Курс «Введение в обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели курса:
- создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Курс включает в себя два раздела.
Первый раздел – «Человек, природа, общество» –
опирается на представление о человеке как
биосоциальном существе, включенном в жизнь
природы, малой группы, больших социальных
общностей, в экономику, политику, культуру,
общество в целом. При этом человек
характеризуется и как субъект общественных
отношений, специфически проявляющий себя в
многообразных взаи мосвязях с другими людьми, и
как индивидуальность, самостоятельно
определяющая свой жизненный путь, постоянно
оказывающаяся перед нравственным выбором в
различных жизненных ситуациях. Человек и
человеческие отношения рассматриваются с точки
зрения гармонизации жизненных установок и целей
человека с требованиями, предъявляемыми ему со
стороны тех природных и социальных образований,
в которые он включен. Такой подход призван
помогать гуманизации личности, ее отношений к
природе, другим людям, к себе и вместе с тем
ориентировать на гуманизацию всей социальной
системы.
Введение к курсу призвано сформировать у
учащихся положительную установку на изучение
нового для них обществоведческого предмета, а
также познакомить с его ключевой идеей – идеей
гуманизма. Эта идея в дальнейшем рассматривается
в развитии в самых разных связях и проявлениях.
В теме «Что такое человек?» с опорой на
психологию, этику, философскую антропологию
раскрываются важные сущностные признаки,
отличающие человека от других живых существ.
Важно, что изучение возможностей, потребностей,
способностей и интересов человека совпадает у
учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед
собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п.
Содержание темы позволяет приобщить учащихся к
вопросам самопознания, самоопределения.
Тема «Человек и природа» включает в себя два
содержательных блока: первый – общефилософские
аспекты взаимодействия человека с естественной
природной средой; второй – вопросы социальной
экологии, охраны окружающей природы, активного
проявления человеческого отношения к живому и
неживому в природе. Именно в этой теме
целесообразно идти от местного материала,
стимулировать учащихся к внимательному,
вдумчивому и ответственному отношению к
хрупкому миру вокруг нас. Тема позволяет
раскрыть сущность человека через понимание им
последствий собственного поведения в природе.
Тема «Человек среди людей» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь дается взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а дает возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности дает эта тема и для обсуждения актуальных молодежных проблем – моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.
В теме «Человек в обществе» учащиеся знакомятся с основными сферами общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной), изучают многообразные общественные связи и отношения человека, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе. При этом они осознают зависимость судьбы человека не только от состояния общества, но и от собственной социальной активности. На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.
В ходе изучения курса «Введение в обществознание» учащиеся должны знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.
Согласовано на заседании МО учителей истории и обществознания и естественных наук Протокол № 1 от « » сентября 2008 г. Руководитель МО |
Утверждено на заседании методического Совета Протокол № 1 от « » сентября 2008 г. |
Календарно-тематическое планирование уроков обществознания (с использованием АРМ учителя) 2008 – 2009 учебный год учителя А. И. Семенченко (Приложение)
Класс: 8 «А», 8 «Б», 8 «В»
Количество часов на первое полугодие –16
час.
Всего – 35 часов; в неделю – 1
час.
Количество часов на второе полугодие –
19 часов, резервное время - 5 часов
Плановых контрольных тестов – 2; (
из них – 2, компьютерные технологии);
проверочные работы – 1 (ЭССЕ)
Административных контрольных уроков –
Планирование составлено на основе
Федеральной программы и Государственного
образовательного стандарта. Приказ от
05.03.2004 года, № 1089, «Об утверждении
федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего
образования».
Автор программы: Л.Н.Боголюбов
Учебник: Л.Н.Боголюбов «Введение в
обществознание 8-9 кл.», М., «Просвещение» 2006г.
Дополнительная литература:
В.А.Мирошникова Комментарии к Конституции
Российской Федерации. М.,«Тандем», 2005;
Я.В.Соколов, А.Б.Драхлер Граждановедение.
Дидактические материалы. М.,«Дрофа», 2004;
А.Ф.Никитин Права человека 9-11 классы.
М.,«Дрофа», 2004;
А.Ф.Никитин Трудовое право 9-11 классы.
М.,«Дрофа», 2004;
Э.В.Уткина Школьные олимпиады. Обществознание 5-9
классы. М., «Айрис-Пресс», 2005
А.Б.Драхлер Вопросы к олимпиаде. Обществознание.
М., «Владос», 2004
Т.А.Иовщик и другие Введение в современные
социальные проблемы. М., «Вита- Пресс», 2006
Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин Основы права. М.,
«Вита-Пресс», 2007
А.Ф.Никитин Конституционное право 9-11 классы.
