Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций.
Задачи урока:
- Создать представление о причинах возникновения языческих верований.
- Показать взаимосвязь верований с занятиями и бытом восточных славян.
- Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности посредством работы с учебником и документами.
Оборудование:
- учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 6 класс»;
- тексты из книги Балязина В.Н. «Неофициальная история России»;
- иллюстрации с изображениями древних идолов.
Основные понятия:
- язычество;
- язычники;
- идол;
- капище;
- волхвы;
- жертвоприношение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Этап усвоения новых знаний.
Обучающимся предлагается игровая ситуация, по условиям которой они являются исследователями. Учитель предлагает обучающимся окунуться в мир восточных славян и познакомиться с богами, которым поклонялись наши предки. Перед учениками ставится задача: подготовить рассказ о верованиях древних славян. Учитель знакомит учеников с материалом, при помощи которого будет создаваться рассказ.
1. Ученикам предлагается алгоритм работы с материалом:
- внимательно прочитать предложенный материал;
- отобрать необходимую информацию;
- составить словарь новых терминов.
2. Следующий этап работы – составление плана исследования.
Учитель предлагает учащимся определить, на какие вопросы они могут найти ответы в рамках предложенного материала. Все вопросы фиксируются, и определяется план исследования.
План исследования:
- Как называлась религия древних славян?
- Каким богам поклонялись наши предки?
- Какие обряды совершали?
- Чему покровительствовали эти боги?
- Как связаны эти верования с бытом и нравами наших предков?
3. В ходе следующего этапа работы ученики отвечают на вопросы плана и составляют связный рассказ о верованиях восточных славян.
4. Беседа с учащимися по результатам работы. Ученики выступают с рассказами по предложенному плану. В ходе беседы ученики работают с иллюстрациями, на которых представлены некоторые обряды, идолы, обереги.
5. После беседы учитель проверяет правильность составления словаря новых терминов.
III. Этап закрепления новых знаний.
Обучающимся предлагается ответить на ряд вопросов:
- Какой бог покровительствовал скотоводству?
- Как славяне называли теней предков?
- Кто такой леший?
- Какое явление олицетворял Перун?
IV. Заключительный этап урока.
1. Подведение итогов урока.
Обучающиеся выявляют лучший рассказ и формулируют вывод.
Оценка учителем работы учащихся. Обсуждение и выставление отметок.
2. Домашнее задание.
Нарисовать любого бога славянского пантеона; подготовить сообщение о языческих праздниках, дошедших до наших дней.