. Внимание на экран.
1) РАСТЕНИЯ
-Знаешь ли ты этот водный растительный мир?
Задания командам - выбрать правильный ответ.
2) ЖИВОТНЫЕ
Викторина «Знаешь ли ты?»
а) Куда на зиму исчезают лягушки?
Дети. Лягушки залегают в спячку.
б) Сколько ног у паука?
Дети. У паука 8 ног.
в) Сколько глаз у стрекозы?
Дети. У стрекозы множество глаз-фасеток.
г) Зачем летучие мыши пищат на лету?
Дети. Летучие мыши ловят отражённый звук ушами, обнаруживают добычу или препятствие. Это явление называется эхолокация.
д) Кто больше кусается комар или комариха?
Дети. Больше кусается комариха.
ж) Какое животное может бегать по воде?
Дети. Это животное клоп водомерка.
3) «ЭКОЛОГИЯ УСТАМИ МЛАДЕНЦА»
Свой вопрос задаёт Алёна.
Вопрос задаёт Артём.
Свой вопрос задаёт Рита.
Вопрос задаёт Таня.
4) «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»
1) У этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а еще часы, монеты - видимо, хищница принимает их за рыбку с яркой чешуей.
Подсказка. Ухвачу-ка! Проглочу-ка! Щёлкает зубами щука.
2) Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в России. У нее нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличишь от бревна. У этой рыбы даже есть усы.
Подсказка. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался сом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
5. Продолжение работы по теме
5) ПРИРОДА И МУЗЫКА
-Что нам помогло провести музыкальную паузу?
-А где еще можно услышать музыку?
-Природа и музыка, музыка и природа - два слова просто неотделимы друг от друга.
-Вспомните, как чуть слышно первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, как спелый малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, нам станет ясно, что музыка звучала, звучит и будет звучать там, где светит солнце, там где распускается листва, там, где небо распахнуто для журавлиного полета.
6) ПТИЦЫ
(КРОССВОРД)
-Отгадайте кроссворд.
По горизонтали
2. Днём слепа, а ночью прозревает.
4. Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.7. Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.8. По лужам он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
По вертикали
1. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.2. На вид неказист, зато голосист.
3. Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает.5. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица …6. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
11. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА
-Напишите правила поведения в природе.
Учитель. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.
А может без этого, ты сможешь обойтись?
12. «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»
1) «Живые фильтры водоема». (Двухстворчатые моллюски)
2) Детеныши лягушки. (Головастики)
3) Санитары водоема. (Раки, беззубки)
4) Основные обитатели луга. (Насекомые)
5) Дерево- символ нашей Родины. (Берёза)
6) Из какого дерева делают спички. (Из осины)
7) У кого уши на ногах. (У кузнечика)
8) Что теряет лось каждую зиму. (Рога)
9) Двоюродные братья зайцев. (Кролики)
10) Водяной строитель. (Бобр)
11) Целебная ягода болота. (Клюква)
12) Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
13) Какая рыба к старости становится горбатой? (Горбуша)
14) Кто может пить ногой? (Лягушка)
15) Маленькая легонькая, а за хвост не поднимешь? (Ящерица)
16) У кого самый чуткий нос? (У бабочки)
17) Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
18) Чем больше колец, тем старше жилец? (Дерево)
19) Из какого растения ткут полотно? (Из льна)
20) Растение плавающее на поверхности воды. (Ряска)
21) Враги колорадского жука. (Жужелицы)
22) Ночная птица. (Сова)
23) Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
24) Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц)
25) Зимнее логово медведя. (Берлога)
26) Что случается с пчелой после того, как ужалит? (Умирает)
13. «ПОНИМАЛКИ»
Учитель. К нам на урок пожаловали его Величество со своей свитой.
Послушайте, что они расскажут нам.
(Инсценировка.)
Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь со своим семейством.
Царь. Царь я, аль не царь?
Слуги. Царь, батюшка, царь!
Царь. Хочу я в век 21, год 2006 совершить путешествие и посмотреть, что стало с моим царством-государством?
Ведущий. Скажу вам по секрету, пробыл царь здесь, в нашем времени, неделю и вот результат.
Царь. И как же именуются эти хоромы?
Слуги. Еловская средняя общеобразовательная школа.
Царь. А-а-а. А где же трон?
Слуги. Так вот же. Это теперь именуется стол учительский.
Царь. До чего же неудобен этот ваш престол.
Ведущий. Да что вы, что вы, Ваше Величество. Здесь у нас журнал лежит, пособия всякие, а учитель на стуле сидит или у доски урок объясняет.
Царь.
Что ж я тут посижу,
Речь вам умную скажу:
У меня нет интереса
До учебного процесса,
А вызывает интерес
Весь житейский ваш процесс,
Отвечайте мне немедля,
Чтоб вас всех попутал бес.
Ведущий. Не извольте гневаться, Ваша милость.
Царь.
Как же так, как вам не стыдно!
Мне порядку тут не видно.
Кто бумажки разбросал?
Кто скамейки поломал?
Где цветущие газоны?
И дорожки не метёны.
Али снова печенеги совершили к нам набеги?
А казна моя? Пуста?
Царевна.
Казначей, слуга наш верный!
Мы велим тебя казнить!
Что с богатством государства-
Вмиг извольте доложить.
Казначей.
Что творится! Не могу!
Я на Марс сейчас сбегу.
Сколько хлеба и воды
Здесь транжирят без нужды.
Царь.
Всё! Ухожу в монастырь!
Этак можно всю природу
Превратить в одни отходы.
Ведущий. Ваше Величество! Подождите, послушайте. Изучая экологию-науку о нашем земном доме, планете Земля, мы учимся, как надо вести себя в природе. Не волнуйтесь, ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от природы, и мы её будем любить и охранять.
Царь. Что ж отрадно слышать это.
Царевна.
Батюшка любимый мой,
Нам пора уже домой.
Царь.
Возвращаюсь в своё царство,
В тридесятое государство
И, надеюсь, мой урок
Будет вам, ребята, впрок.
Все. Мы свою природу – мать должны любить и охранять.
5. ИТОГ УРОКА
Учитель. Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке в дальнейшей жизни?
-Свои чувства изобразите на бумаге.