М.,«Дрофа», 2004;
А.Иванов Консультации по основам государства и
права. М., «Юрист», 2004
А.И.Кравченко Задачник по обществознанию. М.,
«Русское слово», 2002
Методический журнал Преподавание истории и
обществознания в школе №№ 2006 -2007
Л.Н.Боголюбов Методические материалы к
учебнику «Введение в обществознание 8-9». М.,
«Просвещение», 2007
Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по
курсу «Введение в обществознание» М..
«Просвещение», 2001
Рабочая тетрадь: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.
рабочая тетрадь по курсу «Введение в
обществознание» 8 класс М., «Просвещение», 2004
Мультимедия:
CD «Обществознание» 1 часть, 2004.
history-lesson.ru (цоры для 8 класса), презентации Чернова
по обществознанию.
2. Авторские презентации.
3. Сообщество учителей истории. Методические
материалы на сайте «Сеть творческих учителей».
4. VIP.KM.RU (методическая копилка уроков
обществознания).
5. edu.km.ru (методическая кубышка).
6. shkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал,
рубрика для учителей).
7. Википедия
Дата по плану | Дата корректировки | № урока | Тема урока | НРК (национально-региональный компонент | Вид (тип урока) | Лабораторные и практические работы | Виды контроля | Формирование по теме | Домашнее задание | |
ООУН | ЗУН | |||||||||
Общеобразовательные умения и навыки |
Знания, умения, навыки | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Данная структура календарно-тематического планирования выполняется при разметке страницы (альбомная).
В колонку «НРК» вписываем темы, соответствующие национально-региональному компоненту. Например, тема «Человек и культура» (уроки № 5-6), «Культурная жизнь Красноярского края и НПР» (Норильского промышленного района). Согласно стандартам образования на НРК отводится не более 10% учебного плана.
Соответственно в графу «Виды (типы уроков) отмечаются комбинированные уроки (как наиболее распространённые и приемлемые для проведения), так и другие виды, например: комбинированный урок с элементами дискуссии, с элементами эвристической беседы, семинар, урок обобщения знаний, урок развития умений и навыков, комбинированный урок с элементами ролевой игры и др.
Как правило, колонка «Лабораторные и практические работы» более приемлема для уроков биологии, химии, физики. В то же время лабораторные и практические работы можно проводить на уроках истории и обществознания. Практически на каждом уроке можно использовать рубрику учебника «Говорят мудрые», где учащиеся могут выполнять практическое задание в форме эссе. В теме «Бесценный дружеский союз» восьмиклассники могут выполнить лабораторную работу «Составление портрета собеседника и друга», составление психологического портрета любимого человека (тема «Самое утреннее из чувств»), моделирование российской семьи к 2059 году (тема «Психологический климат в семье») и т.д.
При заполнении колонки «Виды контроля» следует использовать дифференцированный подход. По учебным способностям и возможностям, естественно, классы не одинаковы. Но как правило, использую компьютерный тест – ИКТ (это позволяют технические возможности), состоящий из трех заданий: задания на понятия, от 5 до 8 вопросов по образцу ЕГЭ, часть А – это задание 2, а также –часть С: «говорят мудрые» (по учебнику) – задание3. Выполняя такие задания, учащиеся получают за урок по три отметки, что бывает затруднительным при 1 часовой нагрузке по предмету. Наряду с компьютерными тестами используются и «бумажные тесты» ( в зависимости от темы урока). Наличие АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя позволяет осуществлять контроль в форме защиты учащимися мини-проектов (презентаций), как индивидуально, так и в групповом варианте. Осуществление контроля знаний можно проводить и через использование CD «Обществознание 8-11 классы», часть 1.
Умения вести дискуссию, моделировать, прогнозировать, извлекать информацию практи-чески необходимую для жизни, умения работать с обществоведческими понятиями, вести дискус-сию, умения выступать с сообщениями, «держаться на публике», умения применять теоретичес-кие знания в практической деятельности и др. являются составляющими колонки «ООУН».
Структурная графа тематического планирования «ЗУН» предполагает ведение диагностического журнала учителем – предметником. На методическом Совете школы утверждаются сроки диагностики по предмету по тем или иным направлениям. Например, в 8-х классах в течение учебного года 2008-2009, диагностика будет проведена по направлению: «умение задавать вопросы» (конец III четверти). Каждому учащемуся выставляется соответствующая оценка в диагностический журнал по критериям: 0- не владеет, 1 – частично владеет, 2 – владеет.